28 марта 2024, четверг, 13:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 июля 2009, 17:00

«Расплата за детей: поджоги домов в Чечне как форма коллективного наказания»

Краткое содержание

Это случилось в пятницу. К одному из домов в небольшом селе Веденского района Чечни подъехали машины с вооруженными людьми в камуфляжной форме. Они перевернули дом вверх дном, а когда взялись складывать костер из досок, заготовленных Мусой для ремонта, он уже прекрасно понимал, что происходит. Муса испугался – не столько за себя, сколько за соседа. Прикинув, кто у силовиков главный, он подошел к нему и попытался объяснить проблему: «Я знаю, вы хотите сжечь мой дом. Не понимаю, за что меня наказывают. Почему я должен платить за своих родственников, на которых у меня нет никакого влияния? Но если так решено, я ничего не могу сделать. Только терпеть. И все-таки послушай. Моя крыша смыкается с крышей соседа. И между стенами у нас расстояние меньше метра. Посмотри сам. Если вы спалите мой дом, огонь перекинется на соседский. Причем тут мой сосед? И день сегодня ветреный. А дома по улице стоят совсем близко. Вы так всю улицу сожжете, все село... Неужели целое село должно пострадать? Я с этим жить не смогу. Лучше убейте меня!».

Двое племянников хозяина дома уже много лет были среди боевиков, о них говорили как о «непримиримых, и Муса знал – ему приходится расплачиваться за свою неспособность уговорить их сдаться.

Справедливости ради нужно сказать, что тот, кого хозяин «вычислил» как командира, вполне адекватно оценил ситуацию, но сказал, что решение принималось на самом верху, и у него приказ сжечь дом. Тогда Мусса предложил подогнать местный экскаватор и попробовать разъединить крыши. Командир согласился, и через 20 минут к дому подъехал экскаватор, с помощью которого удалось разделить крыши и снести часть ближайшую к соседу стену. После этого дом подожгли и все: силовики, соседи и сам хозяин наблюдали, как разгорается пожар.

У Мусы с семьей больше нет своего угла. Этот случай не единичен. Подобные истории произошли в 2008 – 2009 гг., как минимум, с двумя десятками семей в разных районах Чечни. Так республиканские силовые структуры наказывают людей за то, что кто-то из родственников, судя по всему, ушел к боевикам, а семья не уговорила его вернуться и сдаться властям. Эти случаи коллективного наказания и стали предметом нового исследования Хьюман Райтс Вотч в Чечне.

Вооруженный конфликт в республике, в основном, утих, а долгие годы лежавший в руинах Грозный отстроился. Однако нарушения прав человека, такие как пытки, незаконные задержания и внесудебные казни все еще продолжаются, хотя и в меньших масштабах, на фоне сохраняющейся фактически тотальной безнаказанности. Субъектами этих нарушений теперь выступают главным образом республиканские силовые структуры, которые фактически контролируются президентом Рамзаном Кадыровым.

Сегодня в Чечне вылазки боевиков происходят заметно реже, чем в соседних Ингушетии или Дагестане, однако время от времени они случаются. В нынешних условиях общая цель вооруженного подполья на Северном Кавказе свелась к дестабилизации существующей власти с целью создания в некоей отдаленной перспективе исламского государства в регионе. Наработанные боевиками методы включают убийства и поджоги домов представителей республиканской власти и тех, кто ее поддерживает: милиционеров, сотрудников органов безопасности, административных работников и их родственников.

Лица, причастные к таким и другим тяжким преступлениям должны привлекаться к ответственности по закону и в соответствии с международными стандартами справедливого суда. Однако преступления боевиков, даже самые вопиющие, никоим образом не могут служить оправданием для использования тех же средств официальными структурами при выполнении задач по подавлению вооруженного сопротивления.

За период с июня 2008 г. по март 2009 г. Хьюман Райтс Вотч располагает данными о 25 случаях карательных поджогов домов, предположительно совершенных республиканскими силовыми структурами, в семи районах Чечни: Курчалоевском (10 эпизодов), Шалинском (6), Веденском (4), Наурском (2), Шатойском (1), Ачхой-Мартановском (1) и Грозненском (1). Буквально за неделю до выпуска доклада в Хьюман Райтс Вотч поступила информация, что примерно в пять часов утра 18 июня неустановленные сотрудники силовых структур сожгли еще два дома: дома принадлежали пожилым родителям предполагаемого боевика в селе Энгель-Юрт Гудермесского района.

Во всех случаях кто-то из членов пострадавшей семьи считался боевиком (обычно это сын или племянник). Как правило, перед поджогом правоохранительные органы и местная администрация требовали вернуть родственника домой, угрожая в противном случае самыми серьезными последствиями. Иногда поджоги происходили «по горячим следам» после вылазки боевиков в данной местности и производили впечатление сиюминутных акций возмездия.

В 2008 г. руководство республики, включая президента, неоднократно выступало с недвусмысленными публичными заявлениями о том, что семьи, которые не вернут сыновей домой, должны ответить за это. Возможно, это и не было прямым указанием правоохранительным органам жечь дома семей боевиков, но безусловно могло быть воспринято силовиками как сигнал, что внесудебные карательные меры не будут преследоваться.

В докладе подробно документированы 13 случаев карательных поджогов. Как правило, все происходило в темное время суток. Вооруженные люди – нередко в масках - приезжали на нескольких машинах, врывались во двор и выгоняли семью на улицу. Они вели себя грубо, не обращая внимания на просьбы и уговоры со стороны семьи. Соседей, которые пытались вступиться, отгоняли в сторону.

Обычно поджигатели действовали неторопливо и методично. Они заходили в дом, сдвигали в кучу мебель, наваливали сверху занавески, постельное белье или другие легко воспламеняющиеся предметы, обливали весь дом специально привезенным бензином и поджигали. Как правило, вооруженные люди еще не которое время – до часа – оставались у горящего дома, дожидаясь, пока пожар наберет силу, и не давая местным жителям тушить огонь.

При этом семью зачастую прямо предупреждали, что попытки жаловаться ни к чему хорошему не приведут. Неудивительно, что пострадавшие подавали жалобы в прокуратуру лишь в трех известных нам случаях. Еще в трех случаях они обращались к российскому правозащитному центру «Мемориал», чтобы тот поставил соответствующие вопросы перед властями. «Мемориал» также по собственной инициативе информировал органы прокуратуры об остальных известных ему эпизодах поджогов.  При этом по меньшей мере в двух известных нам случаях семьи сталкивались с прямыми угрозами со стороны местных правоохранительных органов, которые недвусмысленно объясняли пострадавшим, что жалобы до добра не доведут, и заставляли людей подписывать заявление о том, что пожар возник по их собственной неосторожности. На момент подготовки настоящего доклада по фактам карательных поджогов домов не было возбуждено ни одного уголовного дела.

На протяжении десятилетия, пока продолжались второй вооруженный конфликт и контртеррористические мероприятия в Чечне, российские власти в целом не обеспечили расследования и привлечения к ответственности виновных в нарушениях прав человека. На сегодняшний день Европейский суд по правам человека уже более чем в сотне решений признал правительство России ответственным за серьезные нарушения в Чечне. По существу решения остаются не выполнены, и дела не расследуются. Один из республиканских чиновников прокомментировал в интервью Хьюман Райтс Вотч, что эта ситуация приучает людей считать безнаказанность нормой. С таким положением нельзя мириться, и государство должно безотлагательно принять решительные меры по искоренению безнаказанности.

Федеральные и республиканские власти должны немедленно пресечь практику коллективного наказания, включая поджоги домов, в отношении семей предполагаемых боевиков и обеспечить реальное привлечение к ответственности лиц, причастных к этим и другим нарушениям прав человека. Обеспечение ответственности предполагает и должное исполнение решений Европейского суда по жалобам заявителей из Чечни. Международные партнеры России, в первую очередь европейские государства и США, должны в рамках многосторонних форумов и двусторонних контактов призывать Москву прекратить практику коллективного наказания и покончить с безнаказанностью нарушений в Чечне.

Методология

Основу доклада составили материалы полевых исследований, проводившихся в сотрудничестве с российским правозащитным центром «Мемориал» в марте – апреле 2009 г. в ходе двух выездов в Чечню. За это время сотрудник Хьюман Райтс Вотч осмотрел и сфотографировал места, где происходили поджоги домов, и опросил 37 свидетелей, включая хозяев и соседей. Были также взяты интервью у 14 правозащитников, адвокатов, должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов. Помимо Ачхой-Мартановского, Курчалоевского, Наурского, Шатойского, Шалинского и Веденского районов, где были зафиксированы поджоги, наши сотрудник некоторое время работал в Грозном, где проходили встречи с некоторыми пострадавшими и свидетелями, а также с активистами и официальными лицами. Несколько интервью проводились в Москве или по телефону из Москвы. Места поджогов изначально устанавливались на основе информации, полученной от работающих в Чечне правозащитников, либо со слов некоторых пострадавших, которым было известно об аналогичных случаях. Все интервью проводились на русском языке сотрудником, для которого русский является родным.

При подготовке доклада также использовались официальные документы, прокурорские материалы, заявления руководства Чеченской Республики, аналитические доклады российских правозащитных организаций и материалы СМИ. Выступления президента ЧР Рамзана Кадырова и других руководителей республики в эфире местного телевидения были переведены на русский человеком, для которого чеченский язык является родным.

В докладе документированы только те случаи, по которым мы смогли опросить пострадавших и свидетелей и осмотреть место событий.

Подавляющее большинство наших собеседников всерьез опасались последствий для своей семьи и просили нас не разглашать имен. Использованные в докладе псевдонимы были выбраны произвольно.

II. Рекомендации

Правительству Российской Федерации

·        Немедленно прекратить практику коллективного наказания в Чечне, включая поджоги домов и другие формы преследования семей предполагаемых боевиков.

·        Обеспечить доступ в регион международным наблюдателям, включая спецдокладчиков ООН по пыткам, по праву на жилище и по проблеме насилия в отношении женщин, причем таким образом, чтобы это соответствовало их правилам процедуры.

·        Обеспечить механизмы реального привлечения к ответственности за такие нарушения, как поджоги домов, жестокое и унижающее достоинство обращение, незаконные задержания и пр., со стороны органов безопасности, военных и правоохранительных структур.

·        Привлекать к уголовной ответственности лиц, причастных к серьезным нарушениям, обеспечивая гласность относительно проводимых расследований и их результатов.

·        Обеспечить эффективные гарантии безопасности пострадавшим и свидетелям поджогов домов и других нарушений прав человека в Чечне.

·        Обеспечить надлежащее исполнение решений Европейского суда по правам человека по жалобам заявителей из Чечни, в том числе привлекая виновных к ответственности и принимая конкретные системные меры для того, чтобы исключить  возможность аналогичных нарушений в будущем.

·        Способствовать формированию благоприятных условий для работы в регионе журналистов и правозащитников.

Международным партнерам России

Международные партнеры России, в первую очередь члены Евросоюза и США, должны продвигать предлагаемые здесь рекомендации в рамках многосторонних форумов и двусторонних контактов с Москвой, в частности:

·        Призывать российскую сторону прекратить практику коллективного наказания, включая поджоги домов, и покончить с безнаказанностью нарушений прав человека в Чечне.

·        Призывать российскую сторону допустить в регион международных наблюдателей, включая спецдокладчиков ООН по пыткам, по праву на жилище и по проблеме насилия в отношении женщин.

·        Настоятельно призывать российскую сторону оперативно предоставить беспрепятственный доступ в регион докладчику ПАСЕ по вопросу о средствах правовой защиты применительно к нарушениям прав человека на Северном Кавказе Дику Марти, с тем чтобы Парламентская ассамблея Совета Европы смогла вернуть себе ключевую роль форума для публичного обсуждения и мониторинга ситуации в регионе.

·        Настоятельно призывать российскую сторону в полном объеме исполнять решения Европейского суда по жалобам на нарушения прав человека в Чечне в интересах недопущения их повторения и поддержания авторитета суда.

·        Призывать российскую сторону обеспечить российским и иностранным журналистам и правозащитникам условия для свободной работы в Чечне и на всем Северном Кавказе.

Совету Европы

·        Парламентская ассамблея должна включить вопрос о практике коллективного наказания в свою постоянную повестку по Северному Кавказу, имея в виду проведение в ближайшее возможное время обсуждения ситуации.

·        Генеральный секретарь должен настоятельно призывать российскую прокуратуру покончить с безнаказанностью в Чечне, обеспечив полное и всестороннее расследование всех нарушений прошлых лет. При этом необходимо обеспечить полное соответствие стандартам расследований по заявлениям о нарушениях прав человека, наработанным в прецедентном праве Европейского суда.

·        Комитет министров должен внимательно отслеживать исполнение Россией решений Европейского суда по жалобам заявителей из Чечни и поддерживать с российской стороной энергичный диалог о необходимости их исполнения в полном объеме.

·        Комиссар по правам человека и Европейский комитет по предупреждению пыток должны продолжить регулярные посещения региона и формулирование конкретных рекомендаций, направленных на прекращение нарушений и искоренение безнаказанности.

2 июля 2009 г.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.