29 марта 2024, пятница, 03:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 июня 2010, 21:35

Шевчук как улика

Премьер-министр Владимир Путин считает свой широко известный диалог с рок-музыкантом Юрием Шевчуком доказательством наличия в России демократии и свободы слова. Впрочем, об этом он рассказал французским СМИ. А отечественный телевизор не пересказал этого российским телезрителям. Наверно, телевизионное руководство и власти не считают проблемы свободы СМИ значимыми для России. Впрочем, много где в сети цитаты из интервью появились: на сайте «Единой России» и «кремлевского» канала Russia Today. «Продвинутым» партийцам и патриотам, вероятно, можно и почитать премьерские высказывания о свободе.

«Мы разговаривали с этим артистом, с этим музыкантом по проблемам демократии и, в том числе, о свободе прессы. Но ведь эту нашу дискуссию показали по всем каналам российского телевидения. Разве это не проявление демократии? Если бы не было свободы прессы, логично было бы предположить, что в этой части власть предпочтет закрыть «картинку» - и все. Но ее же показали. Показали все ведущие СМИ», - заявил Путин в интервью французским СМИ накануне своего визита во Францию. Это премьер на вопрос о разговоре с Юрием Шевчуком отвечал, в фирменном путинском стиле, не называя неприятных ему персон по имени (также и имя Ходорковского премьер поминать не любит).

«Я уж не говорю про Интернет, там просто это самым активным образом обсуждается. Кстати, у нас нет никаких ограничений в Интернете, вообще никаких. В отличие от некоторых других стран», - добавил премьер.

«Во всем мире, где бы вы ни показали пальцем, власть всегда старается выглядеть лучше, чем она есть на самом деле и пытается как-то ограничить возможности средств массовой информации. Но в стране с хорошо развитым гражданским обществом власти это, как правило, не удается. Где это гражданское общество еще не достигло своей зрелости, не набрало силу, там, конечно, власти легче проводить такие манипуляции», - сказал Путин.

«Думаю, что и в российской политической системе многое подлежит корректировке, изменению, улучшению, но это естественный процесс взросления всего общества – не фрагментарно: там, там и там, а всего организма. И мы идем по этому пути. Ведь у нас что было? Царизм, потом сталинизм, коммунизм. А с начала 90-х годов стали строить общество по другим принципам. Это требует времени», – считает премьер Владимир Путин.

Правильные слова премьера. Чудно только то, что говорилось это все в интервью французским СМИ (отечественным Путин интервью предпочитал давать при большом скоплении прессы — на большой пресс-конференции). Кроме того, отечественные ведущие СМИ почему-то не задают премьеру вопросов, на которые некоторой части общества и значительному числу читателей СМИ хотелось бы получить ответ. И даже про скандальные результаты выборов 2007 года вопрос тогда еще президенту Путину задал французский журналист. Вероятно, дело не в том, что журналисты любого «пула» живут по своеобразным законам, слабо согласующимся с законами журналистской этики. Ведь задать неприятный вопрос (хуже — несогласованный) означает вылететь из пула в ту же минуту.

Издания тоже хорошо осведомлены о возможных последствиях фронды с властями и предпочитают играть по правилам. Материалы про личную жизнь топов не существуют как жанр.

Пикантности ситуации придает факт отсутствия премьерского интервью в эфире федеральных телеканалов. Обычно интервью западным СМИ национальные телеканалы в эфир дают, пусть и в усеченном виде (см. например, Игра втандемную). Но не в этот раз.

В 18-00 премьера проигнорировал «Первый», в 19-00 — НТВ, в 20-00 в центральном выпуске дня без него обошлись «Вести», в 21-00 — программа «Время». Куцая реакция государственных телеканалов на высказывания «национального лидера» по важнейшим вопросам развития страны, по всей видимости, должны свидетельствовать о том, что свобода прессы в России существует не только в Интернете. Раз уж ВГТРК может не ставить в эфир неинтересное ему интервью премьера — свобода СМИ у нас цветет.

Более прозаические объяснения: аппарат премьера не предоставил пленки с записью интервью французам российским телеканалам (по договоренности, что интервью сначала должно выйти у французов, иначе российские конкуренты уменьшат рейтинги французских телеканалов).

Остальная картина дня, известная по сетевым СМИ была. В «Вестях», например, показали два путинских и одно медведевское совещание, рассказали о приморских «лесных братьях». Поимка Магаса была новостью номер 1 для всех СМИ. И даже рассказали про открытие пущинских ученых (что-то про природу межзвездного пространства). Вполне вероятно, что эти вещи представляются более значимыми для общества. Не вывесили интервью (на момент написания текста) .и на официальных сайтах правительства и премьера.

В тоже время премьер де-факто отказал гражданскому обществу в России в зрелости и к тому же косвенно признал манипулирование средствами массовой информации со стороны властей. Кажется, что и о свободе Интернета премьер с некоторой грустью высказался, хотя и не без гордости. Игры в свободу и открытость, в которые иногда любят поиграть российские лидеры — это из той же серии, что и ручное управление в прочих отраслях. Институтов гражданского общества почти не существует, политическая оппозиция лояльна, вот и приходится самим представителям властей иногда имитировать его активность или пытаться пробудить его ото сна. Так, сегодня президент Медведев призвал общество бороться с наркоманией и наркотраффиком (этот сюжет в выпусках теленовостей был). И встреча Путина с Шевчуком проходит по тому же разряду: есть диалог, есть понимание. «Отстаньте, - мы вовсе не «кровавый режим»».

Ритуальный ответ на традиционный вопрос о выборах 2012 года («Подойдем поближе к 2012 году, посмотрим. Мы, естественно, уже думаем на эту тему с президентом Медведевым, но договорились о том, что раньше времени мы не будем суетиться и отвлекаться на эту проблему») тоже, вероятно, не интересует российских граждан — зрителей государственного  и не совсем государственного телевидения. Заметим: вопрос был о наших, российских выборах, а не о французских. О важнейшем, кажется, политическом событии не столь отдаленного будущего.

Бравший интервью корреспондент AFP отметил, что Путин называет Медведева на «ты», а наоборот (так выходит со слов Путина) разговор ведется на «Вы». «Следя за такими мелкими деталями аналитики оценивают баланс сил в правящем тандеме», заключает корреспондент AFP. К сожалению, и это правда, российские СМИ, закрытая власть и общество мало что оставляют заинтересованным лицам для анализа темы «кто же там главный». Опять, наверно, срабатывает идея «личного пространства», но в результате о принятии стратегических решений россияне часто узнают постфактум, а о механизме, в данном случае, вовсе не узнают.

Впрочем, РИА «Новости» и ИТАР-ТАСС встречу цитировали довольно полно и интернетизированные россияне все могли узнать, если бы захотели. Сайт телеканала Russia Today тоже об интервью рассказал. Цитаты были на сайте «Единой России» и ее «Молодой гвардии». Да и AFP вполне проинформировали всю заинтересованную публику об интервью. Возможно, это просто такая метода по «выращиванию» гражданского общества: хочешь информацию — будь добр добудь. В точности по премьеру — в Интернете у нас никаких запретов нет.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.