29 марта 2024, пятница, 13:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 сентября 2010, 11:27

Где живёт Бог?

Картина Евгения Ицковича

Картина Евгения Ицковича

А вы не замечали, что всему человечеству сделали радикальную коммисуротомию? Это такая операция по разделению левого и правого полушария. 
Напоминает ситуацию на пикнике загородом, когда отсутствуют удобства, а нужда остаётся, и тогда следует спасительная команда: – девочки налево, мальчики направо! Это я к тому, что мучительная борьба, между верой и познанием, для большинства людей вовлеченных в процесс этого познания уже завершилась. То есть, вера осталась в одном полушарии, а познание в другом. Или, в крайнем случае, человек так и живёт с одним полушарием и чувствует себя – великолепно!
В юности мне довелось написать поэму. Сюжет её был прост и банален – у человека пропала половина головы! Этот бедняга мотался по Москве в своих мучительных поисках, которая ему представлялась сплошной декорацией из греческой трагедии. Когда он попадал в метро, существовавшее, как некое святилище, посвящённое богам подземного мира, и торопился по эскалатору, то навстречу ему с другой стороны величественно двигался античный хор, обычно напутствующий рефреном:
– «Ищи головы своей половину!»
У меня ещё тогда совершенно не было ни читателей, ни слушателей, поэзия этого опуса мне казалась слабой, и я не хотел давать лишний повод считать себя сумасшедшим, поэтому его потерял. Но чем дальше, тем больше убеждаюсь в актуальности поставленной производственной проблемы.
Видимо, всё это сочинение было невротической реакцией, на шизофреническое раздвоение советского общества. Только граница между правдой и ложью была несколько смещена. 
На протяжении всей моей жизни, коли уж доводилось читать труд какого-нибудь человека, размышляющего на религиозные темы, всегда поражало одно и тоже – религиозные сомнения. При всей глубине моей натуры и при всей её трепетности, этого достижения человечества я был лишён абсолютно!
В школе меня убеждали, что Бога нет, и я в это верил! Но перед тем как пойти в школу я пообщался с умершим дедушкой, и жизнь после смерти стала для меня первореальностью. Долгое время я не соотносил школьной идеологии и собственного знания, пока не узнал, что в образовательных учреждениях, пусть и не слишком вдохновенно, но беззаветно лгут.
После чего вопрос о существовании Бога опять не возник. Я просто стал его различать, как личность, среди того потустороннего хора, с которым постоянно разговаривал.
Величайшее достижение человеческого разума – релятивистская теория очень странным образом адаптировалась на уровне масскультуры и идеологии? Нам всё время пытаются доказать, что нет ничего более релятивного, чем нравственность. Это какое-то всеобщее торжество анабаптизма. Я не говорю уже о тоталитарных государствах, и сектах, которые просто берут человеческую совесть в безвременную аренду, чему они, надо сказать, научились у церкви вполне традиционной. Но даже культура, существующая более-менее свободно, выбрала это достижение, как наиболее эффектный приём увлекательного жанра. 
Мечта коммунистических мыслителей всех времён и народов – «Антидекалог», сбывается противоположенным их разумению способом. Нравственность исчезает под неимоверным давлением денег. И скоро даже на моей Родине вырастет уже несколько поколений, которых пытаются воспитать в этой незатейливой философской системе. 
На самом деле, ничего более надежного и твёрдого, как человеческая преданность и верность в природе нет! Только штука эта редкая и драгоценная. Оттого-то авторам бесчисленных бестселлеров она и не попадалась на глаза. Они даже не заметили оглушительной самоотверженности родителей, когда никто и ничто!.. не способно исказить человеческий образ выращенного ребёнка.
Раньше, не помню уже когда, всё было довольно просто – мир ограничивался горизонтом взгляда. Поэтому церковь боролась с разумом, чтобы он не наделал никаких оптических приборов, и не прозрел ещё более. Но сомнений не оставалось, если Бог и живёт где-либо, то в этом видимом мире, потому что другого нет!
Но вот свершилось, и лёгкая завеса видимости прорвалась, и уже великий математик Пьер-Симон Лаплас на вопрос Наполеона – что он думает о Боге, отвечает:
– Сир, я не нуждался в этой гипотезе. 
В среде научного мира становится модным не вдаваться в координаты, этого, по утверждению вселенских соборов вездесущего существа.
Итак, мир раздвинулся до такой степени, что мы вот-вот вот увидим сияние его Сотворения, которое несколько в насмешку назвали – «Большой взрыв». Но не только это больно ударяет в уязвимые места школьного знания. Граница зарождения жизни отодвинулась в бездны времени, и первожизнь парит в космосе и сияет наравне со звёздами и тёмной материей.
Так что же – это противоречит жизнеутверждающим рассказам из книги «Бытия»?
Ведь, как устроено школьное знание, которое по сегодняшний день есть знание иезуитское, а значит и церковное, и только гордо называется «картезианское». Оно предлагает законченную форму – задачу, в которой примеры всегда сходятся с ответами. Потому что там Бог застыл, как пустая фарфоровая ваза из-под цветов в пустой нише, предназначенной для глазного яблока.
Но кто сказал, что Бог без развития? В каком откровении это было явлено? Ведь главное, что Он открыл человечеству – это история. Это путь из неподвижности в текущую наполненность реального мира. Все отношения Всевышнего с человеком – это история развития и понимания, и Бог в этой истории также подвижен, как и человечество.
Застывший мир могли придумать только те люди, которые никогда не видели будущего. Даже очень ясное предвиденье какой-то сакральной точки пути всю остальную дорогу оставляет совершенно свободной!
Господь всегда и всё время учит нас творческому проявлению воли!
Я уже писал об онтологических корнях зла, что русская мистика давно отделила зло от Творца и связала его с человеком. Но сейчас появляются всё более потрясающие работы, о встроенности «Зла» в созидание жизни, что это один из наиболее общих её законов. Это закон сохранения энергии, который человеком на уровне его понимания живого воспринимается как «зло». Но этот закон на уроне индивидуума уравновешивается другим законом развития рода, вида…
Оказывается, на всех уровнях живого, как только дело доходит до кооперации, возникают индивидуумы, эту кооперацию использующие исключительно для себя, и индивидуумы, этой кооперации беззаветно служащие. На всех уровнях от вирусов до человека существует, грубо говоря, «закон», его нарушители и противники, те, кто ему следуют и ему препятствуют. Даже, думаю, если мы посмотрим расширительно на жизнь микромира, или жизнь звёзд, мы найдём там те же явления, к счастью, нравственно ещё никак не окрашенные. 
Но послушайте, а разве любовь не есть величайшее преступление?! В том смысле, как об этом говорил Достоевский – преодоление всех границ. Любящие выпадают из всех норм, отъединяются от мира, нарушают все его условности и нормативы, и это для того, чтобы породить новую жизнь физическую и духовную! 
Но определение живого – очень человеческое определение, мне кажутся космос и микромир не менее живыми.
Или, вот, знаменитая фраза Христа: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное!». Каких только интерпретаций не написано на эту тему! Я сам обратился к этому речению, когда мой знакомый «богатенький» прочитал на эту тему огромный том, написанный современным священником, и разум его помутился.
А смысл слов Спасителя предельно простой – человек приходит в этот мир голеньким, и голым уйдёт! И никакие земные блага не удастся протащить через спецконтроль смерти, какие бы на это средства не были израсходованы. 
Никакой моральной коннотации в этом нет! Но речь Иисуса всегда нравственно заточена, и он учит слушателя не понятием, но образом.
Поэтому вопрос нужно поставить так – не что такое «Зло», а что Бог хочет от человека.
Попробую сформулировать своё кредо, что бы стало более понятно, о чём говорю: 
– Мои отношения с Творцом более всего похожи на отношения с очень близким человеком, к которому, однако, испытываешь неизъяснимое уважение и почтение.
Я не требую от Него никаких чудес! Это даже неприлично как-то, просить, чтобы что-то устроилось вопреки уже установленным законам. И свою-то миссию понимаю, как исполнение закона. Но Он меня всё время одаривает чудесами, ибо знание моё неполно, и к Божьему никак не приближается.
Да и Спаситель мыслил в том же направлении – «Не нарушить Закон Я пришёл, но исполнить его!».
А это понимают почему-то однозначно. Вроде того, что был Закон, который надо было исполнять. Я же думаю, что Христос в этом случае говорит расширительно – о законе Мироздания, ибо Он был духовно зачат и плотски воскрес, и нам ещё предстоит большая работа, чтобы выяснить, какой Закон Он имел ввиду.
Может быть, такие благородные отношения у нас Всевышним сложились оттого, что для многих людей я сам чудотворец? Только в отличие от большинства записных творцов чудес, которые точно знали где, когда и кем было санкционировано их призвание, мне мои способности всегда представляются в высшей степени загадочными, и я отношусь к ним просто – как к дарам. Более того, не нахожу в них никакой доблести. Это же не моё, это то, что мне было подарено талантами. А доблесть – это преодоление чего-то такого к чему у тебя никакой способности не находится, и где ты должен применить всю свою волю и трудолюбие.
Поэтому меня очень вдохновляло отношение ко мне моего Учителя. Как-то я приехал издалека, и узнал, что он уже долго болеет и сильно мучается от боли. Я сразу помчался к нему. По телефону мне сообщили, что это разгулялись почки, но никакие патентованные средства, и приезжие лекари помочь не в состоянии. Для меня в этот момент всё сошлось, и перед глазами загорелись две точки, на которые я должен был одновременно нажать, чтобы запустить баллистическую ракету, купирующую боль. 
Вбежав, и едва помыв руки, ринулся к месту событий. Не вдаваясь в подробности и не осматривая тела, я повернул Георгия Александровича к себе спиной и надавил в два этих волчьих глаза, горящих в моих глазах, тоже, может быть, неестественно освещённых. Мгновенно страдание кончилось, Лесскис перестал стонать, и слегка отстранённым голосом произнёс:
– Ну, и везёт же Вам, Женя! – как будто это я так долго мучился и сейчас получил вожделенное облегчение…
И дальше он пустился в наши обыкновенные литературно-этические беседы, как будто никаких предыдущих эпизодов не было и в помине. 
Не знаю, какие ощущения обуревают бабочку или стрекозу, переживающею метемпсихоз. Отец Павел Флоренский так и вовсе считал бабочку энтелехией! И Розанов по этому поводу радостно манифестировал…. 
Кто-нибудь может это понять? Но человеку, претерпевающему различные биологические и социальные метаморфозы, совершенно необходим обряд инициации. Не удивлюсь, если когда-нибудь откроют, что и за то, и за другое ответственны одни и те же гены, только по-разному работающие.
То, что мы имеем – жалкое подобие того, что должно быть. Роскошный праздник в честь окончания школы или вуза…. Но разве этого ждёт душа ученика? Это же новая жизнь, новое бытиё – метемпсихоз! Жизнь в профессии, во взрослой жизни, в браке. Всюду таинства и тайны не освящённые. Отсюда и современный цинизм и безверие. От неустроенности души, от слабости, от покинутости. 
Ну разве может формула – «как у всех!» – защитить от профанации святого. Торжество Герострата!

– Дети, кого мы сегодня должны забыть!?
Зачем Господу, по меткому афоризму Оккамы – «Плодить новые сущности», если имеющиеся, такие изумительные!
Вы только подумайте – мир изначально состоит из «женского и мужского»! Принимающего и отдающего! Всё имеет свою единую противоположность! Две частицы в ядре так неразрывно слились, и образуют такую могучую связь, потому что в этот момент обмениваются друг с другом другой частицей!
И после этого ещё рассуждают, откуда появился половой диморфизм? Да он изначально присутствует в Творение! И библейские патриархи это хорошо понимали, потому что на иврите Бог это существо множественного числа – и мужское и женское!
Когда я читаю о новых достижениях человечества, я испытываю опьянение, недоступное мне другими способами.
Вот ещё приблизились к тайне Божьего Замысла! Вот ещё обогатилось Творение Знанием!
Наука оказалась нравственно пуста. На смену религиозному обскурантизму пришёл позитивистский. Это только казалось, что учёный лучше священника, в ту эпоху, когда для того, чтобы заниматься светским знанием требовалось гражданское мужество. Поэтому у колыбелей наук, как и у всех больших начинаний, стоят нравственно возвышенные люди. Но теперь-то для пребывания на этом поприще достаточно того пресловутого сервилизма, который так отличал служителей церкви. 
А человека более всего интересует этическая оценка мира, именно по этому вопросу он ищет более всего «специалиста». Но нравственно измельчавший учённый в этом вопросе такой же начётчик, как и спившийся дьякон.
Только в личности проступает то Божественное сияние, которого жаждут приобщиться. Но личность, и есть чудо – явленное миру.
Я сравнительно поздно пришёл к Христу. Мешали в этом две вещи. Первое, это то, что герой Евангелий, совершенно лишён совести и раскаянья. Он говорит чудовищные вещи – «Не мир, но меч принёс я!» «Я пришёл разделить отца с сыном, дочь с матерью, брата с сестрой!» И никаких угрызений совести после такого! Как это не похоже, даже на постоянную рефлексию пророков – «прав или не прав?» «Достоин или не достоин?» «Имею право или нет?» 
Это типичное положение человека, который к священным текстам подходит, как литературе, хотя и потрясающей. Нельзя принять Евангелие, до встречи с Христом, или как говорят – «если Он ещё в тебе не родился». Но нельзя обознаться, с Ним встретившись. Это, как любовь. Он – и есть Любовь, не номинально! Невозможно не понять, хоть и не сразу, что любишь, даже если до этого никогда с тобой такого не происходило, потому что от присутствия Любви весь мир преображается.
Вторая вещь – чисто физиологическая. В живописной агиографии, которую я знал, дырки от гвоздей находились на ладонях, а моё ощущение, которым ощупываю все болезни и раны, говорило, что так быть не может. Перелом наступил, когда я увидел фотографию плащаницы. И сразу всё – и дырки и лицо – встали на место.
Ужасно интересно, подлинна плащаница, или поддельна?! Сейчас популярна версия, что её создал, Леонардо да Винчи, к которому относятся по собственной мерке, как к цинику и афею. Не понимая того, что его творчество стоит по глубине веры вровень с Библией. Конечно, для такой веры, вера папского Рима его времени могла казаться не более чем суеверием. И набожному гимнасию Микеланджело Леонардо противопоставил обожженное лицо, в котором просвечивает не только он сам, но и вся традиция иконы.
И мне совершенно не страшно, если плащаница окажется не той, за какую её выдают, ибо на факт моей веры это совершенно не может повлиять. Но это добавит новое понимание человеческой истории. 
Как-то я сел и записал все мне известные признаки летающих тарелок:
1. светятся.
2. летают.
3. свет шарообразный, в проекции – видится кругом.
4. жители посуды – очень могущественные, но почти не вмешиваются в человеческие дела.
5. предпочитают случайные связи со случайными людьми.
6. утверждается, что обитателей тарелок некоторые люди кормили (посуда, из которой они ели не уточняется, может и из тарелок же!).
7. люди, вступившие с ними в контакт, приобретают необычайные способности и свойства.
Вам ничего этот список не напоминает? Возьмите Библию, и немножко полистайте, присматриваясь к персонажам, или доберитесь до ближайшей галереи с иконописью, благо в России это не такая уж невидаль, и вы безусловно догадаетесь, кто скрывался в кругу истории иудаизма и христианства за светящимися нимбами. Я имею в виду – ангелов!
Так где же живёт Бог? 
Когда мы возвращаемся к горизонту событий светом уже погасших светил, и кажется, что глубина будущего зависит от глубины прошлого? И появляются почти несомненные признаки, что и наш мир, наша вселенная, уже та, которую мы ещё не в состоянии обозреть, родилась не одна, а с сёстрами и братьями, в которых возможно существует другая физика и другая вера.
Безусловно, Бог библии геоцентричен, и то, что ревнители христианской веры так отстаивали эту геоцентричность понятно. То, что Он говорит и обещает Праотцам и Пророкам, имеет подчёркнуто земной смысл, порою ещё нами не понятый.
Иногда даже кажется, что это Земля. И многие великие откровения веры давались в горах или в пещерах, там, где голос земли слышен наиболее отчётливо, там, где земля сочетается с небом.
Божественна ли земля? Осмысленно ли она воздействует на порождённую ею жизнь?
Пора перестать трусливо убегать от вопросов онтологии и понять, что наше знание продиктовано нашей верой.
Ведь Бог явил себя в личности, что бы безумный вопль – «Если мы увидим тебя – мы умрём!», сменился ненасытной жаждой лика! Ведь только в божественном Лике и была открыта духовная жизнь человеческого лица.
Я часто говорю, что можно совсем не верить в Христа, но то, что Он сделал с человечеством, факт не менее непреложный, чем любой поддающийся проверке факт картезианского знания. Будь то само существование земли, или человека.
Христос развязал человеческую глину, и человек из существа ритуально циклического стал историческим. До Христа история, как в яйце, содержалась внутри истории евреев, но, выйдя из неё, и покрыв всё человечество, она непостижимым образом распространилась на будущее и на прошлое, где до этого истории не было! 
Это такой же естественный закон, как и законы биологии или физики.
Причём пришёл Христос не один, это был какой-то процесс, какая-то волна, растянувшаяся более чем на 500 лет. Изменение отношений Господа и человека, которые вместе стали личностями. Он затронул религиозную жизнь по всему миру на всю глубину, и даже там, где человек так и не вышел из своего кланового муравейника, к Богу он приходит общаться один на один, как Лицу понимающему и отзывчивому.
И этот процесс совпадает с другим, уже отчётливо видимым – появлением империй, стремящихся объединить мир.
Христос стал сосредоточением этого процесса, той точкой, где напряжение любви достигло своего наивысшего накала. И это первым увидел апостол Павел, которой понял, что мир непоправимо изменился, и человек из природного существа стал надприродным.
К сожалению, христианство, как и другие государственные идеологии, подменяло подлинную религиозность декоративной, и теперь придётся затратить титанические усилия, чтобы узнать каким поистине был этот процесс. 
Но сожаление не должно быть чрезмерным, ибо и здесь мы имеем дело с естественным законом, и прошлое не могло быть иным.
Со времени теургического воздействия Христа на историю человечество попало в воронку, которая неминуемо его приведёт к единению и осознанию себя единым целым, некоей Личностью Человечества.
Сейчас появились очень интересные работы, проливающие свет на то, как это происходит с различными биологическими системами. Их консолидация и «осознание» себя как единого целого происходит на фоне активного противостояния с родственными системами.
Поначалу нарождающееся человечество противопоставляло себя царству природы, из которого выделилось. Потом осталось только противопоставление различным человеческим объединениям, потому что природное противостояние снялось, и человек стал абсолютно доминировать над живым. Но чем дальше, тем больше человечество будет осознавать себя земным, и всё больше включать в себя всё земное, т.е. возвращаться и сливаться с позицией божественной земли, как Божественной Личности.
Не думаю, что это снимет в обозримом будущем оппозицию между дворами в одном городе, между городами в одной стране, между странами на одной планете. Но эта оппозиция примет совершенно иной морально-этический смысл. Для того человечеству и нужен открытый космос, и «братья по разуму», чтобы в соперничестве с ними объединиться.
Когда современные каннибалы не изощрённо цивилизованные, а в далёких джунглях не встречавшие ещё цивилизации, поедают человека, то они намеренно совершают акт зла, и этим актом хотят привлечь Духов Зла на свою сторону. Следовательно, и для них «другой» перестал уже быть просто пищей, а стал безусловной духовной сущностью. Это физическое действие Христа.
Когда-то я сформулировал закон – «Возможность познания мира зависит не от нашей технической изощрённости, а от разрешения веры».
Вы подумайте, Леонардо да Винчи больше всего мечтал о полёте! Он хотел построить, хотя бы обыкновенный планер. Знание аэродинамики и механизмов полёта у него приближалось к современным, он даже угадал, каким должен быть вертолёт! Материалы в его распоряжении были достаточные для поставленной задачи. И всё-таки, не смог! Не было разрешения веры! Сейчас же даже ребёнок, из подручного мусора мастерит планер и отправляет его в полёт, не обладая никакими знаниями и только подражая увиденному.
Я даже думаю, что Леонардо был визионёр, и ему открывалось прошлое и будущее, откуда он и черпал свои образы с проницательностью гениального живописца. Поэтому и шифровал свои записи, ведь это очень напоминало колдовство в том сияющем ужасом мире гуманистов.
******
До-ля

№1
Ты близка и далёка,
Ты звездное око, 
До тебя не дотянется прах!
Но ты манишь земное,
И, Боже! со мною, 
Что ты делаешь?! Небо в устах!

Растопырились крылья,
От сердца усилья
Через горло лететь в небеса!..
Но расплавилось чрево –
О, Боже! я – древо!
И к земле приросли волоса.

Каждый листик со мною
Бузиною земною…
В каждой ягоде – кровь или яд…
Вот и некуда деться,
Приращённое детство,
Приручённое тело преград!

Чисто в воздухе, чисто! –
Кружева и монисты,
И стекло леденящей слезы…
Это ты и природа,
Это ты на полгода,
Это ты – в дуновенье грозы!
02.05.1991 г. 

№2
Ты, что ко мне грядеше?!
Я испытую – где же?!
Где же под миром взгляд?
Я переполнен кровью,
Я расцветал любовью,
Я оказался – яд!

Горнему мне, на горе
Выпала чаша моря!
В горле моём – юдоли:
Зори…– кровавый ход.
Ощупью, болью, сразу
Звезды хрустальной вазы
Горному мне алмазу
Перерезают рот.

Господи! невыносимо! –
Тают в сомненьях силы,
Входит в уста Мессия,
Строится Новый Град…
Но обещают снова,
Если не соль, а слово,
Если душа Христова –
Буду в миру распят!
Апрель 1991 – 05.05.1991 г. 

№3
И нарекут мне имя,
Как будто я был другими,
Сеял по свету прах…
Но, коли, посеян ветер,
Я за него в ответе –
Семя в моих руках.

Буду разноголосым,
Будто любовь и посох,
Буду сносить вопросы
И разносить пыльцу…
И не узнают пальцы…
Космос – внутри скитальца,
Выпустить – разольется по моему лицу.
07.05.1991 г. 

№4
Ты моя тоска,
Ты моя ласка!
Трепетней волоска,
Нежней Дамаска!

Я о тебя бьюсь
Волнами сна-прибоя,
Но я тебя боюсь… –
Ты мое горе.

Выйди на берег, вскинь
Руки твои, ресницы.
Видишь, какая синь?! –
Это душа птицы.

Видишь, какая рань?!
Звездный мистраль стоек,
Это моя гортань 
Красочный пир соек.

Не уходи навзничь!..
Не отнимай руку!..
Это язык праздничный,
Я погружен в муку…
27.04.1991г. 

№5
И-и-исус!!
Вот, эта грусть,
Вот, эта горсть,
Вот – этот гость!

Вот, она, чаша,
Аве, Отче!
Воздуха чаще,
Вздоха ночью

Слаще и слаже,
Господи, даже
Жизни и уст –
Имени куст!

О! И-и-исус!
Вымолюсь пусть,
Вытянусь в рост,
В сердце нарост,

Сердце – искус…
Уст – И-и-исус!
Январь 1991–27.04.1991г. 
******
28.07.2010. Сао Луис Ма. Бразилия © ЕСИ 

http://www.algabriona.ru/
eciarteci@mail.ru

Еще Евгений Ицкович


Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.