29 марта 2024, пятница, 18:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 декабря 2005, 10:59

Некорпоративный советник

Во вторник вечером президент Владимир Путин подписал указ об освобождении Андрея Илларионова от должности своего советника по экономическим вопросам. Несколькими часами ранее Илларионов на брифинге в Кремле сообщил, что подал Путину заявление об уходе с этого поста. Свое решение он объяснил изменившийся ситуацией: до недавнего времени у него была «возможность что-то делать, включая возможность говорить», и никто не мешал ему выражать свою точку зрения. Теперь Илларионов делать этого не может.

Илларионов выделил три главные причины такой ситуации: «изменение экономической политики и экономической модели, изменение политического режима и появление корпоративистской модели государства». По словам Илларионова, страна перестала быть политически свободной. Что касается экономической модели, то, по словам Илларионова, она оформляется как «корпоративистская модель с участием госкорпораций, которые, будучи государственными по названию и по статусу, в первую очередь руководствуются собственными интересами». «Я на работу в такое государство не поступал, контракт с ним не заключал и присягу ему не давал», - заявил Илларионов.

В интервью «Коммерсанту» Илларионов сказал: «Государство может быть нелепым, иррациональным, преследовать специфические интересы. Но они при этом будут представляться как общенациональные интересы. То, что они могут эволюционировать в корпоративистские, в частные интересы до такой степени, - этого я не предвидел. И в краткосрочной перспективе я не вижу возможности для изменения природы этого государства».

Между тем вчера Владимир Путин лично ответил на инвективы своего советника по поводу «корпоративистской модели»: на заседании Госсовета он призвал государство и частный бизнес «работать как единая корпорация».

Андрей Илларионов известен тем, что, будучи советником Путина, неоднократно критиковал политический курс нынешней власти. В частности, Илларионов выступал против атаки на ЮКОС, которая, по его мнению, крайне негативно сказалась на инвестиционном имидже страны. Выступая на пресс-конференции, посвященной итогам 2004 года, Илларионов назвал аферой года продажу главной «дочки» ЮКОСа подставной компании «Байкалфинансгруп» (которая впоследствии вместе с «дочкой» ЮКОСа была куплена за копейки государственной «Роснефтью»), а также все операции по объединению «Газпрома» и «Роснефти». Эта пресс-конференция стоила Илларионову трех крупных постов, связанных с участием России в «Большой восьмерке».

Критику власти Илларионов продолжил и в 2005 году. Свой излюбленный термин - «афера года» - Илларионов применил, в частности, к поглощению госкорпорациями частных компаний («Юганскнефтегаз», «Сибнефть», «Силовые машины», ОМЗ, «АвтоВАЗ»). Еще одной аферой он назвал практику займов госкомпаний, объем которых в 2005 году превысил, по его словам, 20 млрд. долларов, перекрыв тем самым «действия российского правительства по сокращению внешнего долга». Он назвал «антиидеей года» практику IPO госкомпаний, отметив при этом, что средства от IPO было бы логичней направлять в бюджет РФ. Аферой Илларионов считает и практику применения «энергетического оружия» во внешней политике. Крайне негативную оценку заслужила у него главная официальная политэкономическая «фишка года» - смена приоритетов «экономического роста и создания более благоприятных условий для бизнеса» на т.н. национальные проекты, «которые сводятся к распределению и потреблению».

И вот теперь Андрей Илларионов лишился своей четвертой должности, за ним остался только пост президента Института экономического анализа.

Позиции Илларионова по некоторым вопросам в последние годы достаточно неоднозначно воспринимались не только в кругах противников либеральной экономики, но и среди либеральных экономистов. Так, достаточно маргинально в этой среде выглядело негативное отношение Илларионова к реформе РАО ЕЭС и подписанию Киотского протокола.

Вчера, уже по факту состоявшейся отставки, наблюдатели отмечали, что Андрей Илларионов выполнял важные функции «символа либерализма» и демонстрации наличия плюрализма мнений в Администрации Президента. Как считает эксперт «Полит.ру» Михаил Арсенин, за одно только выполнение этих символических, презентационных функций никто не стал бы держать в штате столь неуемного и публичного критика. У Илларионова была еще одна, куда более ценная функция, суть которой заключалась в том, что он как высокопрофессиональный внутренний критик власти, мог предупредить ее об угрозе большого кризиса по типу 1991 и 1998 годов или даже промежуточных малых кризисов той же эпохи. До недавнего времени у власти сохранялся страх перед этими кризисами, а сейчас, по мнению Аресенина, она полностью утратила боязнь совершения неадекватных и необратимых шагов в экономической политике.

Уходя из Администрации Президента, Андрей Илларионов хочет «укрупнить себя, выйдя из путинской тени, и превратиться в самостоятельную величину». Об этом в беседе с корреспондентом «Полит.ру» заявил известный политтехнолог и телеведущий Глеб Павловский. По его словам, на сегодняшний день разногласия Илларионова с курсом экономической политики являются по-настоящему глубокими, и сам он не раз о них говорил. При этом, отметил Павловский, Илларионов традиционно стремится ограничивать конфликты и управлять их последствиями.

Касаясь возможных перспектив Илларионова, Павловский высказал предположение, что его «вряд ли заинтересует что-то меньшее, чем пост министра финансов, и большее, чем пост премьер-министра». По мнению Павловского, если экономический курс перейдет из фазы, где главной проблемой является собирание и укрепление активов, в стадию, когда главным станет вопрос управления этим активом, Илларионов может оказаться востребован.

«Фигурой с мощными электоральными перспективами» называет Илларионова Михаил Аресенин. В подтверждение этому он приводит три основных козыря: Илларионов не засвечен ни в одной истории, связанной с дележом властных назначений, государственного имущества или бюджетных денег; не причастен к лоббированию каких-либо клановых, отраслевых или региональных «интересов»; не тащит на себе воз реальных и вымышленных грехов и ошибок российских реформ, чем выгодно отличается от статусных демократов ельцинского призыва.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.