29 марта 2024, пятница, 14:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 июня 2008, 14:48

Медведев превратил «шакалов» в «лузеров»

Президент России Дмитрий Медведев дал первое эксклюзивное интервью западной прессе – агентству  Reuters. Интервью было приурочено к саммиту Россия-Евросоюз в Ханты-Мансийске, который откроется в четверг, 26 июня. В ходе саммита планируется подписать декларацию о начале переговоров о стратегическом партнерстве, которые очень долго откладывались. Главная цель, как говорят чиновники ЕС, – обеспечить вступление в силу нового «стратегического соглашения о партнерстве» к июлю 2009 года. Этот договор  должен урегулировать важнейшие вопросы энергетики и внешней безопасности. ЕС хочет, чтобы Москва открыла инвесторам доступ в свой энергетический сектор, а Россия намерена добиваться расширения доступа на европейские рынки.

См. также:

Чиновники Евросоюза «пощупают» Дмитрия Медведева в Ханты-Мансийске

Отметим, что эксклюзивные интервью первого лица в государстве – большая редкость, поскольку президенты, как правило, дают пресс-конференции, в ходе которых общаются с журналистами разных изданий. Предшественник Медведева Владимир Путин давал единственное эксклюзивное интервью американскому журналу TIME, когда тот присудил ему звание «человек года-2007», а также британской BBC перед государственным визитом в Великобританию в 2003 году. Недавнее интервью французской Le Monde Путин давал уже в качестве премьера.

В беседе с Reuters  Медведев сказал, что Россия рассчитывает на переговоры о «серьезном» пакте, регулирующем ее отношения с Евросоюзом, но не перегруженном детальными обязательствами. «Это должен быть такой серьезный документ, в то же время не отягощенный какими-то абсолютно конкретными вещами: это все-таки в большей степени должна быть рамочная конструкция, которая задает основные позиции развития на уже годы вперед», – сказал Медведев. Приоритетами в отношениях с ЕС он назвал политическое партнерство, энергетическую кооперацию, совместную борьбу с преступностью, но не стал вдаваться в подробности. «Я даже специально сейчас об этом не буду рассказывать, именно потому, что мы, в общем, и так этим занимаемся ежедневно и, слава богу, здесь, в общем, гораздо больше позитива, чем проблем», – сказал Медведев.

По словам Медведева, Россия рассматривает себя как «крупное европейское государство, которое осознает себя и определяет себя как часть Европы». Медведев назвал ЕС «вполне комфортным» партнером России, но добавил, что базовая модель формирования блока иногда создает проблемы его участникам.

«Евросолидарность создает зачастую проблемы функционированию механизма самого Евросоюза», – сказал президент, добавив, что это приводит и к проблемам во взаимоотношениях Москвы и Брюсселя. «Когда мы понимаем, что, скажем, значительная часть государств Евросоюза готовы, например, пойти на то или иное развитие взаимоотношений, на те или иные шаги, в то же время, скажем, одно государство – или несколько государств – способны заблокировать эти шаги», – сказал Медведев. Так он намекнул на сложности в отношениях Москвы с Варшавой и Вильнюсом, которые почти два года блокировали старт переговоров ЕС с Россией, указывая на нерешенные проблемы в двусторонних отношениях.

Медведев указал на отказ Ирландии присоединиться к Лиссабонскому соглашению в качестве примера того, как обязанность членов Евросоюза достигать компромисса со всеми участниками блока может повредить интересам ЕС в целом. «Я не считаю, что Евросоюз это трудный, тяжелый партнер. Но это партнер, у которого периодически возникают трудности», – сказал он.

Воздействие на психическую сферу

Главные внутренними угрозами для России Медведев назвал бедность и коррупцию: «Во-первых, это бедность, которую мы пока не преодолели. И решение этой проблемы является самой главной для государства. Мы будем этим заниматься последовательно на протяжении ближайших лет, используя на это все наши экономические возможности», – сказал он. – И вторая проблема, о которой я не могу не сказать: это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как такая проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан».

Россия второй по величине в мире экспортер нефти. Рекордные цены, почти $140 за баррель, увеличивают доходы казны, а совокупный объем государственных Резервного фонда и Фонда национального благосостояния достиг $162 миллиардов. Рост инфляции сильнее обнажает разрыв в доходах обеспеченных профессионалов в крупнейших городах и большинства жителей в провинции. По оценкам Генпрокуратуры, в карманах у коррумпированных чиновников оседает $120 млрд ежегодно. Коррупция стала нормой, признают представители властей. Медведев обещает не сдаваться и готовит пакет законодательных и других мер, для «создания экономической мотивации у должностных лиц к тому, чтобы не совершать коррупционных преступлений».

По мнению Медведева, изжить эти проблемы помогут юридические меры, экономические стимулы, а также перестройка ментальности граждан. «Это – правосознание, это именно воздействие на психическую сферу», – сказал президент. По его словам, речь идет о выработке у людей «хорошего стереотипа к правильному законопослушному поведению». «Это самое сложное, но этим, в том числе, мы тоже намерены заниматься. И это, может быть, третья составляющая антикоррупционного плана», – сказал он.

Он привел в пример автомобильные ремни безопасности. «Или потребность пристегнуться уже есть в сознании, она в ментальности существует, или ее никакими запретами не выработать. К сожалению, в нашей стране пристегиваются далеко не все», – посетовал Медведев.

Отметим, что борьба с коррупцией была одной из основных «фишек» предвыборной риторики Дмитрия Медведева. После выборов борьба с коррупцией была провозглашена основой госполитики.

Внешняя политика зависит от внутренних ценностей

По наблюдению Reuters, в отличие от граничащей с развязностью откровенности Путина, Медведев аккуратнее выбирает выражения, что естественно для корпоративного юриста и профессора права. Но, как и его предшественник, Медведев подчеркивает, что иностранная критика не собьет его с курса. То есть продолжит сопротивляться расширению НАТО на восток, независимости Косово и планам США разместить противоракетный щит в Европе.

«Что же касается нашей внешней политики, то она, конечно, будет определяться не объемом критики, которая звучит в наш адрес, а нашими внутренними ценностными установками... Суть заключается в том, чтобы отстаивать национальные интересы России», – сказал Медведев: «Мы считаем для себя определяющими ценности свободы, демократии, защиты права собственности... Эти ценности мы будем отстаивать и в наших взаимоотношениях с другими международными партнерами... Наша внешняя политика не может характеризоваться ни как либеральная, ни как консервативная, ни как какая-то иная».

На вопрос, возможны ли перемены в российском внешнеполитическом тоне, президент ответил: «Понимаете, нюансы тона, нюансы произношения, нюансы стиля всегда присутствуют – это совершенно очевидно. Они должны быть у любого человека. Политик – тоже человек, у него тоже должен быть свой стиль и свой тон. Но это не меняет базовых основ политики. Иногда, конечно, стилистические особенности имеют значение. Но все-таки это вторичный момент».

Медведев доволен Путиным

Медведев сказал, что готов работать в паре с премьер-министром Путиным «столько, сколько потребуется» и считает этот властный союз «неплохим». Приблизительно то же самое говорил и президент Путин, готовясь уступить свой пост Медведеву. На вопрос, будет ли Путин премьером на «переходный период» или президент собирается работать с ним в паре все четыре года, Медведев ответил: «Вы знаете, я считаю, что у нас действительно неплохой союз для решения тех сложнейших задач, которые стоят перед Российской Федерацией. И мы будем работать столько, сколько это потребуется для достижения тех целей, которые стоят перед нашей страной. В рамках, естественно, отведенных законом».

«Слава богу, мы живем в свободном обществе»

Разговор коснулся и российской оппозиции. В отличие от Путина, который говорил, что его противники «шакалят у иностранных посольств», Медведев избрал более мягкий тон и назвал их всего лишь «политическими лузерами»: «Знаете, в каждой стране есть набор политических лузеров, которые считают, что их средства массовой информации не свободны, потому что они не представлены там каждый день. Но это их собственные проблемы, а не проблемы СМИ», – сказал он.

Более того, Медведев считает электронную, печатную и интернет-прессу в России «абсолютно свободными». Он не согласен с тем, что его предшественник влиял на работу прессы: «Я не могу с вами согласиться с тем, что это какая-то характерная черта президентства моего предшественника или еще кого-то, кто работал на этой должности в России последнее время. Никакого специального контроля за средствами массовой информации, который бы отличался от тех форм контроля, которые существуют в других странах, у нас нет», – сказал Медведев.

«Считаю, что у нас абсолютно зрелое, современное телевидение, которое показывает жизнь в Российской Федерации во всем ее многообразии», – добавил он. Тем же, кому не нравятся передачи российского ТВ, Медведев предлагает «включить другие каналы, можно включить иностранные каналы, частные каналы, можно открыть газету, можно залезть в Интернет и получить вообще все, что заблагорассудится».

«Славу богу, мы живем в свободном обществе», – сказал президент РФ.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.