28 марта 2024, четверг, 21:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 декабря 2003, 09:09

Газовые облигации вместо роста тарифов

На протяжении нескольких последних лет повышение цен на товары и услуги так называемых естественных монополий уже вошло в привычку. Как правило, перед принятием очередного государственного бюджета (в котором эти цены и тарифы утверждаются) устраивается небольшая, но эффективная пиар-кампания, которая давит на психику обывателей и внедряет в общественное сознание мысль о неизбежности роста этих самых тарифов. С одной стороны, декларируется идея, что низкая конкурентоспособность российской экономики по сравнению с европейской или американской связана с использованием устаревшего оборудования, очень высокими нормами потребления топлива и энергии. И повысить-де эту самую конкурентоспособность можно будет только массовой заменой этого устаревшего оборудования. Но поскольку владельцы предприятий, эксплуатирующие морально изношенную технику сами не очень стремятся встать на путь технического прогресса, то их приходиться загонять туда силком, используя ежегодное повышение цен. А оно делает использование устаревшего производственного аппарата все менее и менее выгодным. С другой стороны, сами производители первичных энергоресурсов постоянно упирают на то, что старые месторождения, освоение которых велось еще в советские времена, постепенно приходят в упадок. Поэтому их надо заменять новыми, освоение которых требует больших средств. И взять эти средства неоткуда, иначе как повышая цены на внутреннем рынке. А они, как известно, все еще в несколько раз отстают от цен мирового рынка.

Правда, иногда допускается гибкость, и предлагаются разного рода размены вроде широко прогремевшего года три назад предложения заместить газ на уголь как топливо для электростанций или постепенно реализуемые проекты по обходу транзитных территорий (вроде Украины и Белоруссии) при экспорте российского газа в Европу.

Но, несмотря на отдельные дипломатические ухищрения, в общем и целом направление одно – надо повышать цены, иначе производители первичных ресурсов останутся без инвестиций, а через некоторое время вся страна – без отопления и освещения. Таковая в общих чертах схема проведения этих ежегодных пиар-компаний. Как показывает опыт, компании эти достигают своих целей и тарифы централизованно повышаются - несмотря на глухой ропот потребителей, который, все же, никак не перерастает в прямое недовольство.

Кроме хорошо известных экономических болевых точек на рост тарифов, однако, влияет сильно не афишируемое, но, тем не менее, хорошо известное всем специалистам по финансам и бюджету положение России, связанное с платежами по внешнему государственному долгу. Платежи гигантские - от 14 до 17 млрд. долл. ежегодно, и для их бесперебойного проведения нужна твердая валюта. А основным источником твердой валюты у нас являются как раз поставки газа на экспорт. Поэтому, повышая внутренние цены на это сырье, органы государственного управления отсекают наименее платежеспособную часть российских потребителей от этого ценного энергоносителя и получают возможность, не увеличивая добычи, отправить дополнительную часть его объемов на экспорт и получить так нужную для уплаты долга валюту. Правда, при этом деятельность некоторых наших компаний становится нерентабельной, и они вынуждены снижать объемы выпуска и занятость. То есть у политики платежей по внешнему долгу есть оборотная сторона, выражающаяся в снижении внутреннего производства и доходов населения.

Есть ли возможность избежать этой неприятной хирургической операции, хотя бы на время, пока экономический организм России не окрепнет и не сможет более спокойно переносить движение цен на базовые виды товаров? По нашему мнению есть, и он связан как раз с тем обстоятельством, что повышение этих цен и тарифов проводится для обеспечения платежей по внешнему долгу. Поскольку платежи по этому долгу – забота федерального бюджета, то любой неналоговый ресурс, который он привлекает на эти цели, является фактически скрытым финансированием дефицита государственного бюджета. Конечно, дефицит можно профинансировать и более традиционным образом, – разместить на открытом рынке облигации государственных займов. Причем как раз сейчас эта операция могла бы иметь успех, так как на рынке ценных бумаг инструментов для инвестиций не хватает. Но по понятным причинам Министерство финансов на это не идет. Зачем увеличивать государственный долг, пусть и внутренний, когда можно просто (или не совсем просто) взять и повысить цены на первичные энергоносители, от потребления которых по более высоким ценам все равно никуда не денешься? А за счет этого повышения закрыть прорехи в бюджете… Решение простое и эффективное – не надо лишний раз голову ломать, где взять денег на оплату бюджетных расходов.

Тем не менее, это решение кажется не таким уж простым и эффективным, так как оно подрывает производственный потенциал практически всей обрабатывающей промышленности страны. Да, конечно, производственный аппарат промышленности сильно изношен и потребляет много топлива и энергии – гораздо больше, чем потребляют производители аналогичных товаров на Западе. Но, спрашивается, откуда российские компании возьмут средства на обновление основного капитала, если затраты на топливо и энергию постоянно растут, а почти вся прибыль, которую они получают, съедается ростом цен на газ, пар, электроэнергию, железнодорожными тарифами? Откуда они возьмут пресловутый инвестиционный ресурс, что бы провести глубокую реконструкцию своего производства? Можно, конечно, сказать, что у нас есть коммерческие банки, и что они могут предоставить соответствующие кредиты. Тем более, что сейчас у нас в банковской системе денежное предложение явно избыточное. Но такое соображение выглядело бы лукавством, так как банки у нас именно что коммерческие, а не инвестиционные. И поэтому предоставляют они кредиты на формирование оборотных средств, а не основных. А чтобы предоставить так называемые “длинные” (инвестиционные) кредиты, они должны получить в свое распоряжение такие же “длинные” депозиты. А вот с ними, несмотря на все обилие денег, дела обстоят как раз не очень хорошо. Поэтому основным источником накопления у нас по-прежнему являются собственные средства компаний, которые, увы, тают после повышения тарифов так же быстро, как снег на весеннем солнце. Соответственно, единственной возможностью создать инвестиционные ресурсы является замораживание энергетических и транспортных тарифов на одном уровне на несколько лет. И только потом, годика через три-четыре, можно будет сказать, дала эта политика дивиденды в виде снижения потребления топлива и энергии или нет. Если нет – то нет, если да - то тогда можно будет вернуться к политике повышения цен на продукцию естественных монополий, но уже не опасаясь падения производства в обрабатывающей промышленности.

Но если финансирование обновления оборудования обрабатывающей промышленности может быть проведено за счет замораживания тарифов, то за счет чего же будет решена проблема финансирования разработки новых месторождений, которая, несмотря на отблеск пиара, все же существует? Поскольку, как мы выяснили раньше, рост тарифов на товары и услуги естественных монополий во многом связан с проблемами федерального бюджета, которые тот не хочет решать традиционным путем, за счет эмиссии облигаций государственных займов, постольку на этот путь придется вступить полугосударственным естественным монополиям. И финансировать уже свой дефицит за счет эмиссии собственных облигаций, которые найдут свой рынок ничуть не хуже, чем чисто государственные долговые обязательства. Они и сейчас котируются неплохо, но, как нам кажется, денежный рынок сможет принять их в несколько раз больше. Причем у этих облигаций будет существенная поддержка с точки зрения погашения – после фиксации цен на три-четыре года потом все равно начнется их повышение, и эмитенту будет чем расплатиться по своим обязательствам.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.