28 марта 2024, четверг, 15:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 января 2011, 15:14

Новый жезл Москвы

Дмитрий Медведев в субботу сменил начальника московской ГИБДД. Управлять инспекцией поручено бывшему начальнику ГИБДД по Яросалвлю Александру Ильину. Фактически этот шаг может не сделать никакой погоды. Зато символически оно является признанием властей — в ГИБДД не все хорошо и надо изменяться.

Смена начальника московской ГИБДД событие знаковое из какой примитивной рамки описания не исходи. Один из самых автомобилизированных городов России задыхается в пробках. Борьба с ними провозглашена, однако без нормальной работы госавтоинспекции не предвидится победа. Пока ГИБДД в Москве занимается не столько организацией дорожного движения, сколько респрессивными функциями (про поборы и коррупцию просто помолчим).

При этом проблем в городе и работе ГИБДД хватало и без учета пробок, Предыдущий начальник ГИБДД Москвы Казанцев попал в неприятную историю с «живым щитом» на кольце и после устроенной автолюбителями и СМИ шумихи был вынужден публично извиняться. Его отставки активно требовала Федерация автолюбителей России (ФАР). После справедливых требований общественников отставка иногда следует — после соответствующей паузы.

Объяснение его отставки, впрочем, существенно проще: он достиг предельного возраста и был уволен на пенсию. Получается плановая ротация. Однако имеется факт — назначен на его место не был ни один из называвшихся ранее кандидатов из московской инспекции. Не является новый назначенец и кандидатом нового московского мэра. Ильин — выходец из ярославской ГИБДД, где работал с середины 80-х. Начал с должности обычного инспектора. Несколько раз попадал в поле зрения СМИ в 2000-е, когда его автомобиль дважды участвовал в скандальных ДТП. Оба раза за рулем был водитель Ильина.

Среди опасений скептиков звучало и соображение, что новый глава московских гаишников может не справиться по причине слабого знакомства московской инфраструктуры и специфики  прежнего места службы. Действительно, Ярославль в разы меньше Москвы — по числу жителей, площади, количеству автомобилей. Отчасти это отбивается тем манером, что ситуация настолько негодная, когда уже поздно слегка корректировать работу, надобно радикальное обновление. А молодой и деятельный человек с головой всюду сможет подстроиться и переделать систему под себя к общей пользе. Правда, непонятно насколько сильной будет оппозиция новому начальнику со стороны старых московских гибддшных кадров.

Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин к такой оценке нового начальника ГИБДД Москвы отнесся скептично. Он сообщил «Коммерсанту», что при Ильине поступало много жалоб на вымогающих взятки гаишников, работающих в Ярославской области на шоссе М8. По его мнению, Ярославская область «никогда не отличалась какими-либо достижениями в области безопасности движения», а кадровые перестановки в ГИБДД объясняются тем, что мэр Москвы Сергей Собянин «не хочет работать с бывшими лужковскими кадрами».

Широкое проблемное поле в организации движения в Москве обусловлено, прежде всего, значительной автомобилизацией. Рост числа автомобилей в 90-е-2000-е был кратным, соответственно кратно упала и культура вождения. На 1000 жителей в Москве приходит 350 автомобилей, в среднем по России — только 240 («Северная столица», кстати, как раз на этом уровне). По некоторым оценкам, эта цифра по Москве возрастет 2025-2030 году до 500-550 авто, по России уровень в 250 авто будет превышен к 2020-му году. А дороги перегружены уже сейчас. Плюс перекрытие трасс под чиновников различного ранга и проблема мигалок. Плюс: архаичность дорожной сети, отсутствие хордовых дорог и множество иных проблем, на которые указывают специалисты-дорожники и которые частично обещают исправить в ходе реализации плана Собянина по борьбе с пробками (см. «План Собянина — победа пробок?»).

Что ставится Александру Ильину в заслугу, так внедрение всяческих технических новинок. Одними из первых ярославские гаишники внедрили систему видеонаблюдения за собственными сотрудниками на предмет выявления злоупотреблений. В Москве технические новинки тоже обещаются — от много страдальной системы «Старт» до какого-то контроля дорожного движения посредством системы ГЛОНАСС. По информации «Российской газеты», большинство ярославских машин ДПС оборудованы спутниковой системой ГЛОНАСС, в регионе повсеместно, причем по 12 часов в сутки и без выходных, работают специализированные регистрационно-экзаменационные подразделения, ведущие техосмотр и прием экзаменов.

Однако обновление московской ГИБДД, как представляется, должно более сосредоточиться не на техсредствах, а на системе организации и изменении самого подхода. Александр Ильин говорил о пробках несколько лет назад на деловом завтраке в Верхневолжском представительстве «Российской газеты»: «За все проблемы на дорогах люди привычно ругают гаишников. Но ГИБДД  сегодня - не тот орган, который занимается вопросами организации дорожного движения. Мы орган контролирующий. Почему транспортом забита центральная улица? Потому что  с нами не было согласовано открытие здесь многочисленных точек притяжения: магазинов, кафе и банков. Почему на улице с односторонним движением  попадаются встречные машины? Да потому что не создано нормальных условий для того, чтобы транспорт двигался к местам притяжения с другой стороны. Мэрия, районная администрация должны выступить заказчиками по этому вопросу, проектная организация в свою очередь - подсчитать интенсивность движения, выработать его правильную схему и потом уже внедрять  в жизнь и отдавать под наш контроль». Расширение прав ГИБДД, правда, имеет и обратную сторону — больно коррупциоемкая отрасль получается.

 Очевидно, что карательный подход к безопасности дорожного движения мало что дает в смысле его улучшения. В символическом смысле сама смена многолетнего руководства московской инспекции — уже демонстрация понимания проблем. Правда, то же было очевидно и с экс-главой московского ГУВД Владимиром Прониным, и с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым. А результатов пока нет. С другой стороны, мы сталкиваемся с признанием властей, что они прислушиваются к голосу улицы. Массовые и успешные акции автолюбителей, протест против неравенства на дорогах были услышаны. Заявлено — будем меняться. Хорошо, если получится.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.