29 марта 2024, пятница, 05:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 декабря 2006, 17:51

Холодный мир

2006 год стал годом одновременного председательства России в G8 и Евросоюзе. Европейское направление стало главным в российской внешней политике, а доминирующей темой при этом стала энергобезопасность. Европа зависит от поставок энергоресуров из России уже давно, однако тревогу по этому поводу на Западе стали испытывать лишь в январе 2006 года – после войны «Газпрома» с Украиной. В результате экономическая составляющая в отношениях Россия–Европа отодвинула на задний план традиционную в последние годы европейскую критику в адрес Москвы за недостаток демократии. Еще одним важным итогом года стало то, что Россия наконец-то подписала с Соединенными Штатами соглашение о вступлении в ВТО.

Россия–ЕС

В ходе одного из центральных для России событий в этом году – саммита G8 в Санкт-Петербурге – энергобезопасность была главной из предложенных Россией тем. Интересно, что больших споров она в итоге не вызвала. Из итогового заявления G8 на эту тему следует, что провозглашается «закон трех Э»: энергобезопасность, экономический рост, экология, и предлагается «Санкт-Петербургский план действий» для достижения глобальной энергетической безопасности. Нашла свое место в заявлении и такая фраза: «Особенно важно, чтобы компании имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах».

Европейские политики на саммите на словах подтвердили, что российским энергетическим компаниям есть место на европейских рынках, и предложили «не бояться проникновения российских компаний». Впрочем, это вовсе не означало немедленного доступа российских компаний на европейские рынки, поскольку документы «восьмерки» – это декларации, а не обязательства.

Дела же обстояли иначе. «Газпром» в этом году пытался проникнуть на европейский рынок, но безуспешно. Английские политики не дали российской монополии купитькупить крупнейшего в Британии поставщика газа – компанию Centrica. «Газпром» не пустили на внутренний рынок Франции: приватизация Gas de France прошла без его участия. Не удалось «Газпрому» увеличить свое участие в польской компании PGNiG.

В свою очередь, «Газпром» выдавил иностранных инвесторов из проекта «Сахалин-2» и с «Ковыктинского месторождения» в России, а также отказался пустить иностранцев к разработке Штокмановского месторождения.

Отметим, что сегодня зависимость европейских стран от поставок углеводородов увеличивается. Например, от российских поставок газа Европа зависит на 50–70 %, нефти – на 30–40%. В ближайшее время тенденция сохранится: «Газпром» заключил контракты, по которым газовая монополия обязуется поставить на экспорт до 2020 года 2,2 трлн кубометров газа. Так что и в дальнейшем отношения Россия–Евросоюз будут определяться исходя из фактора энергобезопасности. Тем более что теперь в России практически перестали говорить об удвоении ВВП, а вместо этого выдвинута концепция «энергетической сверхдержавы».

Одним из главных внешнеполитических достижений для российской дипломатии в 2006 году мог стать запуск переговоров о новом базовом «Соглашении о стратегическом партнерстве и сотрудничестве» между Россией и ЕС. Этот договор касается взаимодействия в сфере энергетики, торговли и прав человека.

Однако Польша наложила вето на этот процесс. Сделано это было в ответ на запрет российских властей на ввоз мяса из Польши: в Варшаве запрет считают политически мотивированным. Попутно, видимо для большей весомости, Польша заявила, что наложила вето из-за того, что Россия в очередной раз отказалась ратифицировать Энергетическую хартию – международное соглашение об инвестициях в энергетический сектор и транспортировку энергетических ресурсов. Попытки уговорить Польшу снять вето, предпринятые остальными 24 членами ЕС, ни к чему не привели.

По мнению европейских наблюдателей, неспособность договориться к саммиту Россия-ЕС в Хельсинки стала не столько ударом по взаимоотношениям между Россией и ЕС, сколько очередным «пятном» на репутации Евросоюза, который вновь показал неспособность найти компромисс между 25 странами-членами. И при этом Евросоюз стремится к дальнейшему разрастанию. Ожидается, что в январе 2007 года к этой организации присоединятся Болгария и Румыния.

В связи с этим встала еще одна проблема: Россия объявила о том, что она может ввести запрет на поставки мяса из Евросоюза после вступления Румынии и Болгарии в эту организацию. Москва объяснила свое намерение тем, что качество мяса из этих стран не отвечает санитарным стандартам. Эксперты связывают этот шаг с желанием России укрепить свою переговорную позицию в том, что касается «Соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве».

То, что Россия чувствует себя более комфортно, когда общается с Западом об экономике, а не о гуманитарных проблемах, наглядно показало заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ, которое прошло в начале декабря. Россия и Запад разошлись на нем по всем ключевым вопросам: о роли ОБСЕ и ее будущем председателе, о мониторинге выборов и о «замороженных конфликтах». Встреча представителей 56 членов ОБСЕ превратилась в перепалку главы российского МИДа Сергея Лаврова и заместителя госсекретаря США Николаса Бернса. Ключевая претензия Москвы к ОБСЕ заключается в том, что центр ее активности в последнее время перенесен на права человека, а два других направления деятельности (военно-политическое сотрудничество и экономика) остаются в загоне. Особо недовольна Москва деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) – органа ОБСЕ, который наблюдает за выборами. Дело дошло до того, что Россия впервые поставила вопрос о будущем ОБСЕ и своем членстве в организации. Наблюдатели даже высказали предположение, что это грозит вернуть Европу и мир к расколу времен холодной войны.

Еще одним пунктом противостояния с Западом стали в этом году разногласия Москвы и Совбеза ООН в том, что касается иранской ядерной проблемы. США со своими союзниками весь год продавливали в Совбезе жесткие санкции против Ирана, который подозревают в намерении обзавестись ядерным оружием. Россия же с Китаем, которые имеют широкие экономические интересы в Иране, против жестких мер в отношении этой страны возражали.

Россия–US

К успехам России можно причислить достижение договоренности с США о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию. Ожидалось, что соглашение будет достигнуто еще в июле в ходе саммита G8 в Санкт-Петербурге, однако этого не произошло. Главной проблемой оказался вопрос о ветеринарном контроле над поставками американского мяса. Подписание соглашения было отодвинуто на октябрь, а в МЭРТе стали заметно нервничать. В августе ведомство Германа Грефа выступило с угрозой Соединенным Штатам отменить преференции по экспорту американского мяса в Россию, если в октябре этого года не удастся завершить переговоры. МЭРТ высказал подозрение, что у США попросту отсутствует «добрая воля» к успешному завершению этих переговоров. Тем не менее в ноябре Россия все-таки преодолела последний барьер на пути в торговую организацию: двустороннее соглашение о вступлении нашей страны в ВТО было подписано с США на саммите стран Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в столице Вьетнама Ханое. Ряд наблюдателей высказывали предположение, что США дали свое согласие в обмен на поддержку России жесткой резолюции по Северной Корее.

В остальном же США в этом году было определенно не до России. Страна очень серьезно увязла в Ираке, где ситуация чем дальше, тем больше выходит из-под контроля. В начале декабря в США был обнародован доклад независимой группы экспертов, которые ненавязчиво намекнули, что ситуацию в Ираке совсем плоха и что пора задуматься о том, как оттуда уйти. Ведь из-за войны, за которую приходится платить и жизнями, и деньгами, нарастает напряженность и внутри США.

В ноябре республиканцы проиграли демократам промежуточные выборы в обе палаты Конгресса, и причиной этому послужила именно война в Ираке. Сразу после выборов президент Джордж Буш отправил в отставку стратега и идеолога этой войны Дональда Рамсфельда. В России между тем задались вопросом: а как теперь будут складываться наши отношения с демократами? Считается, что они более щепетильны, чем республиканцы, в вопросах, которые касаются соблюдения прав человека и свободы слова, которые у нас так не любят обсуждать. Впрочем, в ближайшее время об этом можно будет не беспокоиться: политики в США будут заняты Ираком и президентскими выборами, которые состоятся в 2008 году.

Показательными в этой связи стали недавние слова одного из наиболее вероятных претендентов на пост следующего президента США демократа Хиллари Клинтон. В начале ноября на американском Совете по международным отношениям в Нью-Йорке она жестко раскритиковала внешнюю политику всех без исключения серьезных держав. Клинтон обратила внимание России, а заодно и Китая на то, что они должны активнее участвовать во внешней политике, не сваливая на США все заботы по управлению мировой стабильностью. «Нужно создать новый уровень ответственного лидерства таких влиятельных стран, как Китай, Россия, Индия… Этим странам необходимо стать частью нас и совместно разрабатывать правила, в соответствии с которыми предстоит действовать».

Примечательно, что европейцы с радостью восприняли новость о поражении Республиканской партии в США, надеясь на то, что демократы помогут устранить наметившийся в последние годы раскол между Европой и Америкой. Симпатии европейцев к США значительно ослабли по сравнению со всплеском солидарности, последовавшим за атаками 11 сентября 2001 года, а к администрации Буша во многих странах относятся с подозрением, если не с открытой враждебностью. Администрация Буша расходилась с Европой, а также со значительной частью остального мира, по широкому спектру проблем и вызывала открытую неприязнь из-за многих вопросов, включая хаос в Ираке, тюрьму в Гуантанамо и отказ подписать Киотский протокол, призванный бороться с глобальным потеплением.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.