29 марта 2024, пятница, 10:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 августа 2004, 19:50

Нашествие-2004

Под Тверью, в местечке Эммаус, отгремел главный российский рок-фестиваль под открытым небом - “Нашествие-2004”. В нем приняли участие несколько десятков коллективов и исполнителей. Среди участников числились как настоящие “динозавры” русской рок-сцены, так и молодые команды, впервые получившие возможность выступить перед такой огромной аудиторией. Организаторы в рекламных роликах обещали слушателям “главное приключение лета” и, по крайней мере, в этом точно не обманули.

Первым впечатлением стала долгая дорога. Два с половиной часа на электричке от Москвы плюс полчаса на псевдобесплатном автобусе, который к тому же приходилось брать чуть ли не штурмом. Затем еще два часа в очереди на вход, в жуткой давке, под палящим солнцем. Люди вокруг падали в обморок от жары, некоторых поднимали на руки и “по головам” передавали в сторону оцепления. Остатки воды из канистр и пластиковых бутылок разбрызгивали над головами, чтобы хоть как-то облегчить положение. При этом сотрудники правопорядка приятно удивили: ожидаемого “ментовского произвола” практически не наблюдалось, и все было тихо и мирно. По большому счету не милиция же виновата в том, что организаторам (за немузыкальную часть фестиваля отвечала компания RISE) пришло в голову сделать один общий вход на поле, да еще в виде длинного прохода между двумя заборами, шириной всего метров сорок. Омоновцы, стоявшие в оцеплении, вели себя в меру жестко, но не жестоко. При этом они всячески помогали людям в толпе, разбрызгивали у них над головами воду и старались досматривать проходящих как можно быстрее. Тем временем со стороны сцены до очереди доносились обрывки открывавшего фестиваль выступления группы “Би-2”.

Второе отрицательное впечатление не о музыке - палаточный городок. Жуткая теснота, помойка, усугубленная последовавшими ливнями, абсолютное отсутствие какой-либо организации. Из-за того, что изначально под палатки выделили слишком мало места, некоторые начали ставить их прямо на поле, чем весьма осложнили всем остальным передвижение по нему. Особенно красочно все это выглядело на следующее утро: очереди за питьевой водой (которую разливали бесплатно из цистерн), в туалеты (тоже бесплатные) и, естественно, за пивом, которое, к чести организаторов, стоило очень даже “по-божески”. Ощущение где-то между огромным цыганским табором и лагерем беженцев в измученной войнами маленькой африканской стране.

Следующее, уже околомузыкальное, воспоминание - дожди. Вопреки всем прогнозам Гидромета, как 7, так и 8 августа на Эммаус обрушились ливни с градом. Первый людей, в основном, позабавил, а вот второй просто затопил “Нашествие”, превратив поле в сплошное грязевое месиво. Все это предоставило присутствующим редкую возможность понаблюдать и поучаствовать лично в таких развлечениях как борьба в грязи (как женская, так и мужская), обливание водой из луж и купание в них, незлобное кидание грязью друг в друга и немножко в омоновцев, стоявших в оцеплении. Спасало от холодной смерти только своевременно выходившее солнце, все то же дешевое пиво и, конечно, музыка. Потому что именно ради нее люди и приехали сюда, стояли, прыгали, танцевали под палящим солнцем, дождем, градом или вовсе по колено в воде. Все это, в общем-то, было уже не так важно.

Организатор музыкальной части – “Наше радио” – обеспечило везде отличный звук. Он был громким, но при этом четким. В любой точке поля (за исключением, пожалуй, очереди на вход) все было слышно. Видно было тоже почти все, благодаря трем большим экранам, на которых к тому же в ночь с субботы на воскресенье показывали главный российский блокбастер сезона - “Ночной дозор”. Многие выступления сопровождались красочными шоу на сцене и вокруг нее, которые производили наибольшее впечатление вживую, но и с экранов воспринимались неплохо.

И самое главное - собственно выступления. Не обошлось, естественно, без разочарований и откровенно слабых выступлений. По мнению многих присутствовавших, ничего более мерзкого, чем питерские “Кукрыниксы”, в тот уикенд со сцены не звучало. Недалеко от них ушли еще одни новорусские псевдопанки “Lumen”, девушка Мара, дебютанты “Л.о.м.о.”, попсовые молдавские засланцы “Gыndul Mыцei”, жуткая “Эпидемия” и вечномолодые “Ария” с “Кипеловым”. Чуть лучше смотрелись “Кирпичи”, “Cabernet Deneuve” и “Небо здесь”.

Очень смешно и местами трогательно отыграл Кузьмин со своим “Динамиком”, поставив как минимум однажды все поле на уши с помощью хрестоматийного риффа из “Smoke On The Water”.

Из тех, кто мог бы лучше, но почему-то не выстрелил, можно отметить “Зверей” и “Тараканов”, сыгравших довольно странную программу, а также горячо любимый мною “Сплин”, мило отхалтуривший стандартный фестивальный сет из пяти песен, к тому же в акустике. “Сурганова и оркестр” впечатлили только зрелищной шоу-программой, а “Ночные снайперы” неожиданно оказались в ряду тех групп, выступления которых предоставляли приятную возможность сходить за пивом или поесть. Приятно было послушать “Чебозу” с историей про Диму Маликова и строчкой “Я слышал в Ростове мой друг Филипп в какую-то ***** влип”, “Уматурман” с их “Ночным дозором”, “Торба-на-круче” и их пророческую “С дождя”, очень энергичный “Наив” и даже приятно удивившие реальным драйвом “Смысловые галлюцинации”.

Обо всех выступлениях, пожалуй, рассказывать слишком долго, поэтому попробую выделить “десятку самых-самых”, ради которых, собственно, и стоило тащиться в эту дыру, преодолевая все вышеописанные препятствия. Итак, обратный отсчет главных выступлений “Нашествия-2004”:

10. Ю-Питер

Новая группа Вячеслава Бутусова уже успела завоевать сердца как привередливых музыкальных критиков, так и простых слушателей, записав отличный дебютный альбом “Имя рек” и прогремев, что любопытно, с невошедшей в этот самый альбом “Песней идущего домой” по всем возможным хит-парадам и радиостанциям страны. На “Нашествии” группа сыграла практически все свои хиты плюс сольные песни Бутусова “Берег” и “Лабрадор/Гибралтар”, а также нереально раскачала Эммаус финальной “Звездой по имени Солнце”, которую Слава записал в свое время для проекта “Кинопробы”. Жалко только, что все собравшиеся были уже в предвкушении долгожданного выступления “Наутилуса”, поэтому “Ю-Питер” незаслуженно оказался в тени своего легендарного предшественника. Бутусову такой расклад был вряд ли по душе, но он держался молодцом.

Песня-кульминация:

“Звезда по имени Солнце”.

9. Чайф

Честно говоря, последние годы, группа “Чайф” у меня ничего, кроме раздражения, не вызывала. После бурного празднования своего пятнадцатилетия уральские ветераны неуклонно катились вниз, наполняя радиоэфиры совершенно дурацкими песнями и выпуская не менее дурацкие альбомы. Но, видимо, в этот раз они так идеально попали в фестивальное “оранжевое” настроение, что было просто невозможно удержаться от повсеместных подпеваний и подхлопываний. Были, конечно, и неизбежные проколы вроде занудных “Мы с тобою долетели” и “Достучаться до небес”, но за “бутылку кефира-полбатона”, регги-версию “Ой-йо” и особенно за “В ее глазах” я в этот вечер был готов простить Шахрину с Бегуновым все.

Песня-кульминация:

“В ее глазах”.

8. Линда

Вот уж от кого не ожидал приятного сюрприза. Вопреки всем домыслам и предконцертным раскладам, певица Линда практически идеально открыла второй день “Нашествия”, отыграв мощную, ритмичную программу из совсем новых песен и старых проверенных хитов, при этом продемонстрировав публике яркое огненное и танцевальное шоу и грамотный видеоряд, идеально вписавшиеся в музыку. Разве что затянула немного, а так заслужила твердую пятерку.

Песня-кульминация:

“Цепи и кольца”.

7. Океан Ельзi

Вопрос “какая группа на Украине главная” для меня давно отпал. В отличие от своих прославленных киевских коллег-конурентов “Воплей Вiдоплясова”, львовские “океаны”, к счастью, не поют на концертах песни Виктора Цоя и Егора Летова, ибо у них собственных хитов и так хватит на пару-тройку мощных фестивальных сетов, не затаскивают эти хиты до состояния полного отторжения и постоянно пополняют их количество, стабильно выпуская очень приличные альбомы. Так что выступления этой команды на “Нашествии” я ждал с живым интересом. И ожиданий они не обманули. Программа была не насыщенно хитовой, но неизменно драйвовой и стильной. Вакарчук “зажигал” и при этом не уставал общаться с публикой и отпускать в сторону не слишком-то радушных россиян, заполнивших промокшее фестивальное поле, комплимент за комплиментом. Обидно, конечно, что не ценят у нас хорошую музыку, как она того заслуживает, но что прикажете ждать от людей, которые через полчаса отплясывали с пивом под Кузьмина с “Динамиком” и его дурацкие псевдорокнроллы?!

Песня-кульминация:

“Вставай”.

6. Пилот

Выступление питерского “Пилота” было последним “сухим” во втором дне “Нашествия”. Сразу после выхода на сцену группы Animaljazz, игравшей за ним, на Эммаус обрушился ливень с градом, который, если бы не был таким долгим, то оказался бы после “Пилота” очень своевременным. В тот день Черт и компания молотили так энергично, что охладиться после их выступления доброй половине слушателей было просто необходимо. Программа была составлена только из песен с последней пластинки “Рыба, крот и свинья”, без стандартных “Братишки” и “Сибири”, что, впрочем, меня совершенно не разочаровало. Пелись все главные идейные боевики: “Терроризм”, “Королевство”, “Неродина” и “Кали Юга”. Плюс новый радиосингл “Шнурок”, который, правда, все фанаты наизусть знают уже года три. Жаль только, что не было ни одной медленной песни, и к финальному хиту “Рок”, у меня лично сил прыгать уже не осталось.

Песня-кульминация:

“Неродина”.

5. Ногу Свело!

Макс Покровский не устает удивлять. На прошлых “Нашествиях” он скакал на лошади, стрелял из пулемета и поджигал канистры с бензином. Что можно было изобрести еще? В этот раз без бензина, конечно, тоже не обошлось: под звуки одноименной песни Макс обрызгал бесцветной прозрачной жидкостью людей стоявших в фан-зоне. К счастью, бензин оказался всего лишь водой, которая этим самым людям пришлась как нельзя кстати, ибо выступление “Ногу Свело!” пришлось на самую солнечную часть второго дня фестиваля. Водные процедуры продолжились в самом конце сета, когда во время исполнения нетленной “Хару Мамбуру” Покровский предложил девушкам из толпы сделать с ним “откровенные фотографии” в честь последней пластинки группы в специально для этого приготовленном надувном бассейне.

Еще были два скелета, болтавшиеся над сценой начиная с “Последнего героя” и активно испускавшие разноцветный дым. Один из них, кстати, застрял под куполом и оставался там и после ухода “Ноги” со сцены.

Но главное, была отличная музыка: “Наши юные смешные голоса”, “Из Алма-Аты” и все тот же “Последний герой”, крепко взявший за душу тех, кому пришлось на “Нашествии” переночевать с субботы на воскресенье: “Вот день мой закончился первый, хватило бы сил на второй...”.

Песня-кульминация:

“Я не Последний герой”.

4. Мумий Тролль

Так уж в этом году сложилось, что лидер группы “Мумий Тролль” Илья Лагутенко стал одним из трех главных героев “Нашествия”, наряду с записными хэдлайнерами - Сергеем Шнуровым и Вячеславом Бутусовым. Нельзя сказать, что этого от него не ждали. Пик славы Ильи пришелся, правда, на следующий пункт нашей “десятки лучших”, но и собственный сет “МТ” откатали на высшем уровне. Как и в случае со “Сплином”, здесь была акустика на выдвинутой вперед “малой” сцене, но с рядом существенных положительных отличий. Во-первых, на этой самой маленькой сцене чудом таки уместился полный состав группы “Мумий Тролль”, во-вторых сыграли они программу гораздо более музыкальную и совсем не “дежурную”, в отличие от “Сплина”, и, в-третьих, не побоялись петь “нестадионные” тихие песни. Чего стоили одни только “Водопады слез”. К тому же приятно расслабленный Лагутенко с потрясающей трехдневной щетиной и неизменной “чеширской” улыбкой оставил ощущение абсолютной гармонии и умиротворения. Как выяснилось, главный рок-н-ролл в его исполнении был еще впереди...

Песня-кульминация:

“Это по любви”.

3. Браво + приглашенные звезды

До этого рок-н-ролла ждать оставалось еще примерно полдня. Вместе с группой “Браво”, отмечающей в этом году двадцатилетие, этим воскресным вечером ее главные песни исполняли Билли Новик из Billy’s Band, весьма недурно спевший “Васю”, и Светлана Сурганова, довольно легкомысленно забывшая практически весь текст в “Чудесной стране”. Но все это как-то быстро забылось, когда на сцене появился неподражаемый Лагутенко и спел для разгона эстетскую “Мне грустно и легко”, а затем и вовсе взял бразды в свои руки и зарядил не спетую во время дневной акустики собственную “Медведицу”. Надо заметить, что играла в этот момент фактически опять группа “Мумий Тролль”, а Хавтан с Ленцем трогательно пели за латышских девушек и приняли непосредственное участие в финальном погроме сценического оборудования. В первый раз за фестивальный день Эммаус буквально ходил ходуном. После всего в голову закрадываются мысли, что не будь Ильи и его команды, юбилярам из “Браво” пришлось бы потруднее. Наверное зря, они и без “Мумий Тролля” выглядели отлично, но вот на третьем месте нашей “десятки” находятся только благодаря ему.

Песня-кульминация:

“Медведица”.

2. Ленинград

Многие люди, как правило, так и не доехавшие до Эммауса задавались вопросом: “Зачем устраивать “Нашествие” в такой “дыре” и зачем туда, собственно, тащиться?” Ответом стало выступление группы, которая вряд ли получила бы возможность устроить где-нибудь в Московской области такой грандиозный рок-н-ролльный бардак, который удалось устроить в Эммаусе. “Ленинград” в этот вечер явил себя совсем не таким, каким он запомнился мне по потрясающему клубному концерту в Москве году эдак в 2002-ом. Вместо кучи пьяных мужиков, каким-то чудесным образом умудрявшихся еще и играть (да еще как!), на сцене “Нашествия-2004” вечером 7 августа стояли почти “Роллинг Стоунз”. Сергей Шнуров на моей памяти так стильно не выглядел еще никогда. И никогда доселе так не играл настоящий стадионный рок.

Забудьте о том, что “Ленинград” - клубная группа. То, что Шнур со товарищи обрушили на головы людей, собравшихся в тот вечер на фестивальном поле, в клубный формат уже, пожалуй, никак не влезет. В течение часа были сыграны хиты фактически со всех альбомов, группа могла бы играть их еще часа два, если бы не регламент, отправивший совершенно офигевшую толпу слушателей “по койкам” в назначенное организаторами время. Начав с инструментальной темы “для мобильника” из фильма “Бумер”, продолжив “Мамбой”, “Дорогами”, “Дачниками”, скандальным кавером на песню Земфиры “Искала” и еще десятком суперхитов и закончив программной песней всех времен “Шоу-бизнес”, “Ленинград” покинул сцену. Причем после его ухода осталось смутное ощущение, что если бы дальше в программе были, например, U2, то и они в тот вечер были бы уже лишними.

Песня-кульминация:

“Дороги”.

1. Наутилус Помпилиус

И все-таки “Ленинград” для меня остался всего лишь лучшим выступлением первого дня “Нашествия”. Потому что второй день завершало событие, которое затмило шнуровский беспредел с первых же аккордов.

В тот момент, когда одетый во все темное Бутусов запел: “Разлука, ты разлука...”, а Могилевский (тоже в темном) вступил там, где он должен вступать со своим “и друг друга любить”, все предыдущее и последующее стало совсем не важно.

Я не был ни на одном концерте “Нау” при жизни группы, но почувствовал, что совершенно точно “сейчас все, как было тогда”. Можно было представлять себе все, что угодно: Омск, Новосибирск, Подольск - любой из главных концертов “Нау” 1980-х, или просто вспомнить старенькую пиратскую видеокассету “Бриллиантовые дороги - 88”, где точно такой же Бутусов пел эти же песни, стоя в той же позе, почти в той же одежде, и появлялось неиспытанное мной доселе чувство включенной машины времени.

Дело было, видимо, даже не в Бутусове. Я десять раз слушал эти “Бриллиантовые дороги” на его сольных концертах, но только теперь они зазвучали “как тогда”. И все на сцене было “как тогда”: Слава периодически забывал слова и вопросительно смотрел на товарищей “по оружию”, Могилевский разрывался между клавишами и саксофоном, “Пифа” Комаров наигрывал свой гениальный проигрыш в “Ален Делоне”, Егор Белкин взялся за акустическую гитару в “Прогулках по воде”... Как будто это никакое не эксклюзивное воссоединение на один вечер, а регулярный концерт где-нибудь в Таллине или Черноголовке. И это-то и пробирало больше всего.

В наше время возвращала только грандиозная толпа на фестивальном поле, пестрившая множеством трехцветных флагов, пропевавшая каждую строчку вместе с музыкантами и совершенно обалдевающая от того, что происходило на сцене. А со сцены звучали только хиты. Я бы даже заметил, только “мега-хиты”. Говорят, что под давлением обстоятельств, музыканты урезали свое предполагаемое двухчасовое выступление всего лишь до сорока минут. Боюсь представить, что было бы, если бы ЭТО продолжалось два часа. Боюсь представить, что они вдруг решат собраться еще раз и устроят грандиозный тур с этой программой по всей стране. Этого не нужно. Чудо – оно на то и чудо, чтобы происходить всего лишь раз. Счастье должно быть мгновенным и обрываться тогда, когда этого больше всего не хочется.

А концовка была просто фантастической: надрывная “Я хочу быть с тобой”, “Прощальное письмо” под грохот феерверков, с обязательным саксофонным соло в конце, и “Казанова” на бис, поставили в огромном музыкальном празднике законную точку.

Песня-кульминация:

“Я хочу быть с тобой”.

Люди покидали фестивальное поле, словно “скованные одной цепью”. Держась за руки, они шли по хлюпающей грязи и не сильно переживали из-за того, что впереди их ждали бессонная ночь, Тверской ОМОН, переполненный зал ожидания, битком набитая первая утренняя электричка и не слишком-то ждущая своих героев Москва.

Все годы на “Нашествиях” продавались специальные памятные футболки с надписью “Я пережил Нашествие”. В этом году футболок, кажется, было мало. Надо было выпустить еще памятные ордена и медали. Как после Наваринской битвы, с одним только словом – “Был”.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.