29 марта 2024, пятница, 08:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 ноября 2003, 15:33

Передела собственности не будет – после исчезновения дешевой нефти

Вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф напомнил «городу и миру» о том, что шумиха вокруг природной ренты носит во многом спекулятивный характер – даже ее полное изъятие само по себе никаких принципиальных проблем российской экономики не решит.

Вряд ли стоит удивляться активному обсуждению этой темы – на чем-то же надо строить предвыборную кампанию Сергею Глазьеву и его «Родине», к тому же под шумок разговоров об этой самой ренте гораздо удобнее заниматься переделом собственности в российской нефтянке. Для разного рода флибустьеров от экономики, считающих, что перераспределение собственности путем внеэкономического принуждения – это наилучший способ оптимизировать использование ограниченных экономических ресурсов, именно нефтянка оказалась лакомым кусочком. Выбрана она была, во-первых, из-за своего стратегического положения в мировой экономике, и, во-вторых, из-за непрекращающегося потока валютной выручки, который приводил в смущение и более стойкие характеры.

Как правило, разработка такого «тяжелого» проекта занимает длительный промежуток времени, но политико-экономическая ситуация в России такой возможности не оставляла. К тому же, через ограниченное количество лет относительно дешевая российская нефть может закончиться.

Называя российскую нефть дешевой, мы, конечно, немного грешим против истины, потому что по сравнению с нашими основными конкурентами российские углеводороды следует счесть скорее дорогими. В одной из предыдущих статей мы уже показывали, что итог сравнения далеко не в нашу пользу.

Если проводить сопоставление, скажем, со странами Аравийского полуострова, сразу же становиться видно, что у нас условия гораздо хуже (и поэтому, строго говоря, никакой природной ренты у наших компаний нет и быть не может – разве что у одних по сравнению с другими). Во-первых, наша нефть гораздо хуже по качеству, при ее переработке выход светлых нефтепродуктов невысокий, зато получается много мазута, который непонятно куда потом девать. Сейчас его экспортируют в качестве печного топлива, но эта операция убыточна, так как велики расходы на транспортировку. Отчасти поэтому почти все российские НПЗ загружены только наполовину, то есть используются малоэффективно – с повышением загрузки выход мазута (то есть отхода производства) будет таким большим, что НПЗ в нем просто захлебнутся. Во-вторых, российская нефть залегает на очень больших глубинах, поэтому проходка скважины отнимает много времени и денег. В-третьих, месторождения у нас эксплуатируются очень давно, они сильно исчерпаны, и поэтому для добычи нефти надо использовать дорогостоящие методы вроде закачки воды в ствол скважины и последующего отделения этой воды от нефти. В-четвертых, места добычи находятся на очень большом расстоянии и от мест потребления, и от мест снабжения. Ну, и в пятых, из-за суровых климатических условий и сильной исчерпанности месторождений добыча не может быстро увеличиваться или сокращаться, так как сокращение производства в осенне-зимний период чревато полной или частичной потерей добывающих мощностей.

Зато у наших конкурентов-арабов все по-другому. И нефть у них прекрасного качества – поэтому при ее переработке бензина получается много, а мазута мало, – и залегает она близко от поверхности (поэтому и бьет фонтаном), и места потребления, вроде Европы, под боком, ну и климат, известное дело, прекрасный – при желании вентиль можно перекрывать в любое время года. Поэтому конкурентной российскую нефть назвать трудно и надо честно признать, что сверхприбыль нефтяных компаний, из-за которой весь сыр-бор, получается только благодаря ценовой политике нефтяного картеля под названием ОПЕК. Не будь его, не видать бы нашим нефтяным баронам сверхприбыли, как своих ушей.

Тем не менее, вот эта самая нефть пока еще может называться дешевой. Во-первых, потому, что добывается она с помощью инфраструктуры, созданной еще в советские времена, а во-вторых, потому, что ее запасы через несколько лет полностью иссякнут, и добывать нам придется уже совсем другую нефть. Ее, конечно, много, но издержки добычи станут гораздо выше, чем на ныне действующих месторождениях. И в свете приближающегося ухудшения горно-геологических условий борьба с ЮКОСом за ЮКОС приобретает особую остроту – если не сейчас, то потом может стать поздно.

Традиционным поставщиком плохих новостей на нефтегазовом рынке России был «Газпром». Не удивительно – у этой полугосударственной корпорации до сих пор сохраняется режим двойных цен: регулируемые цены для внутреннего рынка и плавающие – для внешнего. Хотя внутренние цены на газ стабильно повышаются каждый год, руководству корпорации для этого приходиться постоянно проводить агитационную кампанию, суть которой сводиться к тому, что газа, получаемого со староосвоенных месторождений, осталось мало – значит, надо проводить освоение новых месторождений, а это требует денег, денег и денег. Но взять их неоткуда, кроме как с внутреннего рынка, так как на него идет 2/3 добываемого газа. И правительство, постоянно колеблющееся между необходимостью заботиться об избирателе и о главном налогоплательщике и добытчике иностранной валюты, поддается агитации корпорации, периодически повышая газовые цены.

С нефтяными компаниями все было гораздо проще. Последний раз крупный скандал из-за повышения цен на топливо был аж летом 1999 года, как раз в тот самый исторический момент, когда мировые нефтяные цены снова стали расти. Правительство, как обычно, попыталось воздействовать на нефтяников, но реальных рычагов влияния на частные компании, кроме т.н. балансовых заданий, найти не смогло. С тех пор цены на бензин и дизельное топливо плавно изменяются, полностью отражая своим движением ситуацию на европейском рынке моторного топлива, девальвацию рубля и специфику российского налогового законодательства. Но никакого возмущения по этому поводу уже нет, так как достигнув один раз потолка, выше него цены не прыгают. Да и рост доходов граждан, владеющих автомобилями, позволяет им спокойно выдерживать рост расходов на бензин. Но длиться этой благодати осталось недолго.

Общая исчерпанность российских нефтяных месторождений со всей необходимостью ставит вопрос об освоении новых месторождений. Проект это дорогой и длительный, и быстрой отдачи от него ждать не приходится. Но и отказываться от него тоже нельзя, иначе Россия превратится в импортера нефти. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, в бурение на новых участках вкладываться придется, и стоить эта новая нефть будет гораздо больше, чем нынешняя, сама по себе не очень дешевая. Но это произойдет в будущем, если, конечно, с совершенствованием технологий к тому момент не упадет вообще роль нефти. Но так или иначе, пока еще есть дешевая старая советская нефть и большой на нее спрос, ее, пока не поздно, надо срочно перераспределить от одних к другим – иначе потом это просто потеряет смысл.

Итак, появление дорогой нефти – это плохая новость. Но она же и хорошая, так как совершенно очевидно, что за таким дорогим ресурсом никто сильно гоняться уже не будет. Поэтому и передела собственности, о недопустимости которого неоднократно говорил президент, больше может не быть. Кому нужна собственность, которая приносит такую же прибыль, как легкая или металлообрабатывающая промышленность? Нефтянка станет куда менее заметной отраслью, в которой будут свои игроки, желающие там работать даже при обычной норме прибыли. Надо только подождать несколько лет, пока дешевая нефть не закончится, и переделы прекратятся сами собой.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.