«Полит.ру» продолжает ряд публикаций, посвященных теме «Книжный рынок и финансовый кризис»
См. также
- «Букбери» - это головная боль «больших людей»
- Георгий Лямин ("Топ-книга"): кризис перепроизводства выражается в тиражах)
- Олег Савич (ИГ АСТ): многие издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников
- Дмитрий Иванов («ОЛМА Медиа Групп»): к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств
- Лариса Веденьева (ТД «Библио-глобус»): прежде всего, кризис «ударил» по оптовым поставщикам, поставляющим книги в регионы
- Михаил Морозовский ("Книжное дело"): точной экономической статистики в нашей отрасли не существует
- Ольга Чумичева («Азбука-Аттикус»): с теми, кто в нише, может ничего и не случится
- Cпециалист по книжной рекламе и PR Виталий Леонтьев: необходим пересмотр всей бизнес-модели "Топ-книги"
- Борис Пастернак ("Время"): динозавры всегда вымирают первыми
- Анна Голосовская («Аванта-плюс»): затруднения испытывают небольшие издательства
- Книжный клуб "Терра": в первую очередь, трудности сказываются на полиграфистах
- Сергей Макаренков (ГК «Рипол Классик»): авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу
- Мария Ишкова ("Эксмо"): мы не готовы экономить на авторах
- Глеб Успенский («Вагриус»): тиражи дальше уменьшать некуда
- Ольга Тублина («Издательство Константина Тублина»): пострадают нераскрученные авторы
- Михаил Каминский (ИД «Русь»-«Олимп»): книжный рынок сузится через месяц - полтора
- Евгений Кульков («Популярная литература»): российским типографиям клиенты с многотысячными тиражами не нужны
- Людмила Шибанова ("Книжное обозрение"): люди могут перестать покупать книги
- Ольгерт Либкин («Текст»): я пока не вижу явных признаков кризиса на книжном рынке
- Борис Куприянов («Фаланстер»): уменьшается количество импортных книг
- Александр Иванов (Ad Marginem): мы сейчас пытаемся понять, сколько мы стоим
- Светлана Стоялова («Европа»): выживут крупные издательства
- Cавва Митурич ("Три квадрата"): надо понимать, что твой лучший читатель умен и небогат
Вадим Назаров, главный редактор издательства "Амфора"
Как Вы считаете, можно ли говорить, что книжный рынок сейчас находится в кризисе?
Насколько я вижу эту ситуацию - нет. Мы с коллегами пытались анализировать ситуацию и пришли к выводу, что только в двух секторах намечается падение спроса: это книги по бизнесу и подарочные издания, то есть книги дороже тысячи рублей. В этих двух секторах по спросу наметились негативные тенденции. Видимо, сейчас мало кого интересует успех в бизнесе, их интересуют какие-то другие области успеха. И сейчас, похоже стало психологически трудно совершить покупку книги дороже тысячи рублей. Психологически трудно, но пока еще не материально, хотя, может быть, уже и так.
А в остальных сферах объемы продаж не падают?
У нашего издательства нет. Мы сотрудничаем с крупнейшим книгооператором на российском рынке - с Книжным клубом «36,6», который специализируется на продаже книг в регионы России.
Проблемы с оплатами не участились в последние месяцы?
Это вопрос, скорее, к коллегам Клуба 36,6. С ними у нас проблем не возникало. Мы работаем по классической западной схеме: клуб – наш оптовик, и мы передаем ему все наши книги. Так что это вопрос не ко мне.
Как-то подстраиваться под кризис, менять проекты приходится?
Мы это делаем раз в неделю, то есть раз в неделю у нас в плане появляются изменения. Встают допечатки, некоторые книжки по конъюнктурным соображениям не идут дальше определенной стадии подготовки. Это наша ежедневная работа. Сейчас это происходит в большей степени, поскольку мы гораздо более внимательны к выбору книг в план. Если раньше у нас были собственные торговые дома, которые продавали то, что мы выпускаем, то перед кризисом мы решили, что в этой ситуации удобнее работать через такого крупного и уважаемого оператора, как «36,6», и теперь мы прислушиваемся к голосу продавцов. Но продавцы не всегда видят тенденцию, не всегда понимают конъюнктуру завтрашнего дня. Они ориентируются на вчерашнюю конъюнктуру. Но, тем не менее, в условиях какого-то кризиса, угроз сокращения продаж мы, пожалуй, более консервативны.
Кого-нибудь увольнять пришлось?
Нет.
Вы считаете, как кризис может отразиться на качестве книг?
Тут есть две кризисные тенденции, которые мы прорабатываем, но пока непонятно, какая из них сыграет. Первая стратегия заключается в том, что в центре читательского спроса будет книга, которую можно назвать «лекарством от реальности»: фантастика, женский роман. Это развлекательная литература, которая позволит человеку забыться: придти домой, отключиться от проблем, которые мелькали на работе. Книжку открыл - и улетел куда-нибудь к эльфам. В этом случае, конечно, качество книг упадет.
С другой стороны, по опыту вчерашних дней есть ощущение, что по первому варианту вел себя читатель в кризис 90-х годов, когда еще не был развит интернет, не было альтернативных способов развлечься. Поэтому вторая стратегия состоит в том, что с книгой останется наиболее преданная ей часть аудитории, наиболее консервативная, читающая часть, то есть люди, которые не мыслят себя без книги и все равно будут читать. Это люди, которые читают как раз наш ассортимент - современную классику, хорошую западную и русскую прозу. Они, конечно, не простят никакого понижения, и планку качества в этом случае нужно держать очень высоко.
Вы считаете, бумажная книга выдержит конкуренцию с электронной и аудиокнигой?
Перед аудиокнигой она точно устоит, потому что аудиокнига - все-таки очень специфичная вещь. Восемь часов досуга можно иметь только в дороге. Сегодня аудиокнига – это, скорее, предмет в сумке путешественника или водителя-дальнобойщика. Трудно представить себе человека, который восемь часов кряду слушает книгу. В Советском Союзе аудиокнига существовала только в одном секторе – в виде книг для инвалидов по зрению. Когда человек весь день сидит дома, ему нужно как-то занять голову. Он не может читать, и для него была такая книга. Конечно, сейчас мы видим гораздо более широкую аудиторию для этих книг, но, тем не менее, я пока не вижу серьезной конкуренции. Хотя рынок развивается, тиражи растут. Мы тоже издаем аудиокниг. У нас есть «Амфора-медиа», которая издает больше 10 аудиокниг в месяц.
Что касается электронной книги, то это как стихия. В некоторой мере мы ощущаем себя примерно так же, как чувствовали себя продавцы виниловых пластинок в 80-ые годы. Новые технологии уже зарождались, но как они себя поведут, насколько компакт-диск заменит винил, было не понятно. Так и сейчас. Мы понимаем, что электронная книга даже в силу экологических причин, дешевизны и доступности рано или поздно победит: не нужно будет елочки пилить, а нужно будет файлы скидывать. Но нет нормального гаджета, некуда этот файл всовывать, нет электронного прибора, читать который так же легко и приятно, как шелестеть старыми, добрыми бумажными страничками. Когда такой гаджет появится, возможно, произойдет революция, возможно, не произойдет. Сейчас такой конкуренции и близко нет.
Есть, конечно, люди, которые читают с книги экрана в интернете, но это особые люди. Их все больше, но, с другой стороны, они привыкли к халяве. Тот, кто с экрана своего компьютера читал книжку, скачанную с пиратского сайта, с ошибками , никогда не будет за книгу платить. Но у нас речь идет о потребителе, а не о такой категории людей. Поэтому мы не чувствуем опасности для бумажной книги. Хотя, конечно, приходит в голову, что этот процесс необратим и нужно всерьез об этом задуматься.