29 марта 2024, пятница, 08:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 апреля 2010, 20:18

Военно-полевая бухгалтерия

Замначальника Генштаба предложил расширить призывной возраст до 30 лет. И отменить отсрочки. Чаяния генералов, вероятно, постигнет не самая лучшая судьба. Однако и самые что ни на есть пацифисты не должны радоваться — армейская реформа буксует даже в самой простой своей части. Что до улучшения качества армии, как института — об этом почему-то даже речи не идет.

Заявления многочисленных чиновников в погонах из Минобороны и Генерального штаба относительно изменения системы призыва вызвали ожесточение у молодых людей призывного возраста. Политически — многие увидели в этом вызов гражданскому министру обороны со стороны генералитета. Конфликт генеральского сословия с их же министром практически не прекращался с самого момента назначения Анатолия Сердюкова, который стал олицетворением армейской реформы последних лет.

Итак, выступая на круглом столе в Совете Федерации замначальника Генштаба Василий Смирнов предложил несколько инициатив.  Увеличить верхний порог призывного возраст с существующих 27 до 30 лет. Нижний порог планируется оставить на уровне 18 лет, как и сейчас.

Планируется серьезно увеличить сроки призыва. Летний призыв замглавы Генерального штаба предложил  продлить до 31 августа (вместо 15 июля). И опять сократить число отстрочек для студентов вузов. Отсрочки лишают армию, по словам гештабиста, 61 процент призывных ресурсов, соответственно, студентов было бы неплохо обязать идти служить, после первого или второго курса. Вроде бы даже будет подготовлен некий документ с поправками. Появится он вроде бы уже в этом году.

С целью недопущения нездоровых сенсаций следует предложить ряд расшифровок. Прежде всего, процедурных.

а) Серия озвучивания генеральских инициатив произошла на слушаниях профильного комитета по обороне в Совете федерации. На такие мероприятия публика ходит все больше благодарная участвуют ведомственные чиновники и лобби их и оборонных предприятий. Такие муждусобойчики происходят регулярно и говорится на них много чего.

б) Часть заявлений Смирнов сопроводил пояснениями типа "это мое личное мнение". Сенаторы сказали (кто-то из них), что имеют такое же мнение. Иными словами - история не совсем еще серьезная, просто кто-то из журналистов информационных агентств  забрел на круглый стол и передал на ленту взбудоражившие публику заявления. Предположить, какой будет судьба документа военных, не возьмемся. По крайней мере, здесь не обойдется без реакции первых лиц, а она однозначной не представляется. Точно, что Дмитрию Медведеву многие припомнят его модернизаторские инициативы в наклонении «модернизаторы в погонах».

По бухгалтерскому счету

Вторая часть многочисленных инициатив отсылает нас к истории последней военной реформы. Пойдем по порядку и попытаемся ничего не пропустить.

в) Идея реформирования ВС в части призыва заключалась в постепенном переводе армии на контракт. Который когда-то достигнет 40, кажется, процентов от списочного рядового и сержантского состава. Под эту идею и был сокращен срок службы срочника до года.

г) Любая структурная реформа большой системы - удовольствие дорогое. В части организационной, финансовой, финансовой по новым каналам поступления. Транзакционные издержки всегда увеличиваются, даже если заявляется, что они уменьшатся. В лучшем случае в некоторой долгосрочной перспективе (лет 10-20) реформа "выйдет в ноль". Любая, повторимся реформа — пенсий, льгот, здравоохранения, финансовой системы или железных дорог.. Реформирование чего-то для государства — это неприятная головная боль, потому что деньги исчезают в никуда, а добавляется только социальный протест подчас ни в чем несогласных социальных групп.

г-штрих) Любая реформа силового ведомства (и ведомства вообще) встречает ожесточенное сопротивление, главным лозунгом которого становится "не трогай, что работает". Так случилось и с реформой призыва. Торпедировалась реформа и правозащитниками, которые ее вроде бы должны поддерживать - из регионов понеслось "командиры заставляют подписать контракт, контрактники массово увольняются". Как генералы, так и записные анти-генералы говорили "этот мебельщик" (незначительный перерыв в риторике на премьерство тестя Сердюкова Зубкова, которому прочили одно время президентские амбиции -  вслух такого не говорилось). Реформа Сердюкова поддерживалась публично первыми лицами - то есть в нее вкачивался политический ресурс. Рассказывают, что в какие-то моменты самому министру удавалось убедить военных в возможности и необходимости реформы. На одно из закрытых парламентских мероприятий военное лобби заходило со скептическими физиономиями «что-то скажет этот мебельщик». Выходили с удивленными. Что бы такое им ни сказал «этот мебельщик», в нем почувствовали не только глупую силу, но и авторитет.

д) На реформу были выделены не то  чтобы запредельные деньги — порядка 5-6 млрд долларов на отчетный период. в 2008 году в России случился "и затронувшими ее последствиями мирового финансового -экономического кризиса, зародившегося в Америке". Денег стало мало.

е) И здесь произошло самое главное для призыва и контракта. На мельчающем денежном потоке лобби оборонзаказа оказалось мощнее лобби реформы, у которого, кроме действующего министра, серьезных сторонников в ведомстве (равно как и вовне его) не оказалось. Мотивация была такая - у оборонного заказа "имеется социальный и мультипликационный эффект". Не встают заводы (Уралвагонзавод, например, производящий танки) - остаются с работой и зарплатой металлурги, оборонные КБ, производители листа, узлов. Поскольку вагоны и комбайны тех же заводов временно не востребованы — государство поддержало закупкой танков. Политический ресурс был переброшен на ниву перевооружения.

ж) Пришлось идти на компромиссы в виде уменьшения числа контрактников, отодвигание плана. В апреле министр обороны заявил, что вместо обещанных 140 тысяч контрактников будет 90-100 тысяч. И это он оптимист.

з) Объективка: на начало 90-х, как говорили критики реформы еще до ее начала, приходится падение рождаемости, что автоматически означает сокращение призывной массы призывников в разы на фоне сокращения срока службы вдвое. Как раз сейчас.

и) Комплектацию частей, как задачу для военных, никто не отменял. До определенного момента командными методами можно было нарастить массу призывников за счет простого поскребания по сусекам - лучшего администрирования, постепенного сокращения категорий не подлежащих службе, автоматического призыва закончивших военную кафедру или даже не закончивших. Однако если не растет число контрактников, а срок службы увеличивать нет политического решения, выходом для расширения призывной базы  видится сокращение отсрочек в вузах (закончившие вуз реже или почти никогда идут служить), расширение призывного коридора, продление призыва. Все это и было озвучено в последних прениях. Строго говоря - это позиция броне-пехотных генералов и администраторов в погонах.

Пропущенная ё) Все это - чистая политическая бухгалтерия.

По менеджерскому счету

Минфин часто ругают за бухгалтерский (он же бесчеловечный) подход. Особенно в этом усердствуют представители КПРФ, которым в остальное время нравится, например, призывная армия. Оставляя за скобками интересы оборонных промышленников и прочих мотористов в армии, стоит обсуждать один момент. Если уж так прекрасен призыв, как полагает, скажем, Общественный совет при Минобороны или те же коммунисты, то почему его так стремятся избежать россияне? Социологические службы недвусмысленно показывают, что число россиян скептически относящихся к службе в армии более половины. Это — от всех россиян, в том числе и тех, кому не служить или кто уже.

Потому что про армию ничего не известно, кроме дедовщины, победить которую пока не удалось. И плохого питания, бессмысленности — в общем, всех тех армейских прелестей, которые описаны в комедийном фильме «ДМБ».

Между тем, армия — серьезный социальный институт, которому исторически предписывалось помимо боевой подготовки еще и формирование личности. Иными словами — повышение капитализации нации (если они в Генштабе мыслят бухгалтерски, мы будем мыслить менеджерски). Так вот главный вопрос, который на сегодня стоит — это не «контракт или призыв». И на какой срок. И из вузов или из тюрем. И больше «мяса» - это хорошо или плохо.

Выскажем ничем не подтвержденную гипотезу. Армия, подобно оборонной промышленности, имеет мультипликационный эффект должна производить людей из подростков. Которые должны двигать вперед экономику страны, а не воевать. Социальный мультипликацонный эффект в виде ухудшения/улучшения качества населения после службы в армии властью игнорируется. Ибо - "если такой умный, что же пошел в армию служить?" и глубокого непонимания всех (включая меня, солдатских матерей, офицерских жен и начальника Генштаба), чем же является российская армия как институт. Какого качества человеческий продукт она производит и для каких целей годный? Гипотеза: армия в массе своей воспроизводит на гражданке себя же — свои социальные связи, систему отношений и ценностей. Поэтому сегодняшняя армия (и это опять гипотеза) выпускает преимущественно охранников и милиционеров. Откуда берутся плохие милиционеры? Из плохих "дедов" - выпускников современной армии.

Однако, заметим, охранники и милиционеры нужны стране. Вопрос оценки — в каком количестве? И еще ряд связанных вопросов. Сколько выпускников армии идет получать высшее образование после дембеля? Сколько процентов отслуживших в армии в верхнем имущественном дециле среди тех, чей призывной возраст пришелся на 1991-2000 годы? Сколько в нижнем? Оценив качество человеческого продукта, который выдает армия, власти, пожалуй, могли бы закрыть тему «какая же армия нам нужна» (Армия, кстати, мгновенно теряет к гражданину интерес, и у нее, кажется, вообще нет такой статистики. Или она ею старается не оперировать). Покуда такого ответа нет, мы остаемся в положении бухгалтеров и идеологов: неспособны принять мотивированные решения. Ничего личного, но это не государственный подход.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.