29 марта 2024, пятница, 11:43
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 декабря 2008, 16:32

«На девятом небе» Андреаса Дрезена: немецкое «nein» кинематографическому эйджизму

― История банальная, но все равно отклик вызывает: сыграно не фальшиво всё. 

― А мне сиськи понравились.

― Да… сиськи тоже не фальшивые

(разговор на выходе из кинозала к/т «35 ММ»).

Сюжет фильма «На девятом небе», премьера которого состоялась вчера вечером в к/т «35 ММ», в третий день Седьмого фестиваля немецкого кино, воспринимать надо на общем фоне популярной в Европе концепции «активной старости». Введение старческой порнографии в фестивальное кино ― это персональная инновация мексиканца Карлоса Рейгадаса Кастильо, осуществленная не в «Битве на небесах» (Batalla en el cielo, 2005), а еще в «Японии» (2002) сложением усилий 78-летней Магдалены Флорес и Алехандро Ферретиса. «На девятом небе» ― немецкое «nein» кинематографическому эйджизму: если Рейгадас перенес в кино старческое порно, то Дрезен создал старческую эротику, подступив к этой задаче обстоятельно, но естественно, не отыскивая камерой физические дефекты.

«Я с самого начала сказал им: придется сниматься голыми, мне не нужны стыдливые сексуальные сцены, но <...> здесь мы имели дело с другим поколением, поэтому я велел актерам репетировать полностью одетыми. Однако уже во время первой репетиции актеры сняли одежду, потому что не хотели, чтобы она им мешала. Мне также пришлось выработать очень объективную, реалистическую и конкретную манеру показа» (из заявления режиссёра).

Сформулированная Дрезеном задача показать, что «...жизнь – в том числе и сексуальная – не заканчивается в 60 или 70 лет» реализована в соответствии с убеждением, что «абстрактный секс» вообще лучше не показывать. Это очень верное убеждение. Абстрактный секс портит «Историю со вкусом карри» Уллы Вагнер, показанную перед «Девятым небом». Из повести Уве Тимма «Открытие колбасы "карри"» (Die Entdeckung der Currywurst, 1993), которую Тинто Брасс мог бы превратить в chef-d'oeuvre (если бы не связался после смерти жены с психоаналитиком Катериной Варци), получилась обыкновенная мелодрама. Другое дело - "Девятое небо"

Инге на пенсии, поет в хоре старушек и подрабатывает перешиванием вещей. С одним заказчиком примерка подшитых брюк заканчивается спонтанным сексом. Так у Инге, 30 лет прожившей в спокойном браке с мужем Вернером, появляется любовник ― 76-летний Карл Данненберг (актер Хорст Вестфаль на два года старше своего персонажа). Первая часть фильма физиологична, много обнаженного старого тела и эротических сцен, следующих одна за другой: первая сцена секса Инге и Карла (где распознается туманный намек на куннилингус), сцена мытья Вернера, сцена секса Инге с мужем, сцена, где Инге раздевается догола и осматривает себя в зеркале, нудистский отдых Инге и Карла, мастурбация Инге в ванне…

Андреас Дрезен ироничен, по крайней мере, в эпизоде, где Карл с Инге эротично попадают под дождь, за версту видна пародия. Герои самоироничны ― Карл извиняется за слабую эрекцию и острит, чтобы смазать впечатление: «Знаешь, как занимаются сексом 80-летние? Она стоит на голове, а он свисает в нее с самого верха». Инга потом пересказывает анекдот мужу, но тот не ценит юмора: «Это что, у вас в хоре такое рассказывают?»

Российская премьера фильма тоже прошла весело. С каждым новым обнажением Урсулы Вернер (Инге), Хорста Регберга (Вернер) или Хорста Вестфаля (Карл) нецелевая аудитория позорно сливалась из зала. Последнее предупреждение было сделано на сцене объяснения Инги с мужем ― вырубились русские субтитры и показ остановили. После того как колеблющиеся слабаки смылись, эротика тут же закончилась и началась драма.

Секс истории был нужен, чтобы показать, что дело не в сексе. Вернер удовлетворяет Инге, с ним она тоже кончает, значит, дело не в физиологическом дисбалансе (импотенции и нимфомании), который можно было бы подозревать. Инге потому и угнетает ситуация: с мужем у нее ― бидермайеровская идиллия. Важно, однако, что этот 30-летний брак у обоих не первый: у Инги от первого брака есть дочь, которая убеждает мать, что изменять мужьям в XXI веке в порядке вещей; у Вернера есть сын от первого брака (он не появляется в фильме, но Вернер едет к нему, когда Инге идет на встречу с Карлом, от которой было наотрез отказалась). Дети от первых браков напоминают об обновлении чувств, инициируют сюжет.

Инге пытается сопротивляется желаниям, но это другое влечение сильнее. Карл ― живчик и гедонист, не потерявший живого интереса к жизни. Когда он узнает, что мужу Инге нравится кататься на поезде, он удивляется: «Просто так? Без цели?» (сам он предпочитает велосипед и прогулки пешком как «способ познания»). Девятое небо, согласно дантову описанию Рая, ― Перводвигатель, «работающий» на Любви, которая получает энергию вращения от Эмпирея: «И небо это божья мысль вместила, / Где и любовь, чья власть его влечет, / Берет свой пыл, и скрытая в нем сила» (Рай, 109―111). Из девятого неба источаются влияния на ниже лежащие небеса. Инге заговаривает о существовании у нее каких-то желаний, которые слишком долго игнорировались и подавлялись (в «Девятом небе» эта тема подана в виде истерического выплеска, но она развита подробно в сюжете «Цвета сакуры» Дорис Дёрри, еще одной геронтографической немецкой ленты, показанной на фестивале в субботу). 

В фильме Дрезена есть еще живое, но совершенно выжившее из ума доказательство тезиса, что старость – не возраст, а эмоциональное состояние – это полупарализованный отец Вернера, который живет в доме престарелых. Дрезен застает своих героев в межеумке двух противоположных стереотипов старости: старость как маразм и старость как мудрость, учащая решать любые проблемы. Ревность Вернера, доходящая до крайностей по канону трагической love story (имя «Werner» фонетически намекает на «Werter» и отсылает к гетевскому сюжету, мотивируя финал), в той же мере, что «несвоевременная» страсть Инге, опровергает оба стереотипа.

Михаил Осокин

См. также:
«Эксперимент 2» Денниса Ганзеля: курс фашизма для средней школы

О фильме Эмили Атеф «Незнакомец во мне» («Das Fremde in mir»)

Программа седьмого Фестиваля немецкого кино в Москве (4-8 декабря)

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.