28 марта 2024, четверг, 19:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 мая 2005, 08:11

Великая Победа

Весенним вечером 1875 года Очень Тайный Советник барон фон К* имел секретную аудиенцию в кабинете императора Александра Николаевича. Государь принял советника с обычной своей любезностью, однако нетрудно было заметить, что сегодня он как-то особенно грустен. Александр Николаевич указал вошедшему на кресло, закурил любимую сигару и сразу же начал взволнованную речь:

- Не буду скрывать, барон: я пригласил вас сегодня с тем, чтобы поделиться своими тревогами и услышать ваши соображения относительно судеб Российского государства. У меня на столе – государь кивнул на внушительный портфель тисненой кожи – отчет о состоянии Империи на текущий год. Если верить отчету, дела в государстве обстоят совсем неплохо. Реформы идут не так быстро, как хотелось бы, но идут. Концессии на железные дороги себя вполне оправдали; акционерные общества растут как грибы (здесь Александр Николаевич по природной деликатности слегка покраснел: известно было, что немалая доля акций Московско-Николаевской ж.-д. принадлежала возлюбленной государя, княжне Долгоруковой). Промышленность укрепляется. С Урала сообщают, что на Мотовилихинском заводе установлен самый большой в Европе паровой молот. Бакинское нефтяное общество довело добычу нефти до 5 миллионов пудов...

И при всем том, - государь вздохнул, – нет спокойствия в Империи. На заводах волнения. В деревне смута. Студенты "в народ" пошли. Идеи социальной революции пропагандировать. Правда, - государь усмехнулся, - пропагандистов этих наши мужички покамест скручивают – и в полицию... Но вот что странно... Министр юстиции сообщает, что представители образованных классов не только не дают смутьянам надлежащего отпора, но нередко оказывают им поддержку в борьбе с представителями полицейской власти. Недовольство правительством – почти всеобщее. Скажите, барон: в чем причина? Может быть, мы делаем что-то не так?... Или чего-то недоделываем?.. Может быть, стоит пересмотреть правила выкупных платежей?... Решительнее пресекать злоупотребления при раздаче концессий?... И не слишком ли далеко зашел граф Дмитрий Толстой с ограничением прав университетов?..

Очень Тайный Советник с торжеством посмотрел на царя-освободителя.

- Я давно ждал этого разговора, Ваше Величество. Я знаю, в чем состоит основная политическая ошибка нашего правительства и в чем, следовательно, коренная причина общественных неустройств и народных волнений.

- ???

- Основная причина ропота – трактат, заключенный нами с Японией 25 апреля сего 1875 года.

- ????!!!!

- Да, Ваше Величество. Статья вторая сего трактата гласит (Очень Тайный Советник быстро вытащил из папки заготовленный листок):

Взамен уступки России прав на остров Сахалин, изъясненной в статье первой, Его Величество Император Всероссийский, за Себя и Своих Наследников, уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими, которыми Он ныне владеет, со всеми верховными правами, истекающими из этого владения, так что отныне сказанная группа Курильских островов будет принадлежать Японской Империи.

Государь с сомнением посмотрел на своего советника:

- И Вы полагаете, что это - причина?

- Мы, ваше величество, то есть я и мое ведомство – мы знаем вверенный нам народ как собственную душу! Что присуще русскому народу? Русскому народу присуще имперское сознание. А тут вдруг Курильские острова – японцам... Удар по имперским амбициям преболезненный! У какого русского не зайдется смертным холодом сердце, когда он узнает, что мы теряем...

Барон продолжил чтение:

Эта группа заключает в себе нижеозначенные восемнадцать островов, а именно: 1) Шумшу, 2) Алаид, 3) Парамушир, 4) Маканруши, 5) Онекотан, 6) Харимкотан, 7) Экарма, 8) Шиашкотан, 9) Муссир, 10) Райкоке, 11) Матуа, 12) Растуа, 13) островки Среднева и Ушисир, 14) Кетой, 15) Симусир, 16) Бротон, 17) островки Черпой и Брат Черпоев и 18) Уруп, так что пограничная черта между Империями Российскою и Японскою в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу.

Шумшу... Как много в этом звуке для сердца русского слилось! - говоря стихами национального поэта-с. Что уж говорить про островок брат Черпоев?...

Барон вздохнул.

- Болит душа у русского человека от таких потерь. Думает мужик: не подмененный ли государь?.. А кто сим пользуется? – вопросил Очень Тайный Советник, от волнения переходя на старинный приказный слог, и сам же ответил: - Пользуются сим Северо-Американские Соединенные Штаты, завидующие нашей Великой Империи, мощи ее, святости, богатству и красоте. Их агенты студентов наших проплачивают, инструктируют (к топору-де зовите Русь) и по деревням рассылают-с... Словом, налицо всемирный заговор для противозаконного свержения исторически сложившегося монархического строя и установления пресловутой и богопротивной демократии-с...

- Полноте, - махнул рукой император – Демократии не экспортируются.

- Это смотря как проплатить-с... - со знанием дела заметил Очень Тайный Советник. - Если очень хорошо проплатить, то отчего же... Экспортируются.

- И что же вы предлагаете, барон? – спросил государь. – Есть ли рецепт спасения?

- Есть - воодушевился Очень Тайный Советник. - Единственное, что может спасти страну, укрепить Империю и сплотить народ вокруг государя в борьбе с наступающим внешним и внутренним врагом, – это всенародное празднование Великой Победы.

- Великой Победы??? Это под Хивой, что ли?..

- Ну что вы, Ваше Величество! Как раз сейчас исполняется 60 лет со дня победы над новым Тамерланом, державным палачом, похитителем престолов, ужасом мира и стыдом природы - Наполеоном Бонапартом. Мы и наше христолюбивое воинство, под командованием вашего августейшего дядюшки Александра Благословенного, освободили Европу от возложенного на нее всемирным тираном ярма рабства и унижения.

- А точно - мы?

- А то кто же? Мы никому не позволить отнять у нас этой победы! – Очень Тайный Советник забылся и ударил сухим кулаком по мраморной столешнице, издавшей жалобный звук. - Ни пруссакам, ни австрийцам, ни британцам. Не Лейпциг и не Ватерлоо, но Бородинское сражение было поворотным моментом войны, сыгравшим решающую роль в победе над корсиканским чудовищем. И забывать об этом - преступно!

Советник перешел на захлебывающаюся скороговорку:

- Мы должны напомнить, кто был настоящим победителем... Мы устроим праздование, какого не видел мир!... Великий День Великой Страны!.. Пригласим всех земных властителей. Всех наших врагов. Императора австрийского... Короля прусского... Канцлера их, Бисмарка... Президента французского, Мак-Магона... Абдул-Гамида турецкого.. И, конечно, злокозненного президента североамериканского, генерала Гранта... И мы им всем покажем!... Такое покажем... Молебствование войск на Красной площади... Парад инвалидов на телегах... На Кремлевской стене - громаднейшая хоругвь с золотой надписью: Языки, ведайте: велик российский Бог! И – бочки зелена вина по всему городу... Народ, приосененный хоругвию Великой Победы и вдохновленный патриотическим напитком, ликует и сплачивается вокруг престола, готовясь положить живот на истребление всех внешних и внутренних супостатов. А враги и их владыки - взирают и трепещут!...

Восторженное лицо Очень Тайного Советника покрылось испариной вдохновенья. Глаза сияли неземным пламенем. На кончике носа дрожала невесть откуда взявшаяся крупная капля.

Государь пристально посмотрел на фон К***:

- А вам не кажется, барон, что шестидесятилетие великой победы над Наполеоном Бонапартом - это... как бы сказать... не очень актуально?.. Вы уверены, что именно это празднество спасет и укрепит Империю? Может быть, все же лучше - новые реформы? Или хотя бы новые паровые молоты? Или новые железные дороги? Или университетская автономия?..

- Нет, Ваше Величество, - твердо ответил Очень Тайный Советник. – Не реформы, но память Великой Победы – вот истинно российский путь к славе и возрождению всемирного величия.

Капля, наконец, сорвалась с кончика носа Советника и звонко ударилась о мраморную столешницу. Государь вздрогнул.

- Что ж, барон. - поднялся Александр Николаевич. - Я признателен вам за ваши интересные идеи. Я подумаю над ними.

Очень Тайный Советник поклонился и направился к выходу. Вдруг вдогонку ему донеслось:

- Скажите, барон, Вы ничего не слыхали про душ Шарко?

- Нет, Ваше Величество. А что-с?

- Новейшее изобретение. Говорят, для политических стратегов - полезен чрезвычайно...

* * *

Весеннним вечером 1891 года в кабинете императора Александра III сидел Самый Тайный Советник граф фон К., телесно заметно одряхлевший, но по-прежнему юный духом.

Из-за неплотно прикрытой двери кабинета его громкий голос далеко разносился по дворцовым апартаментам:

- Ваше Величество, я один знаю, как спасти Россию... Ваш августейший батюшка не послушал меня – и известно чем кончил. Меж тем, печальное положение дел еще можно исправить... Близится шестидесятилетний юбилей взятия русскими войсками мятежной Варшавы... Праздник Великой Победы... Языки, ведайте...

Александр Миротворец посмотрел на Самого Тайного Советника своим обычным, слегка замутненным взором. Потом подмигнул:

- Граф, давайте-ка лучше выпьем.

И вытащил фляжку из-за хромового голенища.

Империя стремительно катилась к бесславному концу.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.