29 марта 2024, пятница, 09:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 февраля 2004, 08:43

Неудачный юбилей

В эти дни вся прогрессивная капиталистическая и социалистическая общественность отмечает юбилей «советского реформатора» Алексея Косыгина. Юбилей этот неудачный. Но поучительный - особенно на фоне продолжающейся истории реформ новой России.

В одном из воспоминаний о жизни и деятельности А. Н. Косыгина, которые теперь плодятся с дикой скоростью, приводиться совершено чудесный эпизод из его биографии, который как нельзя лучше иллюстрирует деятельность одного из самых выдающихся, как теперь считается, советских руководителей. Где-то в году 1955 или 1957-м в очередной раз назначенный заместителем председателя Правительства товарищ А.Н. Косыгин посетил одну из московских кондитерских фабрик. Как и положено, высокий гость обходил заводские цеха в сопровождении привезшего его на фабрику министра пищевой промышленности и директора. И вот, проходя по одному из цехов, директор фабрики стала жаловаться на плохую работу автоматов по выдавливанию из шоколадной массы разного рода конфет. Дело в том, что внутри этих аппаратов есть пружина, которая, собственно, и производит выдавливание. И вот эти пружины уже очень старые, как и сами аппараты, давление массы не выдерживают, и поэтому время от времени она вырывается из аппарата и подлетает до самого потолка. Поэтому весть потолок этого цеха заляпан шоколадными выбросами, а сама фабрика имеет перерасход дорогого импортного сырья и, соответственно, производит меньше продукции.

- Да, - сказал зампред Правительства, - потолок действительно заляпан. Ну, и каковы будут твои предложения по устранению этого безобразия?

- А такие, - отвечает ему директор фабрики. - Слышала я, что где-то на заводах военной промышленности, производящей артиллерийские орудия, случайно наштамповали очень много пружин, которые буквально один к одному подходят к нашим аппаратам по выдавливанию шоколадной массы.

То есть артиллерийские пружины, по идее, должны выдавливать снаряды из стволов, но так уж получилось, что они подходят и для выдавливания кондитерских изделий. И вот нельзя ли, Алексей Николаевич, часть этих избыточных артиллерийских пружин перебросить на мою кондитерскую фабрику. И тогда и потолки будут чистые, и шоколадных конфет будет больше.

- И сколько тебе этих пружин надобно, - спросил явно заинтересовавшийся оригинальной идеей зампред Правительства СССР?

Директор растерялась, так как еще не привыкла общаться с таким неординарным человеком, и поэтому назвала такое количество гнутой проволоки, что его хватило бы на все кондитерские фабрики всей пищевой промышленности СССР. И что вы думаете? Алексей Николаевич отдал распоряжение, и поставка была произведена.

Правда, директор в своих воспоминаниях не упоминает, что она потом сделала с избыточным запасом пружин – то ли отправила обратно на завод-изготовитель, то ли обменяла на что-нибудь еще, то ли оставила на складах своего предприятия как стратегический запас на случай войны. Но это, в конце концов, не важно. Я рассказал эту историю, сильно смахивающую на известный анекдот про работницу фабрики швейных машинок, которая три раза выносила детали с завода, но каждый раз при сборке у нее получался пулемет, для того, чтобы проиллюстрировать наш  (и не только наш) тезис о том, что должен был делать глава Советского Правительства, и чего он не сделал.

А.Н. Косыгина во всех источниках постоянно упоминают как автора экономической реформы, правда, не очень удачно завершившейся. То ли конкуренты из Политбюро помешали, то ли как всегда некстати резко подскочили мировые цены на нефть, и мы стали получать нефтедоллары, причем в таких количествах, что никакие реформы стали уже не нужны. А может быть политическое руководство СССР напугал опыт восточноевропейских стран, в которых реформы экономические очень быстро стали перетекать в реформы политические, подрывающие монопольную власть одной партии. В общем, не важно, по каким причинам эти реформы прекратились, а важно то, что человек пользовался и продолжается пользоваться уважением ни за что. Потому что, даже если бы эти самые реформы были завершены, то никаким образом они не достигли бы тех целей, которые стоят перед проведением любой экономической реформы, а именно - сделать более гибкими факторы производства.

Понятно, что гибкость факторов производства в советском хозяйстве была минимальной. Любое движение – материальных или трудовых ресурсов – могло происходить только по указанию из центра. А если кто-то случайно или по недомыслию, или из-за безвыходной ситуации решался на самостоятельный шаг, репрессии следовали незамедлительно. Отчасти такие строгости можно было объяснить мобилизационным характером советской экономики. Форсированная индустриализация 30-х годов производилась в период подготовки ко второй мировой войне, а восстановление разрушенного производственного потенциала после ее окончания происходило в условиях тотальной нехватки ресурсов и начинающейся холодной войны.

Но к середине 60-х годов с ресурсами стало посвободнее, и это породило проблемы, которые и пыталась решить "косыгинская реформа". Во-первых, избыток ресурсов порождал трудности управления ими из единого центра, а во-вторых, этот избыток в то же самое время снижал давление на ресурсы со стороны военно-промышленного сектора советской экономики. Поэтому степень централизации управления можно было снизить без ущерба для отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, и в то же время повысить эффективность использования ресурсов. Каким образом этого можно было добиться - это как раз та задача, которая и стояла перед реформаторами 60-х и которая так и не была ими решена.

Забавная история про кондитерскую фабрику, которую мы рассказали в начале колонки, так и осталась забавной историей. Избыточные ресурсы военного сектора экономики так и не стали перетекать в гражданский сектор, в результате чего он деградировал все больше и больше, а вместе с ним деградировала и материальная жизнь советских людей. То есть проблемы так и не были решены.

В начале 90-х военному сектору, конечно, пришлось поделиться ресурсами, например, инженеры ВПК стали челноками. Однако реальность хозяйства страны реформаторов новой эпохи (в отличие от разного рода «универсальных моделей») интересовала вряд ли больше, чем Косыгина.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.