Есть и в наше время место чудесам, особенно экономическим. То есть мы, конечно, имеем в виду не удвоение ВВП, фокус, ценимый избранными, а чудеса несколько более приземленные, которые при желании может увидеть каждый.
Например, когда в огромном котловане, много лет назад вырытом и потом заброшенном, вновь начинает кипеть жизнь - суетятся бетономешалки, матерятся строительные рабочие и вспыхивают голубые огни электросварки.
Одно из таких чудес, если это не окажется очередным оптическим обманом, мы сможем в скором времени наблюдать в Северной столице, причем не особо далеко удаляясь от поезда вглубь города. Каждый, кто хоть раз бывал в Питере в последние 8 лет, знает, что рядом с Московским вокзалом на Невском проспекте находится глубокая яма, которая была отрыта еще в 1996 году под фундамент нового вокзала.
Вокзал собирались строить в рамках гигантского инновационного проекта под названием "Высокоскоростные магистрали". Эта самая высокоскоростная магистраль должна была связать между собой Москву и Петербург с заездом в Великий Новгород и Тверь. По новому рельсовому пути, параллельному старой Октябрьской (Николаевской) железной дороге, должны были двигаться только пассажирские поезда на запредельной для нашей страны скорости в 250 км/час.
В дальнейшем ветка должна продлиться вглубь страны, соединяя собой удаленные от центров мировой цивилизации города российской глухомани. Проект, без смеха, действительно инновационный, потому что идеально вписывается в российскую действительность – всем надо быстро и дешево куда-то доехать, но не получается, так как самолетом дорого, а обычным поездом – долго. И вот с помощью этого скоростного поезда проблема достаточно эффективно решается.
Поэтому он получил одобрение на самом высоком уровне, и его руководители рьяно взялись за дело. Сначала было привлечено финансирование: выпущен облигационный займ в рублях, а потом получен валютный кредит у зарубежных банков. На эти средства была сделана трассировка новой дороги, собрано несколько составов поездов нового типа и начато строительство кое-каких объектов недвижимости, в том числе нового вокзала в Санкт-Петербурге.
Кроме того, по плану должны быть построены новые вокзалы в Новгороде и Твери, так как высокоскоростная трасса существенно отклонялась от прежней, построенной еще при Николае Первом, и на территорию старых вокзальных комплексов не попадала. Но, к сожалению, по ряду причин этот прекрасный проект застыл на самой ранней стадии. Сейчас сложно сказать, что именно помешало его планомерной реализации, так как домыслов очень много, но официального объяснения как не было, так и нет.
Факторов прекращения строительства могло быть несколько. Во-первых, сам проект мог оказаться очень дорогим, и цена билета в сидячем поезде могла оказаться сопоставимой с ценой на авиационный билет. Что делало идею проекта бессмысленной.
Во-вторых, попытавшись удешевить проект, руководство "Высокоскоростных магистралей" могло поссориться с частью его влиятельных участников, среди которых были германские и французские компании, занимающиеся строительством аналогичных магистралей у себя на родине.
Естественно, иностранным контрагентам не могло понравиться, что их вытесняют из проекта, и они могли из зависти, злобы или ненависти начать вставлять палки в колеса высокоскоростному экспрессу. Вставление палок могло проявиться, например, в усилении интереса экологических организаций к трассе проекта, которая, видите ли, проходит через заповедные места. Вроде Валдайской возвышенности или дома отдыха "Завидово".
В-третьих, на срыв проекта могла повлиять неуступчивая позиция тогдашнего губернатора Тверской области Платова, который почему-то не хотел прохождения потенциально прибыльной трассы по территории своего депрессивного региона.
В-четвертых, ходили слухи, что куратор проекта, тогдашний вице-премьер правительства России Большаков, просто проворовался, и расходы сильно превысили смету.
И, в-пятых, дефолт 1998 года прекратил существование рынка долговых обязательств в России на несколько лет, а вместе с ним прекратил существование и передовой инвестиционный проект.
От него, как напоминание, осталась только глубокая бетонированная яма в центре Санкт-Петербурга, которая с тех пор серьезно затрудняет движение транспорта на Лиговском проспекте. Долги несостоявшегося проекта взгляд на себя Минфин, Большаков был уволен из правительства, Платов проиграл выборы, а высокоскоростные экспрессы курсируют теперь по старой трассе Октябрьской железной дороги.
А яма, казалось, так навсегда и останется вмонтированной в постиндустриальный пейзаж культурной столицы России. Одновременно являясь поучительным историческим памятником эпохе.
Но инвестиционный бум, начавшийся два года назад, начал брать свое даже на заброшенных стройках прошлой эпохи, и пустующий котлован вдруг оказался ценным объектом недвижимости, который в строительных кругах принято называть нулевым циклом. И на этот нулевой цикл нашлись покупатели. Санкт-Петербургская алкогольно-бутылочная группа "Веда" при финансовой поддержке Внешэкономбанка приобрела на аукционе этот недострой и хочет перепрофилировать его под офисы, магазины и гостиницу.
С одной стороны, эта новость из разряда позитивных, так как офисов, магазинов и гостиниц нам сейчас больше всего и не хватает. Но, с другой стороны, застройка котлована другими объектами окончательно ставит крест на проекте высокоскоростной магистрали.
А это было бы очень жаль, так как после решения проблемы с гостиницами и офисами тут же появится старая проблема с быстрым и относительно дешевым передвижением людей из пункта А в пункт Б. Но вот решить ее будет уже не так просто, так как все удобные площадки для строительства будут уже заняты. И новому поколению строителей железной магистрали опять придется нарушать сметную стоимость проекта.