29 марта 2024, пятница, 00:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 января 2005, 10:55

Терминалы Вентспилса купят под нефть "Юганска"

"Северстальтранс" - компания, подконтрольная крупнейшему российскому промышленному холдингу Северсталь-групп выразила желание приобрести нефтяной бизнес в Вентспилсе - сообщила латвийская газета Neatkariga Rita Avize Latvijai (NRA). По сообщению агентства Regnum, сославшегося на латвийскую газету, данная информация подтвердилась в телефонном разговоре с представителями "Северсталь-групп".

Латвийские СМИ напоминают, что один из акционеров АО Ventbunkers латвийский бизнесмен руководитель концерна LSF Олег Степанов в последнее время неоднократно заявлял в прессе о желании продать российской компании "Северстальтранс" принадлежащие АО Ventbunkers и АО Ventspils nafta терминалы по перекачке нефти, а также нефтепроводы ООО LatRosTrans. Степанов известен своими войнами с росийскими металлургическими предприятими и попытками привлечь к латвийскому транзиту Белоруссию.

Однако нас интересует сейчас не Степанов, а отважный покупатель нефтяного порта. Вентспилс предназначен для транзита российской нефти, без нее он, по словам одного из руководителей российской "Транснефти" не стоит и доллара.

До запуска порта Приморск (элемента принадлежащей российской "Транснефти" Балтийской трубопроводной системы) в 2001 г. через Вентспилс переваливалось около 15 млн. т российской нефти в год (с нефтепродуктами объем нефтяной торговли доходил до 28,5 млн.т). Однако, выполняя решение политического руководства России, "Транснефть" перестала поставлять нефть в Вентспилс. Тогда была продекларирована цель - Россия должна защищать своих соотечественников за границей, прежде всего в Латвии, которая вводила дискриминационные, антирусские по сути, законы.

Без российской нефти латвийский порт совсем было захирел, если бы не другая государственная компания "Транснефтепродукт", ныне возглавляемая зам.главы президентской администрации  Владиславом Сурковым. Она начала поставлять в Вентспилс - в основном по железной дороге нефтепродукты и нефть. В 2003 г. через нефтетерминал отгружено на экспорт около 10 млн т нефти и нефтепродуктов, привезенных по железной дороге. Еще одним поставщиков в Вентспилс была принадлежащая Юкосу литовская компания Mazeikiu nafta с растущими объемами которой не справлялся растущий литовский порт Бутинге.

Нам интересен Вентспилс, прежде всего как успешный геополитический проект полностью реализованный - взамен латвийского нефтяного транзита начала быстро развиваться альтернативная Балтийская трубопроводная система, одновременно рос грузопоток через Эстонию и Литву, цены на транзит падали.  

Основным экономическим условием, сформированным тогда российской стороной было вхождение российского капитала (частного, или государственного) в состав акционера порта. Появлявшиеся ( в 2003 году) иностранные инвесторы - американский инвестфонд BroadStreet и один из крупнейших мировых нефтетрейдеров, Vitol выдвигали основным условием покупки государственного пакета акций урегулирование отношений с Россией.  Но аналитики полагали, что иностранцы преследовали спекулятивные цели и хотели впоследствии продать пакет российским нефтяникам.

В 2003 году основной акционер Ventspils nafta компания Latvijas Naftas Tranzits (42% ) предложила "Транснефти" стать акционером терминала, но российская компания гордо отказалась от этого предложения - аналитики восприняли это как стремление России сбить цену (порт был оценен латышами в $200 млн.).

И вот судя по всему российское руководство решило, что срок настал - в Латвию отправился послом Виктор Калюжный - отставной министр по топливу и и специалист по каспийскому транзиту нефти. Он предложил восстановить российский нефтепоток через Вентспилс в прежнем объеме.

Продуманный и вывереный шаг вызвал заметное оживление в общественной жизни Латвии. И вот появился покупатель - "Северстальтранс", фирма нынешнего министра транспорта РФ Игоря Левитина, давно занимавшаяся портовой инфраструктурой. Фирма входит в холдинг "Северсталь" Алексея Мордашова, близкого к президенту Путину, на что справедливо указали латвийские журналисты.  

Что то не так, не правда ли, причем здесь нефть? А вот причем - "Северстальтранс", это - фирма много и плодотворно сотрудничавшая с "Кинэксом"( например нынешний руководитель государственного "Совкомфлота" Дмитрий Скарга успел поработать и в "Кинэксе" и "Северстальтрансе").

Неужели вы не слышали про "Кинэкс"? Странно. А про "Байкальскую финансовую группу" вы тоже не слышали? А между тем, многие считают, что и за той и за другой компанией стоит Геннадий Тимченко, тот самый которому зам главы президентской администрации Игорь Сечин еще в июне хотел поручить продажу юкосовской нефти (как до этого поручил торговать нефтью "Сургутнефтегаза").

Теперь стало понятнее, какое отношение к Вентспилсу имеет "Северстальтранс"? А как же соотечественники, геополитические проекты? Не морочьте голову, вы же не маленькие дети.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.