29 марта 2024, пятница, 16:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 июля 2008, 13:58

Пьян и крайне опасен

Милиция предлагает жестоко карать пьяных водителей, если их состояние повлекло смерть людей. Так, предполагают правоохранители, можно будет снизить число ДТП и смертность на дорогах. Некоторые эксперты полагают, что эта  мера даже запоздала – число ДТП с участием пьяных снизилось после ужесточения правил, а на самых злостных нарушителей и эта мера не подействует. Автомобилисты опасаются, что это приведет к росту сумм, вымогаемых «гаишниками» на дорогах.

Глава МВД Рашид Нургалиев предложил наказывать виновных в смерти людей в результате ДТП пьяных водителей сильнее, чем трезвых. Сегодня на заседании президиума правительства он представит законопроект, вносящий поправки в ст. 264 Уголовного кодекса («Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств»).

В этой статье идет речь о наказании за совершение ДТП, которое повлекло за собой смерть одного или нескольких человек или же стало причиной «причинения тяжкого вреда здоровью». Между тем, трезвых водителей, по мнению разработчиков, надо карать менее жестоко, нежели пьяных.

Предлагается внести в 264-ю статью «такой признак состава преступления, как нахождение лица в состоянии опьянения». Сейчас установлено: если нарушение правил стало причиной гибели человека, самым тяжелым наказанием для правонарушителя может стать заключение на срок до пяти лет, а если погибли двое и более человек - семь лет. Законопроект предполагает, что для тех, кто совершил это преступление, находясь за рулем в нетрезвом виде, максимальное наказание будет увеличено - соответственно до семи и девяти лет лишения свободы.

Вопрос, как бороться со смертностью в результате ДТП для властей далеко не праздный.
«Во Франции 1 миллион километров дорог – в России 1 миллион километров дорог; во Франции 38 миллионов машин – в России 37 миллионов машин; во Франции гибнет 5 300 человек в год, у нас – 35 тысяч человек, в шесть с лишним раз больше. Лет 30 назад во Франции погибало 18 тысяч человек в год, но они стали это рассматривать как угрозу национальной безопасности и национальную проблему – проблему, которую тогдашний президент Франции рассматривал как свою личную, он применил весь свой авторитет и все свои возможности, – и французы решили эту проблему», - заявлял год назад в интервью «Полит.ру» глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев.

Водителей не только карают, но и делают им некоторые облегчения режима. С начала июля в столице разрешено употребление небольшого количества алкоголя за рулем. Употребление алкоголя допустимо, но его содержание в крови должно быть не более 0,3 промилле. По замыслу это должно привести к тому, что сотрудники ГИБДД не смогут просить денег из-за выпитой накануне бутылки пива (такие случаи далеко не единичны), но зато действительно пьяных за рулем можно будет карать «по полной».

Статистика вроде бы говорит в пользу ужесточения наказаний. За 4 месяца (январь-апрель) 2008 года в России произошло 52 376 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 6 930 человек, а 63 482 человека получили ранения. Однако, если присмотреться, то проблема «пьяных убийц за рулем» не столь страшна, по сравнению с другими видами ДТП. Так, более десяти тысяч ДТП произошли по вине пешеходов. Между тем, как пешеходу за переход в неположенном месте грозит максимум небольшой штраф (порядка 100 рублей до недавнего времени).

Из этих 52 тысяч происшествий 2 587 (6 процентов) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. Причем, по сравнению с предыдущим годом число этих ДТП сократилось на 20 процентов, рапортуют в ГАИ. Погибло за четыре месяца в ДТП с участием пьяных – 441 человек. Это – 6 с небольшим процентов. Иными словами, смертность в ДТП с участием пьяных и трезвых приблизительно одинакова, а, например, из-за водителей-профессионалов погибает даже больше людей – 539 за четыре месяца. В ДТП, произошедших по вине пешеходов гибнет почти в четыре раза больше людей (надо полагать, прежде всего самих пешеходов), чем в ДТП с участием пьяных водителей. С этим инспекторы тоже борются – требуют, в частности, чтобы водители дальнобойщики не проводили за рулем больше определенного

Нужна система мер, справедливо отмечают правоохранители. И требуют очередных репрессивных мер. Так, недавно гаишники получили право проверять водителей на алкоголь. Согласно правилам, достаточными основаниями полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель подлежит в случае отказа от прохождения освидетельствования, несогласия с результатами, достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательного результата освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Впрочем, ГИБДД полагает, что в высокой смертности на дорогах ее, инспекции, вины нет. «Сегодня очевидно, что высокая аварийность - это следствие не столько плохой работы сотрудников ГИБДД, сколько провалов в законодательстве, образовании, в медицинском обеспечении, в дорожной инфраструктуре, в понимании проблем безопасности дорожного движения в региональных администрациях», - говорил недавно в интервью глава службы Кирьянов. По данным инспекции, из-за неудовлетворительного состояния дорог за первые четыре месяца 2008 произошло почти четверть всех ДТП, в которых погибли 1750 человек.

Автомобилисты, правда, сотрудникам ГИБДД не склонны доверять. И новеллу с уголовным преследованием пьяных водителей трактуют практически однозначно – дело может быть и правильное, но приведет лишь к росту «среднего чека» на услугу «договориться с инспектором». «Ах, летальный исход после ДТП? Ну теперь, чтобы вы не оказались пьяным надо заплатить N тысяч американских долларов», - такую логику инкриминируют сотрудникам ГИБДД. Не сказать, чтобы уж сильно далека такая трактовка от истины. Скажем, январское ужесточение правил, по наблюдениям автолюбителей, увеличило сумму вымогаемых денег в полтора-три раза. Впрочем, и в этом нет однозначно плохого: не умеешь или не хочешь ездить по правилам (не самым лучшим, быть может) – плати инспектору (не совсем кристально чистому честному, вероятно). Быть может, в следующий раз и задумаешься, стоит ли нарушать правила.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.