28 марта 2024, четверг, 23:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 апреля 2004, 07:08

Либерализма стало больше

В конце прошлой недели правительство утвердило пакет налоговых законопроектов, которые оно собирается внести в Государственную Думу и на основе которых, если Дума их примет, должен будет строиться государственный бюджет 2005 года. Кроме того, как надеются многие из инициаторов этого пакета законопроектов, они помогут ускорить экономический рост в стране. Но это вряд ли. Мы имеем дело с тактическими манипуляциями по повышению доходов бюджета на фоне краха пенсионной реформы.

Налоги, их будущие ставки и облагаемая база были рассмотрены еще три недели назад на совместной коллегии Министерства финансов и Министерства экономики и торговли, которая проходила под руководством президента. Таким образом, заседание правительства на прошедшей неделе носило, как теперь ему и положено, технический характер. Были окончательно утверждены новые ставки и база обложения по тем налогам, модернизация которых, как считается, поможет увеличить поступления государственных доходов и сделать более равномерным (и справедливым) налоговое бремя.

Налоги, имеющие судьбоносное значение для экономики страны, условно разделились на две группы. Первая, куда входит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные таможенные тарифы, имеет значение только для относительно узкой группы компаний-экспортеров нефти, газа и других высокорентабельных природных ресурсов. Поскольку с этими компаниями теперь принято не церемониться, то налоговые изъятия для них существенно возрастут. Налоговыми органами вводится два новых интервала мировой цены на нефть марки URALS. Если сейчас при цене на нефть ниже $17 за баррель пошлины вообще не берутся, то при нахождении фактической цены в интервале от $17 до $30 за баррель пошлины берутся по ставке 35%. А при превышении фактической ценой этого верхнего предела пошлина начисляется уже по двум ставкам – та часть выручки, которая получена по цене $30 за баррель, вносится по ставке 35%, а все, что свыше этого, – по ставке 40%. С 2005 года вероятно будет действовать новая шкала. При цене нефти от $20 до $25/баррель будет применяться ставка в размере 45 %, а при цене нефти свыше $25/бар. будут использовать ставку экспортной пошлины в размере 65 %.

Естественно, что после такого роста ставок обложения экспорта НДПИ увеличится незначительно, с 347 рублей за тонну нефти до 400 рублей за тонну, то есть на 15%. И это понятно, так как НДПИ является ресурсным налогом и автоматически включается в цену сырой нефти. А потом, после ее переработки, входит в цену нефтепродуктов и, таким образом, спокойно переносится на потребителей. Поэтому рост ставки НДПИ находится, как теперь принято выражаться, в пределах роста годовой инфляции.

А вот ставки экспортных пошлин платятся иностранными потребителями (которых не жалко) или самими нефтяными компаниями, если иностранные потребители не готовы полностью брать на свой счет платеж этого налога. И поэтому их обложение за счет новых ставок экспортных пошлин возрастает в гораздо большей степени.

Но обложение производителей и экспортеров природных ресурсов сейчас во многом можно считать отработанной темой. Что в этих отраслях налоговое бремя серьезно возрастет (почти объективная тенденция, связанная с ростом мировых цен), было ясно еще год назад, а стало совсем ясно – после ареста Лебедева и Ходорковского. Другое дело – модернизация единого социального налога (ЕСН), который и составляет всю вторую группу «судьбоносных налогов».

Когда в 2001 году вводился этот налог, заменявший собой сборы во внебюджетные фонды, на него возлагалось очень много надежд. Во-первых, в хозяйственную жизнь проводился принцип страховых платежей вместо налогов, что позволило бы уйти от старой перераспределительной системы советского образца к капиталообразующей системе рыночного типа. На первом этапе страховые платежи были, разумеется, обязательными, но в дальнейшем, по мере роста капитализации страховых фондов и уменьшения их зависимости от государственного бюджета, обязательные взносы могли быть заменены добровольными, и государство ушло бы с этого рынка.

Во-вторых, специально для этого налога была сконструирована регрессивная шкала, которая, по мнению авторов идеи, стимулировала бы выплату заработных плат работодателями «белым» образом и отказ от скрытых схем оплаты персонала.

И в-третьих, часть средств ЕСН, поступающих в Пенсионный фонд, аккумулировалась на специальных накопительных счетах, средствами с которых каждый владелец счета мог распоряжаться самостоятельно. То есть он мог передать управление этими счетами от государственных Пенсионного фонда и Внешэконобанка в частную управляющую компанию. Что должно было стимулировать уже работников, к тому, чтобы заработная плата, которую они получают, показывалась в официальной отчетности полностью.

Но прошло три года, и стало ясно, что все эти надежды пошли прахом.

Сначала, сразу после введения, сбор ЕСН действительно несколько подскочил, хотя уже тогда некоторые критики говорили, что особой заслуги в этом новой конструкции налога нет. Просто выросла экономическая конъюнктура, вслед за ней подтянулись заработные платы, вот и этот налог, базой обложения которого они являются, тоже стал расти. Но за радостными воплями суровый голос правды не был услышан.

Зато в прошлом году сбор ЕСН действительно топтался на месте, и, хотя заработная плата в номинальном выражении выросла на 25%, его поступления увеличились не очень сильно. То ли предприятия-налогоплательщики научились пользоваться регрессивной шкалой и вывели заработные платы из-под самой высокой ставки, то ли они продолжали платить заработную плату по-старому, то есть «по-черному», а скорее всего, и то, и другое. Никакого прироста сборов налога не произошло, даже несмотря на выделение накопительных счетов по каждому застрахованному в пенсионном фонде.

С этими счетами вообще произошла смешная история. Руководство экономического блока правительства так надеялось, что граждане проявят сознательность и начнут давить на работодателей, чтобы те полностью показывали выплачиваемую заработную плату и, соответственно, делали больше взносов в пенсионную систему, что прислало каждому такому гражданину на дом извещение об остатках средств на его накопительном счете.

Получатели отчетов поглядели на те копейки, которые там у них числятся, плюнули и махнули на накопительную систему рукой. Что выразилось в том, что только 700 тысяч человек из нескольких десятков миллионов застрахованных в Пенсионном фонде решили хоть как-нибудь повыгоднее пристроить свои денежки. И то, судя по отчету о переводе средств, на это пошли работники крупных корпораций и банков, которые перевели свои пенсионные счета в аффилированные с ними управляющие компании.

Непонятно только - разве в правительстве не могли догадаться, что, декларируя более высокую заработную плату, работник сразу же начинал платить гораздо большие суммы подоходного налога?

Столкнувшись с пассивным сопротивлением масс, а проще сказать, с саботажем, правительство пошло на уступки и видоизменило шкалу налога. Ступеней регрессии ЕСН теперь будет на одну меньше, и, фактически, для подавляющего большинства работодателей она превращается в плоскую. Так как теперь самая большая ставка этого налога (26%) распространяется на заработки до 300 тыс. рублей в год или 25 тыс. рублей в месяц, что полностью охватывает наиболее высокие легальные заработки в таких отраслях, как газовая, нефтяная и банковская.

Хотя поступления налогов после этой модификации должны, по идее, возрасти, Правительство и Пенсионный фонд, имея перед глазами неудачный опыт недалекого прошлого, решили отказаться от использования системы накопительных счетов для граждан 1967 года и старше. Признав тем самым, что для этих лиц предлагаемая система накопительных счетов не сработала. И вот здесь правительство поступило здраво, так как, по всей видимости, осознало, что ему по-прежнему никто не доверяет и никто не будет официально декларировать свою реальную зарплату.

А раз так, то проще снизить налоги - и пусть граждане сами выкручиваются, как хотят. Надо сказать, что такой подход является самым что ни на есть либеральным. Так что нет худа без добра. Пусть пенсионная реформа провалилась, зато либерализма у нас стало больше.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.