28 марта 2024, четверг, 18:43
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 марта 2008, 19:15

Между первым и вторым

Формирующаяся система «двоевластия» носит в себе риски – в этом согласие среди экспертов есть. Нет согласия в другом: за счет чего эти риски будут преодолеваться и как пара «Путин-Медведев» будет работать на практике после майской инаугурации. Между тем, существуют институциональные ограничения «тандема Путин-Медведев», которые позволяют понять, чем будет чреват тот или иной вариант взаимодействия пары президента и премьера. Одним из первых показательных действий на посту президента для Медведева будет назначение или переназначение силовиков из правительства и Совбеза. Вопрос о переназначении силовиков относится к ведению президента – президентские министерства под контроль премьера не входят. Судя по всему, некий кредит доверия (на основании договоренностей Медведев-Путин) у силовиков будет. Кому-то отведут второстепенные должности, но большая часть руководителей силовиков в своих креслах сохранятся.

Проблема в следующем: большая часть их связана с Владимиром Путиным: именно Путину они обязаны карьерой. В подчинении Путина работали в разное время глава ФСБ Николай Патрушев, замглавы администрации президента Игорь Сечин, помощник президента Виктор Иванов, замдиректора ФСО Виктор Золотов, первый вице-премьер Сергей Иванов и т.д. Также и  пара Зубков-Сердюков связана с Владимиром Путиным (какое место отведено в новой структуре будущему предсовдиру «Газпрома» Зубкову, кстати?). Неформальные рычаги в нынешней системе власти не менее (как минимум) важны, нежели формальные, и вполне вероятной представляется ситуация, что связи Путина с силовиками не будут прерваны. В этой ситуации влезание Путина на поле деятельности президента безо всяких перераспределений полномочий в пользу премьера неизбежно.

В свою очередь под контролем премьера Путина будут находиться социально-экономический блок правительства, Минкультуры и т.д. В этой сфере как раз должен себя увереннее  чувствовать Дмитрий Медведев. Здесь и социалка, которой он занимался последние два с половиной года, и ТЭК, которому отдано больше пяти лет. Нельзя сказать, что Владимир Путин некомпетентен в этих вопросах, но и Медведев туда будет влезать со всей неизбежностью в сферу действий премьера в области ТЭК, социалки и много еще каких. В этом контексте «сильный политический премьер» получает «на своем поле» свежий взгляд сверху.

Несколько вариантов взаимодействия президента и премьера можно разглядеть уже сейчас, вооружившись аналогией «работы в паре». Велотрековый вариант - «крутящие вместе». Взаимопонимание Медведева и Путина настолько сильно, что они понимают друг друга даже не с полуслова, а телепатически. Они – близкие друзья, работают в общих интересах – на развитие страны. Система власти работает без сбоев – своих людей контролирует Путин, остальных Медведев. Преобладают неформальные связи. Институционально правительство нежизнеспособно, роль администрации слегка снижается.

Управленческий  «Париж-Дакар» -схема взаимодействия «штурман и водитель». Тогда разграничение полномочий или представление о нем уже существует, оно осуществлено по определенной аппаратной линии Керзона. Предполагается дистанцирование Меведева от работы над социально-экономическим блоком, сосредоточение его на внешней политике. Часть силовиков теряет посты (возможно, часть руководителей из ФСО, ФСБ, кто-то из силовиков в администрации, например, Виктор Иванов), на позиции садятся «люди Медведева» или компромиссные фигуры со стороны. Перетряска правительства носит формальный характер. Появляется силовая надстройка в правительстве – «антикоррупционный вице-премьер» (скажем, Зубков) плюс «силовой первый вице-премьер» Анатолий Бастрыкин или Сергей Иванов. Достигается баланс внутри элит, возможна реализация долгосрочных планов. Препятствия – локальная аппаратная борьба, плохая согласованность действий уровней власти.

Шоу «Звезды на льду». Один из участников пары сосредоточится на чисто формальном исполнении функций - «звезда», второй на профессиональном управлении и «разруливании» проблем и конфликтов. Если «звезда» - президент, он займется награждениями, визитами, вручением грамот послам, если премьер – проведением заседаний, обеспечением работы аппарата правительства. Центр силы в таком случае один, по сути воспроизводится путинская система власти с незначительными новеллами. Перед Россией будут сохраняться те же проблемы.

Вариант «Тянитолкай». "Нас будут пытаться поссорить" – говорил Владимир Путин на последней большой пресс-конференции. Сам он вариант ссоры, похоже, исключает. Но даже мирные отношения президента и премьера могут сильно осложнить отношения внутри элит (опять способствовать этому будет то, что формальные полномочия и неформальные рычаги будут находиться в противофазе). Аппаратная интрига при этом варианте периодически обострится до предела. На нее накладывается борьба за подконтрольные ведомствам и чиновникам активы. При этом те из них, что ориентируются на президента, жалуются ему на ставленников премьера. Те, соответственно, жалуются премьеру. Для системы характерно сочетание формальных и неформальных рычагов власти, реализация долгосрочных стратегий затруднительна.
 
Если первый вариант представляется маловероятным, то последний кажется катастрофическим. При его реализации никаких вариантов с «устойчивым развитием» и «мировым лидерством» реализовать не удастся, а риски политической системы существенно повышаются. Есть и еще одна метафора – структура власти будет корпоративной. Президент будет выполнять функции Председателя совета директоров, премьер – председателя правления условного АО «Россия». Или наоборот. Полномочия разграничены и прописаны в уставе. Механизмы урегулирования споров акционеров там же. Стратегия обозначена – стать лидером на таком-то рынке. Эта схема взаимодействия известна и Владимиру Путину, и Дмитрию Медведеву – они менеджеры со стажем. Хотелось бы прочитать этот устав.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.