Вчера рабочая группа, созданная по поручения премьер-министра Владимира Путина, приняла предварительные предложения по утилизации старых автомобилей. В Минпромторге рассчитывают, что программа заработает с 1 января 2010 г.
За счет ее реализации власти хотят сократить долю неэкологичных и потенциально небезопасных машин на российских дорогах, а также стимулировать продажи новых отечественных автомобилей, включая иномарки местной сборки, пишут «Ведомости». По данным «Автостата», машины старше 10 лет составляют примерно половину автопарка — 14,7 млн.
В пилотном режиме программа начнет действовать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на Дальнем Востоке. Сдать на утилизацию можно будет любой автомобиль не моложе 10 лет — легковой или коммерческий массой не более 3,5 т. Хозяин должен владеть машиной не меньше года, она должна быть на ходу, зарегистрирована в ГИБДД и на нее должен быть полный пакет документов.
Взамен владелец получит ваучер на 50 000 руб., который можно использовать только для покупки нового автомобиля российского производства. Его стоимость не будет ограничена.
Предполагается, что принимать машины на утилизацию будут дилеры или специализированные фирмы, в Москве и области утилизация будет бесплатная. Контролировать процесс будут ГИБДД и Минпромторг, однако конкретный механизм должен быть разработан позднее.
В следующем году в рамках пилотного проекта планируется продать до 200 000 новых машин, таким образом, эта программа может обойтись государству в 10 млрд руб. Минпромторг уже подал заявку на необходимую сумму в Минфин.
Утилизационная премия впервые начала работать в Германии в январе этого года и сейчас работает почти во всех европейских странах. Почти во всех странах продажи к началу лета стали расти. Так, в Германии в июне они выросли на 40% (в январе упали на 14%), во Франции — на 12% (в январе упали на 7,9%), в Италии — на 12% (в январе упали на 32%), пишет «Коммерсант». На российском рынке в январе—июле 2009 года продажи автомобилей упали на 50%. Сейчас единственная мера стимулирования продаж машин — госсубсидии по автокредитам, но они распространяются только на автомобили дешевле 600 тыс. руб.