Вслед за Манежем сегодня в Москве горел Политехнический музей, расположенный по адресу Новая площадь, 3/4.
На место происшествия вскоре начали прибывать пожарные бригады. По словам корреспондента “Газеты.ру”, в 11.50 прибыли десять расчетов.
Пожару была присвоена третья категория сложности.
Как сообщил корреспондент NEWSru.com с места событий, очаг возгорания находился между 2-м и 3-м подъездом на 2-м этаже прямо над аркой. Позднее эту информацию подтвердил главный инженер музея Александр Попков, отметив, что очаг возгорания находился в техническом помещении. Со внутреннего двора видны обгоревшие окна и стены помещения на втором этаже.
"Предметы, которые находятся там, никакой ценности не представляют", - заявил он.
По данным корреспондента NEWSru.com, причиной пожара стал компьютер. Сначала сотрудники пытались потушить огонь самостоятельно, однако спустя 30 минут поняли, что сами не смогут справиться с распространением огня и вызвали пожарных.
Однако за это время огонь успел перекинуться на горят 3-й и 4-й этажи здания. Однако открытого пламени не наблюдалось.
К настоящему моменту пожар ликвидирован, идет проливка конструкций здания, сообщили РИА “Новости” в УГПС столицы.
На тушение пожара, сигнал о котором поступил в 11.50, было направлено 25 пожарных бригад, некоторые из которых, однако, не смогли подъехать. Пожар в здании музея вспыхнул в 11:40. Площадь пожара составила около 60 кв. метров, ему была присвоена 3-я категория сложности по 5-балльной шкале.
По данным источников "Интерфакса" в противопожарной службе, пострадал охранник музея, который первым обнаружил очаг возгорания и пытался самостоятельно потушить огонь. С ожогами верхних дыхательных путей и отравлением продуктами горения он госпитализирован.
Политехнический музей был учрежден по личному указу императора Александра II в 1872 году. Задуман он был как научный, образовательный и просветительный центр "для утоления жажды просвещения, облегчения задачи самообразования" учеными Москвы, членами Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии (ИОЛЕАиЭ). Основной вклад в создание концепции Музея внесли профессора Московского Университета и Императорского Технического Училища Г.Е. Щуровский, А.П. Богданов, А.Ю. Давидов, В.К. Делла-Вос и другие.
Активную поддержку ученым оказали Московские городские власти, безвозмездно выделив землю в центре города, московские промышленные и финансовые круги - крупными денежными пожертвованиями и предоставлением экспонатов для будущего Музея. Среди них: А. Найденов, В. и И. Ганешины, В. и Т. Морозовы, братья Крестовниковы, Рябушинские.
Начало Политехническому музею было положено организацией Всероссийской Политехнической выставки, открывшейся в Москве 30 мая 1872 года и посвященной 200-летию со дня рождения Петра I, "дабы положить основание такого рода собранию, которое могло бы составить само по себе зачаток нового музея, а именно Политехнического".
Торжественное открытие выставки состоялось 30 мая 1872 года. Успех выставки был огромный, за три месяца ее посетили 750 тыс. чел. Главная задача - собрать первичную коллекцию экспонатов для будущего музея - была решена.
После закрытия выставки ее экспонаты стали основой собрания будущего музея и были размещены во временном помещении дома Степанова на Пречистенке.
Строительство собственного здания Музея было начато в 1877 году по проекту архитекторов И.А. Монигетти. Н.А. Шохина, И.П. Машкова, Г.И. Макаева. Это было одно из первых в России зданий общественного назначения, оформленных в русском стиле XVII века. Завершено строительство было в 1907 году открытием Большой аудитории, которая стала в те годы лучшей аудиторией Москвы.
Политехнический музей становится центром научной, культурной и общественной жизни Москвы. Лучшие представители научной общественности города становятся директорами его отделов, участвуют в работе Постоянных комиссий, определяющих организацию и деятельность отделов, проводят Воскресные объяснения коллекций. Среди них: И.П. Архипов, А.С. Владимирский, Н.Ю. Зограф, П.П. Петров.
Публичные лекции о последних достижениях науки читают А.Г. Столетов, Н.Е. Жуковский, Ф.А. Бредихин, К.А. Тимирязев, А.М. Бутлеров и другие выдающиеся ученые.
В музее проводят первые в России демонстрации свежих достижений научной и технической мысли: лампы Яблочкова, телефонов Белла и Голубицкого, фонографа Эдисона. Устраивают первое в Москве электрическое освещение.
В Большой аудитории Политехнического проводились поэтические и музыкальные вечера. С ее трибуны выступали политики, философы и величайшие ученые мира.
С 1947 г. Политехнический музей становится общественной организации Всесоюзного общества "Знание".
В 1970-е годы в деятельности Музея начинает укрепляться чисто музейная традиция - формирование музейного собрания с позиций документирования исторического процесса развития техники, Музей включается в международную музейную деятельность в рамках советского отдела Международного комитета музеев (ICOM). В декабре 1991 года Указом Президента Российской Федерации Политехнический музей объявлен Особо Ценным Объектом культурного достояния страны.
С февраля 1992 года Постановлением Правительства России Политехнический музей и Центральная политехническая библиотека признаны единым научным, образовательным и культурно-досуговым центром Москвы и России.
Наибольшее культурное значение Политехнический имел в 1920-е гг. и в период Оттепели. В 1920-е там выступали представители многочисленных поэтических течений и группировок – от Маяковского до ничевоков. На рубеже 1950-х – 1960-х Политехнический становится одним из центров новой поэзии, местом встреч с самыми яркими деятелями культуры этого периода. Вечера в Политехническом нашли свое отражение в знаменитом фильме Марлена Хуциева “Застава Ильича” (“Мне двадцать лет”).
Директор института искусствознания Алексей Комеч считает, что памятники архитектуры горят из-за “нашего невнимания и презрения к историческому наследию”.
“В случае с Манежем все ясно – его подожгли, чтобы решить собственные проблемы. Политехнический музей – это итог десятилетнего небрежения. Музей не устроен хорошо противопожарно, все требования пожарной инспекции ограничиваются актами и штрафами. Музей незащищен. Тех денег, которые выделяются на его содержание, хватает только на выплату мизерных зарплат сотрудникам”, - сказал Комеч корреспонденту “Полит.ру”.
По мнению директора института, именно участившиеся пожары уничтожают памятники архитектуры (в 2003 году сгорело два храма, шедевра деревянного зодчества). “Однако это не диверсия. Просто состояние, в котором памятники находятся, позволяет легко уничтожать их огню”. По оценкам эксперта, не менее трети архитектурных памятников находятся в пожароопасном состоянии. Напомним, что отвечает за содержание памятников архитектуры федеральный центр.