Вчера вечером совет директоров американского автоконцерна General Motors (GM) одобрил продажу 55% акций Opel консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка После завершения сделки у самой GM останутся 35% немецкой компании, а 10% акций отойдут сотрудникам Opel.
Вице-президент GM Джон Смит пояснил, что выбор пал на Magna, так как компания хорошо понимает бизнес Opel, является поставщиком GM уже 50 лет. Кроме того, у Magna хорошие связи как с бизнес-кругами, так и с правительством России, а потому концерн сможет быстро увеличить продажи Opel в стране, добавил Смит. За 55% акций Opel Magna и Сбербанк заплатят 500 млн евро. Консорциум заплатит сразу 450 млн евро и предоставит конвертируемый в акции заем на 50 млн евро. Правительство Германии готово выделить Opel госгарантии в размере 4,5 млрд евро.
Сбербанку в Opel достанется 27,5%. Предправления банка Герман Греф сообщил, что у его структуры будет право продажи акций ВЭБу или группе ГАЗ.
Самым спорным моментом в переговорах был вопрос о технологиях и интеллектуальной собственности Opel. GM не хотела отдавать их новым собственникам, но все-таки пошла на уступки. Opel будет иметь открытый доступ к технологиям GM, рассказал «Ведомостям» вице-президент GM Кристофер Преусс, и, как и раньше, будет платить роялти за использование лицензий. Права на старые разработки Opel также останутся в собственности GM, но Magna и Сбербанк получат право пользоваться всеми новыми разработками инженеров немецкого концерна.
По условиям сделки, сборочный завод GM в Санкт-Петербурге будет передан в собственность Opel, также в сделку войдет дилерская сеть Opel в России. Доля GM в совместном предприятии «GM-АвтоВАЗ» также отойдет Opel. По условиям сделки Opel нельзя будет продавать свои машины в США, Южной Корее и Китае.
«Коммерсантъ» отмечает, что почти все свои планы в отношении Opel, в первую очередь производственную программу, Magna и Сбербанк будут обязаны согласовывать с GM. Таким образом, GM сохранит серьезное влияние на Opel и Magna будет не до конца свободна в принятии решений, отмечает газета. Аналитики говорят, что право последнего голоса GM — "довольно серьезное условие", и это отчасти объясняет, почему стороны не могли договориться так долго. Напомним, что эпопея с продажей Ореl длилась четыре месяца.
«Независимая газета» напоминает, что в начале июля General Motors прошла через процедуру банкротства, в ходе которой она получила многомиллиардную помощь от властей США. Однако концерну необходимо было урегулировать проблему с зарубежными филиалами, включая Opel, которые стали убыточными. На территории Германии находятся основные заводы фирмы, где работают 25 тыс. человек.
И профсоюзы, и власти Германии были уверены в том, что заводы Opel, ежедневно приносящие убытки в размере 5–6 млн. евро, вновь начнут приносить прибыль, как только избавятся от американского хозяина, отмечает газета.
Конкурентом Magna и Сбербанка в борьбе за Opel была бельгийская компания RHJ International, которая предлагала 300 млн евро за 50% акций. Однако бельгийцы намеревались провести серьезные сокращения персонала, в то время как Magna–Сбербанк изъявили готовность сохранить основную массу рабочих мест. Именно это обстоятельство решающим образом повлияло на позицию правительства ФРГ.
Канцлер Германии Ангела Меркель, поддерживавшая кандидатуру Magna—Сбербанк на протяжении всех переговоров, уже выразила свою радость по поводу решения GM: "Результат соответствует тому, чего хотело правительство и чего желало для работников Opel". Решение GM позволит избежать закрытия заводов Opel в Германии накануне выборов в бундестаг, которые назначены на конец сентября.
Эксперты считают, что эта сделка очень важна для России. По их словам, «это не только приобретение автомобильной компании, но и доступ России к передовым технологиям производства и технологиям управления производством».