29 марта 2024, пятница, 03:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 февраля 2007, 16:04

Владимир Путин повысил стул Сергея Иванова

Владимир Путин сделал простого вице-премьера Сергея Иванова первым вице-премьером, то есть равным по должности Дмитрию Медведеву, одновременно освободив его от должности министра обороны.

«В этих условиях он уже не сможет исполнять обязанности главы Минобороны. На двух стульях в данном случае усидеть нельзя», – пояснил Путин. Новым главой военного ведомства стал до этого мало кому известный Анатолий Сердюков, до последнего времени глава ФНС, сугубо гражданский человек. Должность вице-премьера, ответственного за внешнеэкономическую деятельность, получил глава аппарата правительства Сергей Нарышкин.

Теперь у премьер-министра Михаила Фрадкова четыре заместителя: первые – Сергей Иванов и, как и прежде, Дмитрий Медведев; обычные – Сергей Нарышкин и, как и прежде, Александр Жуков.

Отметим, что новые лица – Нарышкин и Сердюков – являются выходцами из Санкт-Петербурга. Уроженец Краснодарского края Сердюков окончил в 1984 году Ленинградский институт советской торговли, в 2001-м – юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Нарышкин с января 1997 года работал на различных должностях правительства Ленинградской области. Кроме того, по данным СМИ, в советские годы он состоял на службе в КГБ и учился в Краснознаменном институте КГБ вместе с Владимиром Путиным.

См. об этом подробнее: Биографии «новых старых» членов правительства (Сергей Иванов, Сергей Нарышкин, Анатолий Сердюков)

Главным результатом перестановки является то, что у Сергея Иванова, как выразился президент Путин, «повышается статус и «расширяется сфера ответственности». Теперь Иванов, кроме доходного военно-промышленного сектора, будет курировать и «часть гражданского сектора экономики». Президент объяснил это необходимостью «придать российской экономике более инновационный характер». При этом он не уточнил, какая именно сфера гражданской экономики окажется под контролем Иванова. Недавно, напомним, Иванову было поручено возрождение бедствующей гражданской авиапромышленности.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал, что изменения в правительстве «не связаны с выборами». «Вспомните слова президента – преемника не будет, только кандидаты в ходе предвыборной кампании», – добавил Песков. И добавил, что кадровые перестановки вызваны желанием президента трансформировать систему государственного управления и улучшить экономику.

Однако первое, что пришло в голову большинству аналитиков, так это то, что произошедшие изменения с грядущими выборами именно что связаны. Тон рассуждений таков, что теперь Дмитрий Медведев и Сергей Иванов получили равные возможности для раскрутки в качестве потенциальных преемников.

Например, военный аналитик Александр Гольц заявил агентству Reuters: «Без сомнения, перестановки связаны с будущими выборами». «Иванов, видимо, понял, что министерство обороны становится убийцей для любого потенциального преемника, так как превращается в источник слишком большого объема негативной информации», – считает Гольц.

«Положение Иванова технически сравнялось с положением Медведева, что просто подтверждает то, о чем все догадывались – они два основных кандидата», – сказал глава аналитического отдела брокерской компании «Атон» Стивен Дашевский. По его словам, рынки вряд ли отреагируют на новые назначения.

Впрочем, не все считают, что Иванов стал ближе к посту президента. Старший эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков говорит, что перестановки являются не столько повышением шансов Иванова стать преемником, сколько «черной меткой» для Дмитрия Медведева. «Отныне Медведев не является фаворитом предстоящей гонки на право называться преемником президента, – считает эксперт. – Впрочем, на мой взгляд, из этого вовсе не следует, что шансы Иванова стать преемником повышаются, так как, похоже, что Иванов – та фигура, которая призвана выгодно «оттенять» других претендентов и играет фоновую роль».

Похожего мнения придерживается и президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский. Он не верит ни в Иванова, ни в Медведева. «Это иллюзия, что, освободив Иванова от обузы в виде падающих ракет и умирающих солдат, Путин повысил шансы Иванова стать преемником – скорее всего, это назначение сделано для отвода глаз. А преемника назначат такого, что все будут недоумевать. Я думаю, он будет из «старого эшелона» и, скорее всего, будет иметь отношение к системе госбезопасности», – сказал он.

Назначение Сергея Иванова на пост первого вице-премьера можно рассматривать в русле текущей политики и в русле проблемы-2008, сказал в интервью «Полит.ру» первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко.

Во-первых, сказал Макаренко, в тот момент когда президент назовет своего преемника или четко его обозначит, то сразу же станет «хромой уткой». Поэтому, поднимая Иванова в статусе и уравнивая его с другим кандидатом Дмитрием Медведевым, Владимир Путин в очередной раз оттягивает этот момент.

С другой стороны, отмечает эксперт, следующий президент, кто бы он ни был, не сможет сразу нести все бремя полномочий, отсюда логично предположить повышение роли премьер-министра. Путин уже сейчас «на пол-ставки работает премьером», а Михаил Фрадков премьер технический. Поэтому потенциальных преемников президента  готовят сразу на два поста. Сегодня, по мнению Макаренко, «расширенная сфера полномочий Иванова делает его похожим на премьера».

Обычно, считает Макаренко, когда кого-либо делают вице-премьером без министерства, это трактуют как ослабление, поскольку вместо большого аппарата вице-премьер получает совсем небольшой штат. Однако в данном случае это правило не работает, так как Иваново уже руководил целым рядом комиссий, и его аппарат еще расширится  до такой степени, что превысит медведевский.

Что касается смены министра обороны, то опрошенные «Полит.ру» эксперты назвали это крайне неудачным решением. «Дело не только в том, что он (Анатолий Сердюков) вообще не обладает никаким опытом в военных делах, не знает, как руководить таким огромным коллективом (сейчас в МО около 2 миллионов человек),  и у него нет никакой команды. Сердюков еще и не политик, а просто чиновник», – сказал независимый военный обозреватель  Павел Фельгенгауэр.

«Несмотря на все разговоры о том, что министром обороны должен быть гражданский, бюрократ по определению не может осуществлять гражданский контроль за ведомством, поскольку он целиком зависит от вышестоящих», – считает эксперт. По его словам, гражданским контролем должны заниматься политики, которые ответственны перед обществом, и чья карьера и будущее целиком зависят от этого общества.

Однако, по словам Фельгенгауэра, это не самое плохое, в действительности еще хуже то, что Иванов никуда не ушел и будет заниматься примерно теми же вопросами и отраслями, что и на посту министра обороны: ВПК и авиапромом. В подобной ситуации резко усилятся  позиции ВПК и снизится аппаратный вес МО. Соответственно, появится возможность навязывать военным дорогое и бесполезное вооружение, что происходило в советское время.  «Один триллион рублей при Иванове уже истратили на закупку вооружений, и деньги по большому счету ушли в песок. Теперь подобное будет повторяться, но уже в больших масштабах», – полагает эксперт.

Военный обозреватель Виктор Литовкин полагает, что за год до новых президентских выборов Владимир Путин хочет избавить одного из потенциальных преемников от тяжелого груза военных проблем: дедовщины, проблем с закупкой вооружений, бездомных офицеров.

Литовкин подчеркнул, что принципиально в военном ведомстве ничего не изменится. Даже человеку из войск после прихода на пост министра обороны требуется несколько месяцев для принятия дел, формирования команды, вникания в обстановку. Учитывая, что Сердюков служил в армии только два года в молодости, ему потребуется гораздо больше времени. А после президентских выборов новый президент вероятнее всего назначит на этот пост человека из своей команды.

Литовкин отметил, что назначение главой министерства обороны гражданского человека – традиция демократических стран. Министр обороны и его гражданская команда должны в первую очередь проводить в армии политику государства, а формированием стратегии и тактики, боевой подготовкой войск следует заниматься профессиональным военным из Генерального штаба. Однако в России в это направлении предпринимаются лишь половинчатые шаги, поскольку у министра обороны так и нет нормальной гражданской команды, и он окружен исключительно представителями армии.

Глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок делает несколько выводов из назначения на пост министра Анатолия Сердюкова. Первый заключается в том, что политика назначения гражданских лиц на этот пост остается в силе. Второй вывод – продолжение выдвижения членов «питерской» команды президента Владимира Путина,

Также Цыганок подчеркнул, что важно не кто встал во главе военного ведомства, а то, что Иванов по сути ушел от ответственности за армию: началась предвыборная гонка и он теперь освобожден от угрозы проблем, связанных с армией, и могущих ему помешать на пути к президентству.

В-четвертых, считает эксперт, следует ожидать усиление влияния начальника генштаба Юрия Балуевского и того, что его военная доктрина скоро будет принята вместе с доктриной национальной безопасности.

Еще одним возможным последствием назначения Сердюков может стать разделение функций МО. Новый министр обороны – финансист, и это, по словам Цыганка, говорит о том, что чисто военные функции будут возложены на Генштаб, и по аналогу с западными штабами он займется исключительно боевой подготовкой. Все же функции, финансовые и снабженческие, будут сконцентрированы под контролем Министерства обороны. В то же время, по мнению Цыганка, можно говорить и об усилении влияния Иванова, поскольку он по-прежнему является председателем Морской комиссии, возглавляет авиационную промышленность и сосредоточил в своих руках значительные финансовые рычаги.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.