29 марта 2024, пятница, 18:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 июля 2008, 16:49

Единство через «наезд»

Владимир Путин обрушил акции металлургического холдинга «Мечел». Холдинг, по мысли Путина, использует какие-то оптимизационные схемы. Резких заявлений Путин просто так не делает никогда. Что это может значить? Речь, возможно, идет о процессе консолидации черной металлургии и создании в отрасли компании-национального чемпиона. Для этого надо «отжать» строптивых металлургов и намекнуть, что пора продавать бизнес  остальным. Этот процесс бизнесмены-патриоты пытаются запустить с 2003 года. Пока не удавалось. Другая версия – за наездом на «Мечел» стоят конкуренты компании, ведущие хитроумные политические игры.

Вчера премьер Владимир Путин проводил в Нижнем Новгороде совещание, на котором обсуждался резкий рост цен на металлы и уголь. Цены росли у всех металлургов, но публично премьер решил обрушиться с критикой на не самого крупного игрока отрасли - холдинг "Мечел" и его владельца Игоря Зюзина. "У нас такая уважаемая компания - "Мечел",- сказал  Владимир Путин.- Кстати, собственника, руководителя компании Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на совещание, но он вдруг заболел. А между тем известно, что в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже рыночных, а значит, и мировых. А маржа где, в виде налогов для государства?"

Позже стало известно, что Игорь Зюзин со среды (приглашен на совещание он был во вторник) находится на лечении в Московской медицинской академии имени Сеченова с кардиологическими проблемами. "Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться, иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы",-  заявил Путин. Премьер попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС), "а может быть, даже и Следственный комитет Прокуратуры", обратить особое внимание на ситуацию с ценами "Мечела" . Котировки «Мечела» быстро рухнули почти на 40 процентов.

Настолько резкие заявления относительно крупного бизнеса публично Владимир Путин делает не часто. Самые громкие были сделаны еще во время первого срока («замучаетесь пыль глотать, бегая по судам» и «прекратить истерику!») и были связаны с процессом раздербанивания ЮКОСа. Тот процесс многие считают принципиальным для Владимира Путина.

Занимательная консолидация

Причина публичной активности с наездом на одну конкретную компанию в данном случае не поддается однозначной интерпретации, но несколько версий появилось сразу.

Первая – «государственническое реформирование» наиболее принципиальных для экономики отраслей. Иными словами – мы создаем в каждой отрасли компанию-национального чемпиона – по принципу «Газпрома», большого «Русала», госкорпорации «Ростехнологии» и т.д.. Такие компании гораздо более управляемы - особено если там есть заметный госпакет или пакет акций, котрый держит какое-нибудь доверенное лицо. Таким компаниям легче совершать покупки активов за рубежом, участвовать в разнообразных международных тендерах. Кроме того, существенно снижается риски, связанные с внутриотраслевой конкуренцией, ценовыми войнами, корпоративными разборками со сливом компромата.

К чему приводят такие конфликты, Владимир Путин и российская элита хорошо знают и не сказать, чтобы им это нравится. В недавнем интервью Le Monde, например, Владимир Путин был крайне обеспокоен тем, что алюминиевому королю Олегу Дерипаске не дают визу в США. «Я спрашивал у своих американских коллег: «А почему вы ему не даете визу? Вы можете нам объяснить? Если у вас есть основания не давать ему визу, есть материал, согласно которому он занимается недозволенной деятельностью, дайте нам эти материалы! Мы используем их для страны. Они нам ничего не дают, ничего не объясняют, а визу ему запрещают!» «Он мне не друг, не родственник, он – представитель крупного российского бизнеса, – сказал Путин. – У него многомиллиардные коммерческие дела во многих странах мира. Почему вы его ограничиваете в передвижении по миру? Что он сделал? Если что-то сделал, покажите. Если нечего показать, тогда отмените ограничения». Де-факто Олег Дерипаска лишился визы из-за отголосков алюминиевых войн.

Курс на консолидацию черной металлургии активно педалировался два года назад. Тогда полагали, что этим процессом займется бизнесмен широкого профиля Алишер Усманов. В 2003 году бизнесмен купил акции Оскольского меткомбината (ОЭМК) и Лебединского ГОКа (ЛГОК). Уже тогда предприниматель начал заявлять о создании объединенного российского металлургического холдинга. Через год, вместе со своим партнером Василием Анисимовым, Усманов купил у бизнесмена Бориса Иванишвили 97% акций Михайловского ГОКа на сумму $1,6 млрд. Но дальнейшая экспансия Усманову не удалась. В 2006 году, когда Роман Абрамович купил половину «Евраза», на рынок просочились слухи о грядущей скупке Романом Абрамовичем активов Алишера Усманова, а на базе «Евраза» вроде бы должен быть выстроен единый чернометаллургический холдинг. Но слухами дело тогда и ограничилось.

Вновь о консолидационных процессах в металлургии (правда, уже цветной) активно начали говорить после слияния «Русала» Олега Дерипаски и СУАЛа Виктора Вексельберга. По одной из трактовок, Вексельберг долгое время старался застраховаться от серьезных политических рисков и искал выход на самый главный кабинет в стране. Когда выход на кабинет был найден, там ему и указали, что две большие алюминиевые компании, конкурирующие друг с другом  – слишком много на одну Россию. Состоялось самое крупное слияние 2007 года. А уж после покупки тем же Дерипаской блокпакета «Норникеля» начали говорить о создании транснационального чемпиона - самого крупного горно-металлургического холдинга в мире. В той же логике иожн орассматривать переговоры крупнейшего владельца "Норникеля" Владимира Потанина с тем же Усмановым, к которым сторонам врде бы удалось подключить и Вексельберга.

Высказывания Путина по «Мечелу» вполне укладываются в консолидационный тренд. Тогда они прочитываются так – «Зюзин нас не уважает, так пусть продаст свой бизнес тем, кто нас уважает и вообще является бинесменом-патриотом». Тем более, что продавать придется уже по более низким после падения котировок ценам. Претендентов на должность «главного консолидатора» не так уж много. Остается понять, кто именно взвалит эту задачу на свои плечи. Роману Абрамовичу она, кажется, оказалось не по силам.

Занимательная конспирология

Дружное «кивание» коллегами-металлургами друг на друга в истории с «Мечелом» (виноваты-де в наезде то ли НЛМК, то ли кто-то еще из конкурентов «Мечела») можно трактовать с точки зрения локальной конкурентной борьбы. В России, как известно, имеется всего пять крупных "черных" металлургических компаний – Магнитогорский металлургический комбинат, «Евраз-груп», Новолипецский меткомбинат, «Мечел» и «Северсталь». Плюс с десяток горно-обогатительных комбинатов. Где-то там и можно искать инициаторов наезда на «Мечел» в конкурентной логике. «Коммерсант», например, увидел за наездом интересы НЛМК.

Есть и иная логика, вполне в духе недавних высказываний Дмитрия Медведева о кадровом голоде, который испытывает администрация, когда выбирает очередного губернатора. Челябинская область, где находятся многие активы «Мечела», - не исключение. Слухи о грядущей отставке губернатор Сумина ходят уже несколько лет: то ли он болеет, то ли им в Кремле недовольны. По большей части это, вероятно, политические «бои местного значения», но разговоры ведутся. Губернатором области  вполне может стать кто-либо из металлургов. Так,  вероятным кандидатом в губернаторы мог бы быть Виктор Рашников – глава и крупнейший акционер «Магнитки».

Рашников - человек в регионе суперизвестный и уважаемый. Он дважды помог «Единой России» добиться побед по Челябинской области (он в 2003 и 2007 году занимал лидирующие позиции в списке партии по области). Он де-факто победил в жестком противостоянии с  тем же «Мечелом», когда продавался госпакет ММК. Тогда одним из основных претендентов на эти активы был «Мечел». Перед Рашниковым стояла явная угроза того, что ценные бумаги уйдут к недружественной компании. По слухам, именно Рашников добился того, чтобы конкуренты отказались от участия в аукционе. За три недели до начала торгов Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД провела выемку документов в офисах "Мечела". В результате компания Игоря Зюзина не смогла участвовать в приобретении комбината.

Рашников смог «отбиться» от того же Алишера Усманова – в 2005 году ГОКи Усманова прекратили поставки руды на ММК. По всему выходило, что Рашников, у компании которого не было альтернативных поставщиков сырья, будет вынужден продать бизнес Усманову. Однако «Магнитка» «затянула пояса» и вступила в полугодовое противостояние. На этом де-факто закончилась история с консолидацией чермета под крылом компаний Усманова.

Косвенным подтверждением силы позиций Рашникова стало его участие в инаугурации Медведева от Челябинской области  вместе с губернатором Суминым.  Если идея о губернаторстве Рашникова верна, то он вполне мог выставить пару условий для своего будущего губернаторства. Например, - разобраться с "неправильно" ведущим бизнес «Мечелом».

Наконец, Владимира Путина могли использовать «втемную». Как инсайдеры во время дела ЮКОСа делали миллионы на бирже, зная о том, какие заявления и решения по ЮКОСу будут сделаны в ближайшие часы, достоверно не известно почти ничего. Однако на акциях кто-то играл. Кроме того, если речь не ведется о банкротстве компании (как было с ЮКОСом), то акции «упавшей» компании можно быстро скупить на рынке. ВО всяком случае, такой пакет, который позволит вмешаться в дела компании новым акционерам.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.