29 марта 2024, пятница, 12:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 мая 2011, 09:17

Сальдо валютного дисбаланса

Жестокий валютный кризис, который испытывает сейчас Белоруссия, не должен вызывать большого удивления - рано или поздно ее экономика должна была оказаться в такой ситуации. В том, что кризис произошел сейчас, а не через год-другой, виновата только мировая экономическая депрессия, которая ускорила его приближение. Более того, если рассматривать валютную ситуацию во всех странах СНГ, то можно с уверенность спрогнозировать, что одной Белоруссией дело не ограничится. Кризис был в прошлом году в Киргизии, и аналогичные кризисы ждут еще несколько стран СНГ. Можно даже сказать, что сейчас наступает момент, когда уже становится ясно, экономика какой страны СНГ «имеет право на жизнь», а какая - не имеет.

Критерием, на основании которого можно делать подобные прогнозы, является состояние торгового баланса этих республик. В той ситуации, в которой они находятся, объем экспорта должен быть достаточно большим, чтобы оплачивать объемы импорта, необходимые для нормального функционирования хозяйства, и чтобы накапливать валютные резервы.

Жесткая зависимость от объемов экспорта и, соответственно, от притока твердой иностранной валюты, вызвана тем, что предприятия этих стран не могут производить полный набор товаров и услуг, входящих в стандартную потребительскую корзину. Поэтому для нормального функционирования экономик СНГ необходим импорт, оплачивать который можно только за счет постоянного притока твердой валюты. Если импортные товары не будут поступать в нужных размерах, то тогда объем внутреннего потребления и объем внутреннего производства будут совершенно недостаточны для нормального воспроизводства экономики страны.

А если не будет международных резервов, тогда количество денег в обращении будет недостаточным для реализации производимых товаров и услуг, так как национальные валюты выпускаются во внутреннее денежное обращение при покупке иностранной валюты в резервы органов монетарного регулирования. Кроме того, наличие валютных резервов дает возможность получать иностранные товары в кредит, что очень важно для стран с низким уровнем внутренних сбережений. В данном случае резервы являются своего рода гарантией платежей во внешнеторговых сделках.

Если посмотреть на торговые балансы стран СНГ за несколько последних лет, становится ясным, кто вырвался вперед, а кто сползает на дно. В следующей таблице мы приводим данные по экспорту, импорту и торговому сальдо стран-лидеров за последние 10 лет (мы не включаем сюда Россию, данные о которой анализировали и будем анализировать в других статьях).

$ млрд./год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Азербайджан

экспорт

2314

2167

2262

3615

4347

6372

6058

47756

14700

19404

импорт

1431

1665

2626

3515

4347

5267

5712

7166

6127

5711

сальдо

883

502

-364

100

0

1105

346

40590

8573

13694

Казахстан

экспорт

8 639,1

9 670,3

12 926,7

20 096,2

27 849,1

38 250,3

47 755,3

71 183,5

43 195,8

59 833,3

импорт

6 446,0

6 584,0

8 408,7

12 781,2

17 352,4

23 676,9

32 756,4

37 889,0

28 408,6

30 852,2

сальдо

2193,1

3086,3

4518

7315

10496,7

14573,4

14998,9

33294,5

14787,2

28981,1

Узбекистан

экспорт

3170

2988

3725

4853

5409

6390

8991

4493

1177

13045

импорт

3137

2712

2964

3816

4091

4782

6728

9704

9438

8798

сальдо

33.5

276

761

1037

1317

1608

2263

1789

2333

4247

Туркмения

экспорт

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

4939

н.д.

8932

11944,7

9322,9

н.д.

импорт

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

3638

н.д.

4442

5707,2

8992,4

н.д.

сальдо

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

1301

н.д.

4490

6237.5

330.5

н.д.

Эти четыре государства СНГ являются явными лидерами, причем ситуация у них постоянно улучшается – несмотря на мировой кризис.

Но вот про другие страны СНГ нельзя сказать, что у них что-то улучшается. Наоборот, с каждым годом ситуация у них становится все хуже и хуже. В следующей таблице мы приводим данные по внешней торговле стран-аутсайдеров.

$ млрд./гол

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Армения

экспорт

341,8

505,1

685,6

722,9

973,9

985,1

1152,3

1057,2

710,2

1011,4

импорт

877,3

987,2

1279,5

1350,7

1801,7

2191,6

3267,8

4426,1

3321,1

3782,9

сальдо

-535,5

-482,1

-593,9

-627,8

-827,8

-1206,5

-2115,5

-3368,9

-2610,9

-2771,5

Киргизия

экспорт

480,3

498,1

590,3

733,2

686,8

906

1337

1874,4

1700,4

1251

импорт

449,2

571,4

723,1

903,8

1105,5

1792,4

2613,6

3753,5

2813,6

3018

сальдо

31,1

-73,3

-132,8

-170,6

-418,7

-886,5

-1275,8

-1879,2

-1113,2

-1767

Таджикистан

экспорт

652

739

797

915

909

1399

1468

1409

1010

1061

импорт

688

721

881

1191

1330

1725

2547

3273

2570

2350

сальдо

-36

18

-84

-276

-421

-326

-1079

-1864

-1560

-1289

Молдова

экспорт

565

644

790

985

1091

1052

1342

1591

1287

1582

импорт

892

1038

1402

1769

2292

2693

3689

4899

3278

3855

сальдо

-327

-394

-612

-783

-1201

-1642

-2348

-3308

-1991

-2273

Беларусь

экспорт

7451

8021

9946

13774

15979

19734

24275

32571

21304

25225

импорт

8268

9092

11558

16491

16708

22351

28693

39381

28569

34868

сальдо

-835

-1071

-1612

-2717

-729

-2617

-4418

-6810

-7265

-9642

Украина

экспорт

16265

17957

23067

32666

34228

38368

49296

66967

39696

51431

импорт

15775

16977

23020

28997

36136

45039

60618

85535

45433

60740

сальдо

490

980

47

3669

-1908

-6671

-11322

-18568

-5737

-9309

Достаточно беглого взгляда на эти таблицы, чтобы убедиться, что «хорошо жить» после выхода из состава СССР стали совсем не те страны, о которых это могли бы предположить в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Индустриально развитые, обладающие хорошей транспортной инфраструктурой, развитой системой среднего и высшего образования, расположенные ближе всего к Западу Молдова, Украина и Белоруссия, демонстрируют очень плохие показатели внешней торговли. И ее дефицит носит хронический характер. В то же время, некоторые страны бывшего советского Востока показывают очень даже приличные результаты – это касается и чисто сырьевой Туркмении, и более или менее промышленно развитых Азербайджана, Казахстана и Узбекистана.

Можно долго рассуждать о причинах такой несправедливости, однако факт остается фактом – республики, которые меньше всего хотели выходить из состава СССР, оказались в наибольшем выигрыше после того, как стали независимыми. Ну, а те республики, которые изо всех сил стремились выйти из СССР, оказались финансово несостоятельными.

Правда, необходимо сделать несколько оговорок по поводу платежеспособности стран СНГ. Активный торговый баланс Туркмении (которая еще несколько лет назад вообще не публиковала никаких статистических сведений) мог бы быть гораздо больше, если бы не «одноканальная» система сбыта туркменского газа. Наши читатели наверняка знают, что до последнего времени этот газ поступал на мировой рынок только по системе трубопроводов российского «Газпрома», и российская газовая корпорация неплохо наживалась на туркменском транзите. Но сейчас ситуация несколько поменялась. Устав торговаться с российскими контрагентами, туркменский производитель газа стал искать новые каналы сбыта - и быстро нашел их. Это, во-первых, Иран, а во-вторых, Китай. И, в-третьих, на горизонте все время маячит проект Транскаспийского газопровода, подключаемого к газопроводу «Набукко». В общем, в ближайшем будущем дела Туркмении должны пойти в гору, и торговый баланс республики только улучшится.

Другая оговорка касается Армении. Хотя у нее хронический дефицит во внешней торговле, но по большому счету это не должно вводить в заблуждение. Широко раскинувшаяся по свету армянская диаспора стабильно финансирует свою историческую родину, поэтому с внешними платежами у республики проблем не будет. На худой конец, рядом есть старинный союзник и друг – Россия, которая никогда не оставит в беде и всегда сможет подбросить в кредит несколько сотен миллионов долларов.

Еще одна оговорка, более общего плана, состоит в том, что торговые дефициты могут носить временный характер; и до тех пор, пока они не выправятся, страна с пассивным сальдо может привлекать внешние ресурсы для его покрытия. Но если дефициты являются хроническими (а именно так обстоят дела у стран-аутсайдеров), то внешние ресурсы все равно не спасут.

Что же касается трех наших европейских держав - Беларуси, Молдовы и Украины, - то хотя каждая из них идет своим путем, финал у них приблизительно одинаков. Если рассмотреть текущее положение дел в Беларуси, и возможное в ближайшем будущем - в Молдове, то, в общем, можно сделать вывод, что неумение местных политиков компенсировать за счет политических уступок торговый дисбаланс и создало у них кризисную ситуацию. Если бы они могли разменять политические решения на энергетические ресурсы, то тогда кризиса у них могло бы и не быть. Но что произошло – то произошло, и как теперь будут выкручиваться лидеры этих стран, которые в свое время обещали своим народам процветание, а подарили хронический кризис – неизвестно.

С Украиной ситуация сложнее. Дело в том, что хотя сальдо ее торгового баланса тоже хронически пассивное, оно еще не раздулось до конца, и это раздувание будет происходить в ближайшие год-два-три, после чего можно ожидать кризиса. Пока же валютно-финансовая ситуация в республике остается более или менее стабильной за счет того, что дефицит торгового баланса покрывается с помощью профицита баланса услуг. Но услуги, которые оказывают украинские компании нерезидентам, хорошо известны – это, в основном, транзит российских нефти и газа по системе трубопроводов и морских портов. Пока плата за транзит позволяет компенсировать пассив торгового баланса, но скоро этому счастью наступит конец. После ввода в действие газопровода North Stream и нефтепровода БТС-2 потребность в украинском транзите резко сократится (впрочем, и в белорусском, и польском тоже), и как тогда Украина будет покрывать свой внешнеторговый дефицит – не вполне понятно.

Таким образом, валютный кризис в Белоруссии – это только очередная ласточка грядущих перемен на валютно-финансовом пространстве СНГ. Перемен, которые будут продолжаться до тех пор, пока эти государства не смогут добиться необходимого для функционирования их экономик перевеса экспорта над импортом.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.