Президент Путин уступил место президенту Медведеву и занял пост премьер-министра. Мы побеседовали с ведущим политическим комментатором The Times Питером Ридделлом о том, как реализуется преемственность ведущих политических постов в Великобритании.
Что может помешать действующему премьер-министру вновь и вновь занимать эту должность?
Премьер-министр в Великобритании занимает свою должность только пока его партии принадлежит большинство в палате общин. Как правило, он покидает пост, когда его партия проигрывает выборы, и тогда лидер выигравшей партии занимает должность премьер-министра – как это было в 1945, 1951, 1964, 1970, 1974, 1979 и 1997 годах.
Очень редко, только дважды за все двадцатое столетие палата общин выражала вотум недоверия премьер-министру. Последний раз это случилось в марте 1979 года. Тогда правящая лейбористская партия оказалась в меньшинстве и другие партии не поддержали ее в выражении доверия правительству. Занимавший в то время пост премьер-министра Джеймс Каллаген сразу же объявил парламентские выборы, которые состоялись через пять недель. На них выиграли консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер, которая и стала премьер-министром.
Еще один случай, когда между парламентскими выборами премьер-министр уходит с должности либо по собственному желанию, либо если он теряет доверие своей собственной партии. Уинстон Черчилль покинул пост в 1955 в основном из-за своего возраста и растущей враждебности со стороны собственного кабинета. Энтони Иден ушел в 1957 году, во-первых, по состоянию здоровья, а во-вторых, из-за потери доверия после Суэцкого кризиса. Гарольд Макмиллан ушел в 1963 из-за болезни. Гарольд Вильсон ушел в отставку в 1976, неожиданно для всех, из-за внезапной болезни. Тэтчер была вынуждена уйти в 1990. Тони Блэр покинул свой пост в 2007 сразу по нескольким причинам. Он обещал не добиваться четвертого срока. Кроме того, внутри партии лейбористов возникли разногласия, и его преемник Гордон Браун фактически заставил Блэра уйти. Попытка переворота, предпринятая сторонниками Брауна в сентябре 2006, заставила Блэра пообещать, что ровно через год покинет пост, что он и сделал.
В общем, в Великобритании переход от одного премьер-министра к другому происходит безболезненно, даже в тех случаях, когда меняется правящая партия.
Каков механизм смещения действующего премьер-министра?
Помимо проигрыша на выборах и вотума недоверия, может быть также произведен переворот внутри партии. Он может произойти как неофициально, через действия членов кабинета (как это было в случае с Черчиллей, Иденом и до определенной степени Блэром), так и официально, как в случае с Тэтчер.
У каждой из основных партий свои собственные правила относительно того, как можно заявить претензии на пост премьер-министра. В обычной ситуации есть строгие ограничения, не допускающие появления малозначащих претензий. Осенью 1990 года протест высказал Майкл Хезелтайн, бывший член кабинета Тэтчер, который в 1986 году ушел из состава правительства в связи с несогласием с ее политикой. По действовавшим тогда правилам партии консерваторов, кандидат должен был получить не просто большинство, но и определенное дополнительное преимущество. Тэтчер получила больше голосов, чем Хезелтайн, но не получила необходимого превосходства. В связи с этим потребовалось дополнительное голосование, и тогда правительство Тэтчер убедило ее, что лучше отступить, чем рисковать оказаться в унизительной ситуации проигрыша во втором туре. Это открыло путь Джону Мэйджору, который тогда занимал должность канцлера казначейства (министра финансов). Он выиграл у Хезелтайна и Дугласа Херда, министра иностранных дел. Таким образом, Тэтчер была вынуждена уйти в результате комбинации, разыгранной консерваторами-членами парламента и членами ее собственного кабинета. Как она часто упоминала, она никогда не проигрывали ни на выборах в палате общин, ни на всеобщих парламентских выборах.
Может ли парламент снять с должности премьер-министра?
Да, как я уже говорил. Но это может сделать только Палата общин (выборная палата), не Палата лордов (которая по большей части не выборная) на голосовании о вотуме доверия. Как правило, это приводит к всеобщим выборам.
Мог ли Блэр, покинув пост премьер-министра, назначить себя на какую-либо другую ключевую должность в правительстве?
Нет. Когда премьер-министр уходит в оставку, он становится «заднескамеечником» (то есть рядовым членом Палаты общин). Хотя Блэр, например, ушел из парламента на следующий день после отставки с поста премьера. Распределение постов в новом правительстве полностью зависит от нового премьер-министра. В большинстве случаев уходящий в отставку премьер-министр, даже если он ушел вынужденно, как это было в случае с Тэтчер, не хочет работать в правительстве своего преемника и часто покидает парламент после парламенских выборов, когда партия уступает свои позиции. Было только несколько случаев возвращения в кабинет бывших премьер-министров, правда, после перерыва на службу в кабинет, как когда лорд Бальфур и лорд Хоум стали министрами иностранных дел. Редкие исключения имеют место в коалиционных правительствах или в случаях чрезвычайного положения в военное время. Например, Невилл Чемберлен оставался в кабинете военного времени в течение четырех месяцев (до своей смерти) после того, как пост премьер-министра перешел к Уинстону Черчиллю в мае 1940 года.
Как развивалась ситуация с Черчиллем?
Черчилль на протяжении 1930-х годов был на втором плане и не располагал симпатиями со стороны собственной партии. Но в сентябре 1939 году, когда началась война, он вернулся в кабинет министров и весной 1940-го года, после военных неудач, когда Невилл Чемберлен попал под огонь обвинений, даже со стороны своих же консервативных членов парламента во время знаменитого переворота в палате общин, Черчилль оказался очевидным преемником. Сперва он стал премьер-министром, но не лидером консерваторов. Лидером же партии он стал через год после смерти Чемберлена.
Как я уже упоминал выше, он покинул пост в 1945 году, когда лейбористы победили на всеобщих парламентских выборах (к удивлению Сталина, который считал, что результаты выборов предопределены). Затем, вернувшиьс к власти в 1951, он окончательно ушел в оставку в апреле 1955, когда уже его возраст и состояние здоровья очевидно не позволяли ему занимать должность, его снял его собственный кабинет.
См. также:
- Дмитрий Фурман. Малые альтернативы 2008 года и большие альтернативы неопределённого будущего
- Алексей Макаркин. Современная Россия и европейский фактор
- Генри Е. Хейл. Несомненная неопределенность: какое наследство оставит 2008 год
- Дмитрий Тренин. Внешняя политика России: самоутверждение или модернизационный ресурс?