28 марта 2024, четверг, 13:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 апреля 2010, 16:57

Больше трех авто — уже митинг

Депутаты от трех думских фракций: единоросс Сергей Марков, Михаил Емельянов от эсеров и Павел Тараканов от ЛДПР внесли в Госдуму поправки к закону о митингах. Если кратко, то они предлагают взять под контроль протесты автомобилистов. Если законопроект будет принят, то любые массовые акции автомобилистов будут приравниваться к митингам, а значит у них должен быть официальный организатор, который за 10-15 дней до акции будет обязан подать заявку в мэрию. Порядок проведения протестных акций на дорогах будут определять региональные правительства.

В уведомлении участники автодемаршей будут обязаны указать — где, сколько и с каким лозунгами проедут автомобили. Если для проведения акции автомобилисты выберут оживленные улицы, им могут отказать под предлогом защиты «транспортной безопасности города». Если акцию, в которой участвует больше трех машин, не заверить в мэрии, всех автомобилистов будут ждать штрафы за проведение несанкционированного публичного мероприятия.

Также уточняется, что рекламировать будущую демонстрацию можно и до разрешения властей, но рассказывать о месте проведения — только после того, как муниципальные власти укажут на точное место. Кроме того, законопроект запрещает быть организатором акции человеку или компании, если на день подачи уведомления они наказаны по статье КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Запрещено проводить акции, например, вблизи атомных электростанций, а значит многие экологи, которые недовольны строительством АЭС, вскоре могут прочно попасть в «черный список».

Беспокойство власти можно понять. Бороться и договариваться с пожалуй самой влиятельной стратой российского общества — пенсионерами — правительство худо-бедно научилось. На пенсии уходит заметная часть бюджета (в 2010 году прогнозируется более 6% ВВП, сравнимо с тратами на оборону и безопасность), выгодополучателями от вложения денег в медицину тоже во многом являются пенсионеры. Пенсионеры всегда недовольны дороговизной жизни (и их можно понять), но, с политической точки зрения, выходящего на улицу пенсионера с портретом Сталина, сложно воспринимать всерьез. Даже если они против существующего порядка, то ничего нового России предложить не могут. И тут на сцену вышли автомобилисты — что-то вроде того самого среднего класса, о котором так долго говорили либералы. С ними договариваться сложней: эти люди уже имеют свою машину, а значит хоть как-то, да обеспечены материально, то есть особо не нуждаются в государственных деньгах. Автомобилисты выступают не против всего плохого и за все хорошее, а против конкретных вещей: им не нравятся ввозные пошлины на иномарки, они не довольны качеством дорог, мигалками высших чиновников и их холуёв, ростом налогов на автомобили и много чем еще. Существуют конкретные предложения: отказ от мигалок у всех, кроме машин экстренных служб, снижение пошлин, изменение порядка сбора налогов и т. д. Протесты автомобилистов организовываются не post factum, как это произошло у пенсионеров после монетизации льгот, а заранее, чтобы попытаться заставить правительство отказаться от принятия решения. Существует некоторое количество бизнес-структур, которые поддерживают автомобилистов — это радиостанции, они ориентируются на стоящих в пробках горожан и фактически выступают самым настоящим коллективным организатором людей.

Все это можно терпеть. В России не было еще ни одного правительства, которое сменилось бы из-за протестов во Владивостоке или Калининграде — то есть в самом что ни на есть приграничье. Большое количество автомобилей — признак богатого региона, а они в России, как правило, русскоязычные, а значит на основе протеста сложно организовать сепаратистские настроения. Но автомобилисты очень быстро политизируются. Протест во Владивостоке против пошлин — это одно. Попытка при помощи Интернета создать картотеку всех автомобилей с мигалками, причем снять каждый в момент нарушения им ПДД — совсем другое. Борьба с мигалками это явный признак неуважения людей к властям: наверное нет ни одного человека, который с удовольствием пропустил вперед себя черный Bentley с мигалкой. Вдобавок все это происходит в Москве — федеральной столице, где и сосредоточено большинство владельцев синих мигалок.

Последний опрос «Левада-центра» дает нерадостные для властей цифры: борьбу с мигалками поддерживают 78% россиян, 9% выступают против, а 13% не определились. Не исключено, что 9% — это как раз чиновники, милиция, ФСБ и т.д., а 13% россиян мигалок никогда и не видели. По данным социологов, больше других поддерживают борьбу с мигалками и сиренами руководители, предприниматели (87%), учащиеся и студенты (86%) и в целом мужчины (81%), россияне моложе 25 лет (83%), с высшим образованием (84%), высоким потребительским статусом (89%) и жители Москвы (89%) — то есть самые активные и влиятельные люди.

Попытку как-то ограничить автопротесты, конечно, стоило ждать. Сейчас, чтобы пресечь акции автомобилистов на них накидываются десятки сотрудников ГИБДД, которые штрафуют за все подряд — от немытой машины до неправильной перевозки грузов (так, если кто не знает, наказывают за транспортировку синих ведер на крыше). Теперь их сможет оштрафовать и обычный милиционер. Проблема в том, что протест нельзя остановить одними лишь держимордами — он просто будет выражаться по-другому. А значит однажды все накопившиеся проблемы все-таки придется решать.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.