29 марта 2024, пятница, 08:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 мая 2010, 18:46

Управляясь с делами

Один из двух задержанных за вымогательство взятки сотрудников управделами президента две недели назад задекларировал за прошлый год доход в 1.2 млн рублей. Даже регулярно повышаемые зарплаты, по всей видимости, не устраивают чиновников. Декларирование же ничем не помогает в борьбе с коррупцией — по декларации начотдела управделами жил весьма скромно. На этом примере можно констатировать инициативы властей по искоренению взяточничества и коррупции провалились. Более того, власти не очень понимают как, с чем и за что им надо бороться.

В Москве возбуждено уголовное дело о получении взятки двумя сотрудниками Управления делами президента. Игорь Ерашов и Владимир Корнияки вымогали взятку в ходе проведения проверки деятельности подведомственного учреждения, передают информагентства со ссылкой на пресс-секретаря управделами президента Виктора Хрекова. Против них было возбуждено уголовное дело по статье (статья 390 УК, пункты 3 и 4)  "Получение взятки группой лиц в крупном размере", которая предусматривает наказание от 7 до 12 лет лишения свободы.

Как заявил Хреков, 26 мая их деятельность была пресечена правоохранительными органами во взаимодействии с управделами президента. Ерашов (ведущий советник) задержан, Корнияка (возглавляет один из отделов управделами) отпущен под подписку о невыезде.

Начальник пойманных на взятке управделами Владимир Кожин последовательно выступал за повышение зарплат чиновникам, полагая повышение доходов средством борьбы с коррупцией. «Нельзя сказать, чтобы подобных случаев совсем нет. Но мы боролись, боремся и будем активно с ними бороться. Работающие у нас люди получают вовсе не огромные деньги. Последнее повышение зарплат в госаппарате очень серьезно сказалось на благополучии сотрудников. Поэтому служащие у нас получают, я считаю, достаточно приличное жалованье», - говорил Кожин в интервью «Российской газете» в 2005 году. Впрочем, недавно управделами стало фигурантом международного скандала о коррупции. Концерн Daimler, как было установлено во время судебного процесса в США, подкупал чиновников, в том числе и российских, с целью получения госконтрактов. В числе мест, куда пошли «коррупционные «Мерседесы»», назывался и президентский гараж. Однако в интервью «Русской службе новостей» пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков заявил, что в последние 10 лет управление делами президента не заключало с этой компанией договоров.

В своей декларации за 2009 год начотдела Владимир Корнияка указал два автомобиля - ВАЗ и "Опель" (без уточнения точных марок авто). Кроме того он владеет недвижимостью - двумя квартирами (107 кв. м. и 43 кв. м. совместно с женой), двумя машиноместами и земельным участком в 10 соток. Официальный задекларированный доход его за 2009 год составил 1,2 млн рублей.

Получается, что «приличное жалованье» по Кожину — это 100 тысяч рублей в месяц (в 2005, несомненно, было существенно меньше). В 2007-2008 году среднее жалованье чиновника из управделами было на уровне 50-60 тысяч рублей в месяц. По этому показателю управделами уступало (по данным Росстата) и администрации президента, и аппарату правительства. По всей видимости, сами чиновники не считают эти деньги приличными — в частном секторе их можно заработать довольно просто. По данным Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России, средний размер взятки и коммерческого подкупа в 2009 году взлетел по сравнению с предыдущим годом сразу в два раза и составил 23 тыс. рублей. По словам генерал-майор милиции Александра Назарова, средняя сумма крупной взятки чиновникам в России составляет около 927 тысяч рублей. В наиболее громких делах, впрочем, фигурируют куда более значительные суммы. Так, 25 мая при получении взятки в размере $1,5 млн был задержан заместитель начальника отдела Московского следственного управления на транспорте СКП Григорий Дымовец.

Таким образом, госвласть оказывается в смысловом тупике — подъем зарплат чиновникам не дает прямых, однозначно трактуемых результатов в борьбе с взяточничеством, ведь объем прав дает возможность чиновнику получить в десятки раз больше средств сразу. А декларирование средств не дает возможности оценить реальный уровень жизни чиновника. Попытки  системного изменения законодательства и реформирования госслужбы — от антикоррупционной экспертизы законодательства до популистских предложений по установке в кабинетах чиновников веб-камер — не дают видимого эффекта или не реализуются вовсе. Вроде бы глава администрации президента Сергей Нарышкин уже поручил Минюсту разработать новый пакет антикоррупционного законодательства. И уже в этом году будут приняты изменения в законы, расширяющие применение конфискации имущества у коррупционеров и запрещающие чиновникам принимать подарки. Озвученные в СМИ нарышкинские меры, как представляется, дадут эффект схожий с веб-камерами.

Сопротивление бюрократической системы и само по себе велико - и даже прямое подозрение в коррупции (зачастую, как кажется следствию, вполне доказанное) не всегда дает эффект. Уголовное дело против заместителя московского мэра Рябинина, как элегантно выразился Юрий Лужков, «не просуществовало и трех дней» и было закрыто московским же прокурором (потом дело вновь возбудили). Или в декабре прошлого года газета «Ведомости» написала, что часть «резервистов из президентской тысячи» «скандально уволены» или даже «находятся под следствием». В числе «скандально уволенных» (что бы ни значила эта формулировка) назывался Михаил Берулава, советник управления внутренней политики. В марте этого года Михаил Берулава был назначен замруководителя аппарата Центризбиркома — практически на специально созданную должность. Никто из прочих резервистов, насколько известно, тоже не пострадал.

Впрочем, планомерная работа по поимке взяточников в конкретном случае с управделами дала результат — ведомство Владимира Кожина поучаствовало в расследовании и обнародовало результаты. Во многих других случаях органы отказываются признавать факты коррупции, а дела о взятках выплывают преимущественно в ходе межведомственных склок. Статистика силовиков говорит об увеличении числа госслужащих, привлеченных к ответственности за взятки.  В последнее время, по его словам, значительно выросло количество уголовных дел по фактам получения взяток лицами, занимающими ответственные госдолжности. За 2009 год в суд было направлено 251 уголовное дело против 336 чиновников, занимающих ответственные государственные должности.

Однако нет никакой уверенности, что на взятках попадаются люди, непосредственно их вымогающие. И наступающая ответственность далеко не всегда соответствует установленной в законе Эксперт-консультант Организационно-инспекторского департамента МВД Александр Жарков, осужденный за взятку в $1,7 млн, - он ее исключительно по своей инициативе требовал? По суду выходит, что да. Кстати, в его истории еще интереснее, что госслужащий, получивший взятку в особо крупном размере сел бы от 7 до 12 лет. А Жарков получил четыре за мошенничество. Система ухода взяточников от ответственности существенно сложнее и гораздо эффективнее действий тех, кто взяточников ловит.

Наконец, важно понимать и то, что ловлей взяточников борьба с коррупцией не может ограничиваться. Но никто пока не придумал, как уменьшить масштабы клановости, сращивания власти и бизнеса (и наоборот) различных типов, вредного для экономики лоббизма. Как преодолеть механизм круговой поруки, изменить сознание чиновничества, усилить эффективность госаппарата в целом — тоже пока не придумано. Пока же никакие инициативы власти не способны отменить того обстоятельства, что российская экономика работает, скорее, благодаря разным формам коррупции, а не вопреки им. И наоборот — работает она, как представляется, вполне себе государственным институциям или людям, представляющим их. В такой ситуации неплохо было бы понять, что из себя «коррупция» представляет и не сводить борьбу с нею к ловле взяточников. Правда, взяточников  ловить — тоже дело хорошее.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.