Календарный бум охватил младополитическую тусовку — в нашем отечестве выходит уже четвертый за полгода «календарь с лозунгами». Отличительные черты календарей: вторичность, спорная эстетика и низкий профессионализм пиарщиков. Это причина успеха календарей и секрет успеха в российской политике вообще.
Календари «эротического» (или без наличия оного) содержания с политическим подтекстом стали трендом сезона у всякого рода общественных движений и просто озабоченных судьбой страны активистов. Тон задали девушки с журфака МГУ, выпустившие в октябре 2010 года ко дню рождения Владимира Путина календарь, где они были изображены в купальниках и хвалили премьера. Их коллеги по журфаку, настроенные менее лояльно власти и обеспокоенные тем, что говорят авторы календаря и от их имени, выложили в сеть свою версию календаря, где они задавали премьеру неудобные вопросы.
Далее идею скопировали на Украине. Там вышло сразу два «календаря», один от студенток, один от политических активисток движения FEMEN, которые — к слову — и научили политический мир наших стран раздеваться. Первый российский календарь многие даже сочли неудачной калькой с акций движения, но украинцы сделали кальку кальки.
Недавно питерские молодые люди поддержали тренд. На их календаре обнаженки почти не было, но были каверзные вопросы и реплики, обращенные губернатору Валентине Матвиенко. Некоторые вопросы вне питерского контекста не считывались.
И вот опять календари вернулись из протестного лагеря в лагерь лоялистов. Представительницы молодежного прокремлевского движения «Наши», что близко руководству государственного агентства по Молодежи, откликнулись на кампанию по борьбе с коррупцией и обнажились в ее честь. О чем не преминула написать в своем блоге главный, пожалуй, «промоутер» первого календаря Кристина Потупчик.
Бурное веселье, обуревающее при виде календарей интернет-сообщество, перемешивается с возмущением и многочисленными оценками форм. Оценки форм и веселье оставим за скобками. Возмущение расшифровывается просто — если организации провластных активистов, как многие полагают, существуют не без вливаний государственных и связанных с государством денег, то и за обнаженку, получается, платит косвенно государство. Что многим представляется неправильным. Впрочем, все три реакции одинаково примитивны, ибо не описывают тренда и причин появления календарей, а про деньги мы все равно вряд ли разузнаем.
Очевидно, откуда идея — это всемирно известный календарь Pirelli.
Но если календарь производителя шин — это икона стиля, то к стилистике отечественных календарей такое определение явно не применимо. Взять хотя бы ужасные розовые цвета, почему-то столь любимые провластной молодежью. Наверно, им кажется, что именно этот цвет выглядит женственно.
За непосредственный образец взяты, несомненно, корпоративные календари разнообразных российских компаний, копирующих — как умеют — Pirelli. По причине отсутствия сравнимых с западной компанией претензий и возможностей наши корпоративные менеджеры обходятся вместо моделей своими сотрудницами, что тоже часто не прибавляет эстетики. Для фотографов работать над такими новогодними календарями (выпускаются они преимущественно под Новый год) — довольно выгодная халтура, а не честь и символ признания, как в случае с Pirelli.
То есть политические активисты и пиарщики продемонстрировали миру вторичную выжимку из корпоративного «календаределания».
Что можно расценивать как крайне низкий уровень работающих на провластные организации креативщиков — из всей палитры методов раскрутки они выбирают самый низкокачественный, продукцию корпоративных пиар-служб. Не методы политехнологов и не корпоративный консалтинг агентств. Также как из многочисленных политических методов рекрутинга в организацию, выбирают самый неоднозначный в этическом плане и самый, пожалуй, прямолинейный сетевой маркетинг с последующей сектантской по форме идеологической накачкой.
И здесь мы переходим к пародоксальному выводу:
именно тупая стратегия в данном случае приносит успех.
Ибо: с точки зрения серьезных медиа у прокремлевских движений есть один тип информационных поводов — скандал. В последнее время это стало уже немножко надоедать — иски «Наших» к средствам массовой информации. уже рассылаются веерной рассылкой на манер спам-рассылок. Кажется, что движению впору благодарить устроивших избиение журналиста Олега Кашина, иначе про них скоро бы перестали писать.
А это для полувиртуальных политических проектов означает состояние близкое к смерти — потому что стабильное поступление денег напрямую зависит от эффективности работы с медиа. И в этом смысле календарь выполняет свою функцию буквально сейчас — с набором каждой буквы этого текста.
Здесь наверно следовало бы сказать пару слов о всех вышеперечисленных грехах в российских медиа, и шире — в общественно-политической жизни. Не будем, но отметим, что успех здесь часто является следствием как раз вторичности, пошлости, низкого профессионального уровня. Какое там, говорите, самое известное молодежное движение в России? Какой, простите, электоральный рейтинг у российских партий?