Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина в конце прошлой недели заявила, что правительство может снять ограничение по стоимости автомобилей, которые попадают в программу льготного автокредитования.
Сейчас в программу попадают только те автомобили российского производства, розничная стоимость которых не превышает 600 тыс. руб. Набиуллина не уточнила, когда именно может быть снято это ограничение, сказав лишь, что "сейчас этот вопрос рассматривается".
Госпрограмма льготного автокредитования была запущена в апреле 2009 года. Государство компенсирует банку, выдающему кредит, 2/3 ставки рефинансирования (с апреля снизилась с 12,5 до 10%). В августе максимальная стоимость автомобиля была повышена с 300 тыс. до 600 тыс. руб., а первоначальный взнос снижен с 30 до 15%. В программе участвуют четыре банка — Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ 24 и Газпромбанк. В июле Федеральная антимонопольная служба России предложила допустить все банки к участию в программе льготного автокредитования.
Также правительство намерено продлить выдачу автокредитов в рамках программы до конца 2010 года. Первоначально предусматривалось, что льготные автокредиты на три года будут выдаваться до конца 2009 года. В этом году правительство зарезервировало на эти цели 2 млрд руб.
«Коммерсантъ» отмечает, что снятие ограничений по цене позволит продавать в рамках госпрограммы как минимум вдвое больше моделей иномарок, собираемых в России. Cейчас под действие попадают десять иномарок российской сборки дешевле 600 тыс. руб. (Ford Focus, Kia Spectra, Chevrolet Cruze, Renault Logan, Fiat Albea и Doblo, Skoda Fabia и Octavia, Hyundai Sonata и Accent). В случае отмены ценового барьера в программу могут попасть внедорожники SsnagYong Rexton и Kyron, Opel Antara, Chevrolet Captiva, Nissan X-Trail (его сборка начинается на этой неделе), Volkswagen Touareg, кроссовер Tiguan, а также легковые Volkswagen Passat, Jetta, Golf, Polo, Skoda Fabia и Octavia в более дорогих комплектациях и даже модели бизнес-класса Nissan Teana и Volkswagen Phaeton.
Аналитики отмечают, что до сих пор госпрограмма не пользовалась широким спросом, а потому снятие ценового барьера имеет смысл. По данным Минпромторга, на 16 октября выдано не более 43,3 тыс. льготных автокредитов, притом что министерство планировало выдать около 100 тыс. кредитов до конца года.
Идея отменить ценовое ограничение принадлежит далеко не министерствам, отмечают СМИ. Эту тему иностранные автопроизводители подняли на встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым 5 октября.
«Вопрос очень сырой. Министерство экономического развития только начало его прорабатывать и пока не представляло расчетов об увеличении суммы на эту программу», — заявили «Ведомостям» в Минфине.