28 марта 2024, четверг, 13:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 ноября 2010, 17:11

Калечащее слово

Искалечен еще один журналист. Корреспондент «Коммерсанта» Олег Кашин писал на многие темы и понять, кому было выгодно его изувечить, непросто. Ясно, впрочем, что все уверения властей о «порядке, стабильности и свободы прессы» - фикция. И власти мало что могут поделать с беспределом собственных агентов и прочих представителей силовых сред.

В Москве в ночь на субботу жестоко избит журналист «Коммерсанта» Олег Кашин. Сейчас журналиста прооперировали и врачи на несколько дней решили ввести его в состояние искусственной комы.

Власти отреагировали оперативно. Возбуждено дело по статье «покушение на убийство». Президент Дмитрий Медведев написал в своем блоге на твиттере: "Дал поручение Генпрокуратуре и МВД взять на особый контроль дело о покушении на журналиста Кашина. Преступники должны быть найдены и наказаны". Представители СКП заявляют, что работают по нескольким версиям, в их числе и профессиональная деятельность Кашина.

Журналисты, друзья Кашина и просто небезразличные граждане пикетируют московское ГУВД с требованием скорейшего расследования покушения. «Коммерсант» обещает материальную и прочую помощь своему сотруднику, а главный редактор издания Михаил Михайлин, являющийся членом Общественного совета при ГУВД, говорит о том, что надавит на следствие с целью скорейшего расследования.

Блоггеры уже выдвинули несколько версий происшедшего: месть со стороны прокремлевских молодежных движений, месть властей подмосковных Химок за публикацию интервью с одним из антифа (они разгромили этим летом администрацию города), личная обида кого-то из читателей блога Кашина (у Кашина даже вышла как-то ссора с губернатором Турчаком).

Сомнений в этих версиях предостаточно. Активисты прокремлевских движений смелы более со словами и муляжами, уродовать людей на самом деле — не их профиль. Аутсорсеры, которых некогда вроде бы нанимали кремлевцы для нападения на штаб леваков, убивать и калечить тоже не старались. Представления о границах допустимого у прокремлевских комсомольцев, таким образом, имеется. А «Россия молодая» уже заявила, что «возмущена» нападением (правда, уже после реакции президента).

В Химках с бандитизмом все серьезнее — там счет искалеченных оппозиционеров скоро пойдет на десятки. К изувеченному редактору «Химкинской правды» Бекетову на днях «присоединился» изувеченный же активист местного «Правого дела» Константин Фетисов. Однако «химкинская версия» плоха тем, что про Химки Кашин писал мало, сам погром администрации не освещал (корреспонденты, непосредственно освещавшие погром, давали показания в милиции, но ни угроз физической расправы, ни нападений пока не было). Можно, скорее, предположить, что нападавшие «подстроились» под стилистику химкинских бандитов, нападающих на оппозиционеров.

Проблема в том, что у людей, предполагающих, что силовое воздействие эффективно, а такое «наказание» что-то меняет в их пользу, обычно не существует «системы отложенного штрафа», обида ими помнится месяц, от силы два. А за последние два месяца тексты Кашина были не столь яркими и обиженных было не то чтобы много. Даже в блоге. Кашин вообще писал не в той стилистике, за которую калечат и убивают журналистов в России. У него не было злых репортажей про Северный Кавказ (какие были у Анны Политковской). Он не писал расследовательских материалов про милицию (как журнал «Нью Таймс»), он не занимался материалами про коррупцию в высоких кабинетах (как «Новая газета»), не фотографировал часы випов (как «Ведомости»). Не был он тем, что наивные люди именуют "оппозиционным журналистом".

Представляется, что наиболее адекватной схемой, объясняющей мотивы убийства и нападений на журналистов, является описание дела Гонгадзе. Когда в высоком кабинете произносятся слова «задолбал этот (вставить нужную фамилию)», а кто-то из несильно одаренных контрагентов или подчиненных воспринимает это как начальственное руководство к действию. Ну и действует кто как умеет — ролики с порошком и девушками снимает или разбирается посредством бейсбольных бит и даже огнестрельного оружия. В общем, все блоггерские версии нуждаются в верификации профессионалами из следственных органов.

Однако же тенденция: вновь подтверждено, что быть журналистом в России небезопасно (о том, что в России и жить опасно, многие догадываются). Только хочется поверить властям, что «лихие 90-е» закончились, благодаря мудрой политике партии и правительства, а место России в рейтингах свободы слова — поклеп и провокация, как тут же доказывается обратное.

Только государство в очередной раз говорит о том, что его силовикам нужно больше полномочий на решение проблем с правопорядком, как выясняется неспособность сил правопорядка граждан защищать. Только произносится что-то вроде «журналисты много себе позволяют», как следует наглядная демонстрация того, что не одни они. И рады бы поверить, да не верится после такого. Так что властям стоит приложить больше усилий по поиску действительно виновных (а не «переводу стрелок» и поиску крайних, как было в деле «химкинских погромщиков»). Что не снимает и более глобальной задачи — граждане должны начать жить в комфортной для жизни страны. Здесь, правда, и участие граждан требуется.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.