Российские автоконцерны просят государство ужесточить требования к промышленной сборке иномарок, пишет «Коммерсантъ». По режиму промсборки в России работает большинство заводов, собирающих иномарки.
Свои предложения автоконцерны изложили в соответствующей презентации. Документ датирован 31 марта, однако авторы не указаны. По данным газеты, презентация подготовлена по предложениям "Соллерса", а соавторами выступили французский концерн Renault и АвтоВАЗ» которые ведут переговоры с "Соллерсом" о совместном развитии компонентной базы в России.
Режим промышленной сборки позволяет инвесторам импортировать в Россию автокомпоненты для сборки машин по льготным (0-5%) таможенным ставкам в обмен на обязательство в течение семи лет создать мощности по сварке, окраске кузова и сборке в объеме до 25 тыс. автомобилей в год, а также сократить перечень импортируемых компонентов на 30%. По промышленной сборке работают заводы General Motors, Nissan, Toyota, Ford, Renault и Volkswagen, а также ряд российских заводов, собирающих иномарки, в частности заводы "Соллерса" (Fiat и SsangYong) и ТагАЗ. По данным экспертов, объем сборки иномарок в 2009 году составил 360 тыс. штук.
Презентация предлагает увеличить минимальный объем производства до 300 тыс. машин в год. Издание отмечает, что сейчас такого объема производства нет ни у одного сборщика. Кроме того, предлагается обязать инвесторов за четыре года построить в России мощности по выпуску двигателей, коробок передач, штампованных деталей кузова в объеме, необходимом для сборки не менее 150 тыс. машин в год. Таких мощностей также ни у кого сегодня нет.
Еще одно требование - "наличие у проекта исключительных прав интеллектуальной собственности на выпускаемые в России автомобили и двигатели". Этого сейчас также нет - ни один западный автоконцерн не построил в России собственный инженерный центр, а лицензионная сборка иномарок не позволяет вносить изменения в конструкции автомобилей.
Эти предложения не коснуться заводов, которые уже собирают иномарки в России, так как подписанные с ними соглашения не могут быть изменены задним числом. Но большинство соглашений по промышленной сборке истекают в 2013-2014 годах. Если автоконцерн захочет работать по промышленной сборке и дальше, он сможет перезаключить соглашение с министерствами только на новых условиях, говорится в презентации. При этом уже построенные мощности не будут учитываться при подписании нового соглашения.
По данным газеты, Минэкономики уже раскритиковало предложения "Соллерса" (парнер Fiat) и АвтоВАЗа, обратив внимание на то, что новые условия будут выгодны только им самим. Кроме "Соллерс"—Fiat и АвтоВАЗ—Renault в России пока никто не заявлял о намерении строить мощности, превышающие 300 тыс. машин в год, отмечает издание. У первого альянса заявлена мощность минимум 500 тыс. машин в год, у второго — до 1 млн. машин в год.