Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 ноября 2018, Воскресенье, 03:15
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Федеральный округ

17 ноября 2018, 23:36

В Цхинвале завершился турнир памяти Льва Козаева

Победителем турнира по мини-футболу стала вторая школа, в число призеров вошли двенадцатая и шестая школы столицы Южной Осетии Команда второй школы Цхинвала стала победителем VIII Республиканского турнира по мини-футболу среди учащихся старших классов, посвященного памяти защитника Отечества, Героя Осетии Льва Козаева. Итоговая игра между командами-финалистами состоялась в день рождения погибшего в ходе Пятидневной войны августа 2008 года героя. Перед началом финальных игр, участники и организаторы турнира возложили цветы к памятнику Козаева. В финале встретились команды двенадцатой и второй школы Цхинвала. Основное время между сильнейшими командами турнира закончилось с ничейным счетом — 2:2. Исход встречи решился в серии пенальти, по результатам которых более удачливой оказалась команда второй школы. За третье призовое место играли шестая школа и гимназия "Альбион" — последняя не смогла войти в тройку лидеров, однако игроки команды все равно получили от организаторов в подарок мяч и грамоты. "Благодарю всех, кто принял участие в турнире. В первую очередь, это турнир памяти — памяти героя и футболиста. Так сложились обстоятельства, что ему пришлось отдать свою жизнь за нашу с вами возможность жить на нашей земле в мире. Они живы, пока живет память о них", — сказал директор школы футбола Заур Битиев. В ходе соревнований также определили самых успешных игроков турнира по мини-футболу. Лучшим вратарем был признан Андрей Бибилов, лучшим защитником — Олег Кулумбегов, лучшим нападающим — Давид Босиков. Статуэтку и звание "Лучший игрок" получил Алан Дудаев. Соревнования проходили в течение двух недель на поле футбольной школы "Фаранк". Турнир проводится комитетом по молодежной политике, спорту и туризму и общественной организацией "Зиу" при содействии Минобороны и Минобразования и науки Южной Осетии. Герой Южной Осетии Лев Козаев трагически погиб во время грузинской агрессии в августе 2008 года. Он награжден высшей воинской наградой республики — орденом Уацамонга. Козаев с детства любил футбол и был одним из лучших игроков городской футбольной команды. Читать далее: https://sputnik-ossetia.ru/South_Ossetia/20181117/7540698.html
17 ноября 2018, 22:59

ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ?

Валерий ДЗИДЗОЕВ   ИЗВЕСТНОЕ И НЕИЗВЕСТНОЕ В ЭТНОГРАФИИ И МИФОЛОГИИ ОСЕТИН   ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ? В многовековой истории Осетии Уасгерги (Уастырджи по-иронски) был и остается наиболее почитаемым и любимым божеством (после Бога). Он является покровителем мужчин, воинов, всех путников, независимо от возраста, вероисповедания и социального положения. В знаменитом Нартовском эпосе (разумеется, в осетинском варианте) Уасгерги-Уастырджи является небожителем и изображается в виде могучего воина на белом коне. Современные осетинские художники создали немало интересных портретов Уасгерги-Уастырджи в виде седобородого могучего мужчины на большом коне, как правило, на трех ногах. У Уасгерги-Уастырджи были хорошие отношения с нартами. Он участвовал даже в их походах, в результате которых им доставалась большая добыча. По представлениям осетин Уасгерги-Уастырджи является отцом противоречивой и легендарной Сатаны и выполняет самые ответственные функции посредника между Богом и людьми. Иногда Уасгерги-Уастырджи появляется среди людей в облике бедного старика и таким образом узнает реальный уровень жизни, радостей и проблем людей. Женщинам не разрешалось произносить его имя. Они его называли и продолжают называть «лёгти изёд» – «покровитель мужчин» (по-иронски «лёгты дзуар» – «Бог мужчин»). Каждый год в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ, по всей Осетии отмечали и продолжают отмечать праздник Уасгерги- Уастырджи. У многих осетин-дигорцев этот праздник назывался «Лёгти ёхсёвё» (буквальный перевод – «вечер мужчин»). Фактически это был праздник, который в остальной части Осетии известен как Джеоргуыба (праздник в честь Уастырджи; по-дигорски Уасгерги). Этот праздник приходился на вторую половину ноября и продолжался, как и сейчас, целую неделю. Устраивали его, как подчеркивалось выше, после окончания всех сельскохозяйственных работ. Замечу, что во многих дигорских селах никогда не увязывали праздник «лёгти ёхсёвё» – Джеоргуба с именем святого Георгия (в переводе с греческого это имя означает «земледелец»).      Однако в силу различных причин, в первую очередь, на мой взгляд, из-за поверхностного знания истории, этнографии и фольклора постепенно любимый и всенародно отмечаемый праздник «лёгти ёхсёвё» – Джеоргуба стали отождествлять с именем святого Георгия. Проблема осложняется и тем, что часть осетинских ученых- историков, этнографов, фольклористов вносит свою лепту в фальсификацию этого вопроса. Так, в кратком словаре «Этнография и мифология осетин»1 , изданном во Владикавказе в 1994 г., читаем: «Джеоргуба, Джиуоргуба («праздник в честь святого Георгия») – праздник в честь Уастырджи, устраиваемый по окончании сельскохозяйственных работ…2». Здесь, как видим, ученые-этнографы сами заблуждаются и читателя вводят в заблуждение. О том, что они не понимают принципиальную и очевидную разницу между самым почитаемым и уважаемым божеством в осетинской мифологии – Уасгерги-Уастырджи и реальной исторической личностью, знатным римским воином, родом из Каппадокии (область в центре Малой Азии, на территории современной Турции, которая в разные времена завоевывалась Римом, а затем Османской империей), обезглавленном в 303 г. н.э. в Никомидии за проповедь христианской религии3 и ставшим одним из наиболее чтимых и популярных святых христианского мира под именем святой Георгий (Георгий святой)4 , свидетельствует следующее. Авторы-составители краткого словаря пишут: «Каждая осетинская семья, – отмечает Л.А.Чибиров, – где бы она ни проживала и как бы бедна ни была, в обязательном порядке отмечала этот праздник (в честь святого Георгия.-Авт.), непременно заколов жертвенное животное, потому что Уастырджи- особа, чтимый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств»5 . Замечу, что профессор Л.А.Чибиров, которого цитируют авторы-составители, как раз и не связывает святого Георгия с Уастырджи-Уасгерги. Мне, например, непонятно, почему авторы-составители собственную путаницу в этом вопросе пытаются подкрепить сноской на известного ученого- этнографа, который в данном случае не упоминает святого Георгия. В этой связи хочу обратить внимание на большое желание значительной части осетин, которым свойственно на различных увеселительных мероприятиях (свадьбах, банкетах, кувдах и т.д.) подробно «разъяснять» гостям Осетии некоторые вопросы истории, культуры, традиций, этнографии, фольклора осетинского народа. Я был сотни раз свидетелем того, как наши «знатоки» истории и традиций подробно разъясняли смысл второго традиционного тоста за праздничным осетинским застольем – за Уасгерги-Уастырджи, непременно подчеркивая, что это «за святого Георгия». Разъясняли, толком не зная историю Великомученика. Тем более, не зная историю Уасгерги-Уастырджи. Тем не менее, «знатоки» истории осетинского народа внушают всем, что Уасгерги-Уастырджи и святой Георгий – это одно и то же. Вроде бы ничего сложного нет в том, чтобы понять разницу между реально существовавшим римским воином конца III – нач.IV в.н.э. и самым почитаемым божеством в осетин- ской мифологии. Тем не менее, укоренившийся в сознании многих осетин миф о том, что Уасгерги-Уастырджи и святой Георгий – это два имени одного и того же исторического или историко- мифологического персонажа, продолжает жить и «успешно конкурировать» с реальными историческими фактами.               Так, в постсоветской Осетии стали традицией специальные обращения руководителей республики к народу накануне праздника Джеоргуба (в ноябре). В этих обращениях, которые, как правило, публикуются в республиканских газетах, праздник Джеоргуба олицетворяется с праздником в честь святого Георгия. В Обращении Главы Республики Северная Осетия-Алания Т.Д. Мамсурова в ноябре 2011 года читаем: «Дорогие земляки! Всех жителей республики, для кого священны и значимы наши традиции, поздравляю с праздником Джеоргуба! В течении недели в каждом доме республики люди с надеждой будут просить покровителя Осетии – святого Георгия охранять нашу землю от беды и зла, даровать ей мир, покой и благополучие»6. Надо ли доказывать, что покровителем Осетии считается не святой Георгий, а Уасгерги-Уастырджи – наиболее почитаемое божество в осетинской мифологии, покровитель мужчин, воинов и путников. Именно поэтому в Осетии ему посвящено наибольшее количество святилищ. Именем Уасгерги-Уастырджи, покровителя Осетии и наиболее почитаемого божества у осетин, названы известные на всю республику святилища – Реком, Дзвгисы дзуар и другие. Обращаю внимание на то, что недалеко от селения Задалеск в Дигорском ущелье Северной Осетии имеется место поклонения осетин-дигорцев, которое называется «Дигори изад» – святой Дигории. Это место имеет еще одно наименование – «Дигори Уасгерги» – Уасгерги-Уастырджи Дигории (Западной Осетии). Ежегодно 15 января с жертвоприношения в святилище «Дигори изад» начинаются празднества, в ходе которых просят покровителя Дигорского ущелья – Дигори Уасгерги ниспослать хороший урожайный год, сохранность скота, здоровье людям и т.д. Как в прежние времена, так и сейчас осетины в абсолютном большинстве воспринимают покровителем всей Осетии не святого Георгия (который, разумеется, заслуживает огромного уважения и почитания в христианском мире, о чем будет подробнее сказано далее), а Уасгерги-Уастырджи. Именно поэтому ни одно осетинское праздничное застолье не только на территории Северной и Южной Осетии, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Душанбе, Баку, Тбилиси и т.д. не обходится без особого и обязательного обращения к Уасгерги-Уастырджи с соответствующей молитвой и просьбой. В прежние времена подобные молитвы и обращения к Уасгерги-Уастырджи, как правило, «заканчивались исполнением посвященной ему песни-гимна»7. Таким образом, следует признать ошибочным утверждение о том, что «святой Георгий является покровителем Осетии». Ошибочным является и отождествление святого Георгия с Уасгерги-Уастырджи. Внимательное изучение биографии святого Георгия убеждает нас в том, что за многие века его славное имя обросло многими легендами, которые документально не подтверждаются. Однако достоверно известно, что в России большое распространение получило апокрифическое сказание о святом Георгии, которого за проповедь христианства по приказу персидского царя Дадиана (Дакиана, Датиана) трижды замучили до смерти, но все три раза он воскресал. А в четвертый раз по приказу Дадиана святому Георгию отсекли голову. Следует подчеркнуть, что существует и другая версия его гибели, согласно которой ему отсекли голову по приказу римского императора Диоклетиана. Противоречия и разночтения имеются в различных вариантах «сказаний о жизни» святого Георгия, но это не должно ставить под сомнение факт реального существования мужественного римского воина. Подчеркну, что многочисленные варианты «жития святого Георгия» («Мученичество») распадаются в основном на две группы: 1. каноническую (гр. kanon – правило, предписание) – причисление святого Георгия церковью к «лику святых», узаконение, превращение образа святого Георгия в незыблемое, обязательное правило для всех христиан; 2. апокрифическую (гр. apokryphos – тайный, т.е. произведения религиозной литературы с библейскими сюжетами, содержание которых не вполне совпадало с официальным вероучением, поэтому они не признавались церковью «священными» и были запрещены). Другими словами, апокрифическая группа содержит в худшем случае подложный, ненастоящий текст, а в лучшем – маловероятный сюжет. Будучи римским воином, святой Георгий весьма часто предстает перед нами в апокрифическом толковании. С его именем связано много апокрифических легенд, сказаний, стихотворений и поэм. Разумеется, только апокрифом можно объяснить то, что он претерпел мучения за Христа при персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане) в г. Лидда (на территории исторической Палестины). Однако со временем в текст «Мученичества» были внесены существенные изменения, и персидский царь Дадиан «становится» римским императором Диоклетианом, а город Лидда «превращается» в Никомидию. Для поклонников святого Георгия и Уасгерги-Уастырджи, как в Осетии, так и за ее пределами интересным должно быть то, что эти апокрифические сочинения носили отпечаток язычества. В них пережитки глубокой языческой старины удивительно переплелись с народным эпосом у грузин, осетин, арабов и многих других народов. Замечу и то, что к чертам Георгия Победоносца, Великомученика, т.е. христианского святого, в воображении многих народов, в том числе значительной части осетин, органично добавились черты языческого божества. Далее будет подробнее сказано о том, что с давних времен имя святого Георгия стало весьма популярным у многих народов, в том числе у русских, осетин, грузин и других. При этом каждый народ, как правило, переделывал его имя на свой лад. У русских он получил имя Егорий или Юрий. Важно также подчеркнуть, что, начиная с XI в. у русских и других славянских народов культ святого Георгия, будучи ассоциированным с царской (королевской) властью, непосредственно связан с проблемами становления государственности, необходимостью борьбы с клановостью, междоусобицами (говоря современным политическим языком – сепаратизмом), защитой славянских земель и т.д. Праздники, связанные с именем святого Георгия в России (23 апреля, 26 ноября и др.) всегда были популярными и любимыми. Они пользуются у русских и других славянских народов большим уважением и сопровождаются разнообразными обрядами. Анализ этих обрядов позволяет утверждать, что святой Георгий является покровителем земледелия (не случайно, видимо, его имя переводится с греческого языка как «земледелец») и скотоводства. Об этом же свидетельствуют различные легенды, загадки и приметы, в которых непременно участвует Егорий-Юрий. Так в основе русского духовного стиха о Егории Храбром святой Георгий предстает устроителем Земли Русской8. На протяжении многих веков для русского и других славянских народов праздники, связанные с именем святого Георгия (Егория-Юрия) считаются почетными и наиболее популярными. Кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля по старому стилю – кончина святого Георгия) на Руси большое значение имел и осенний церковный праздник – 26 ноября по старому стилю, к которому приурочено «Чудо святого Георгия о змее и о девице» – известный и популярный иконописный, фольклорный и литературный сюжет. Следует помнить, что Юрьев день вошел в историю России как основная веха народного аграрного календаря. Эти два Юрьева дня долгое время служили пределами земледельческих (сельскохозяйственных) работ в России. При Борисе Годунове (фактический правитель Русского государства в 1584-1598 гг.; в 1598-1605 гг. – русский царь) произошло окончательное прикрепление крестьян к земле9. Около 1592-1593 гг. был издан указ о запрещении выхода крестьян. В 1597 г. были изданы указ «об установлении 5-летней давности для исков на беглых крестьян и указ о холопах»10. По последнему кабальные люди были лишены права выкупиться на свободу11. Одновременно власти превратили в кабальных холопов целую категорию свободных людей, так называемых «вольных холопов»12. Обращаю внимание на то, что «крепостью в древнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди»13. На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой – крепостная женщина. По авторитетному мнению классика русской истории В.О. Ключевского «холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян»14. Таким образом, Юрьевы дни на Руси имели еще и важное юридическое значение, так как только после осеннего Юрьева дня можно было переходить от одного помещика к другому. Следует подчеркнуть, что память о святом Георгии празднуется церковью еще несколько раз в году. Анализируя текст апокрифического «Мученичества» важно, на мой взгляд, иметь в виду, что отсечение головы святого Георгия по приказу персидского царя Дадиана (или римского императора Диоклетиана), а также «Чудо святого Георгия о змее и о девице» легли в основу некоторых литературных произведений, в том числе в основу народного стиха о Егории Храбром, устроителе Земли Русской15. При этом литературную обработку они сначала получили на греческом Востоке16. Далее эта традиция перешла и укрепилась на Западе (до XII века)17. Содержание «Чуда святого Георгия о змее и о девице» сводится к тому, что святой Георгий убивает огромного змея (или страшного дракона), который терроризировал и держал в постоянном страхе землю (царство) одного царя. В царстве этого языческого царя люди вынуждены были поочередно отдавать своих детей на съедение змею (дракону). Когда дошла очередь до царской дочери, которую должен был съесть змей (дракон), то появляется святой Георгий, который убивает его. По одной версии это случилось до мученической гибели святого Георгия, а по другой – после смерти. При этом важно подчеркнуть, что святому Георгию удалось победить страшное чудовище не только благодаря физической силе, смелости и отваге, но и вере в Христа. Суть содержания «Чуда святого Георгия о змее и о девице», так же как и житие его сводится к тому, что молодой и сильный воин одержал победу над страшным чудовищем не без помощи веры в Христа. После этой победы дочь языческого царя приводит своего спасителя к отцу. Таким образом языческий царь и его подданные приняли крещение, т.е. стали христианами18. Многие ученые, изучающие историю христианства, считают, что в данном сюжете змей (дракон) является олицетворением язычества, а девушка (дочь языческого царя) олицетворяет христианскую церковь. В христианских странах победа святого Георгия над змеем (драконом) пользовалась большой популярностью. Это придавало «дополнительные аргументы» в пользу легендарного древнеримского воина и необходимости почитания его святого имени. В этой связи необходимо еще раз напомнить, что одним из центральных понятий христианской религии является святость19. Во многих религиях святость является сущностной характеристикой Бога и – косвенно – выдающихся людей, установлений и предметов, в которых в той или иной степени запечатлено присутствие Божества. Святые, в том числе Георгий Победоносец, Великомученик, являются особо чтимыми церковью за их благородные дела, праведную жизнь, дар чудотворчества. Они являются посредниками между Богом и людьми20. Культ святых распространен в христианстве и исламе, но его нет в протестантизме. Противоположностью святости является грех. Данный исторический экскурс понадобился лишь для того, чтобы лучше понять истоки популярности святого Георгия. Его славное имя породило много литературных произведений, народных песен в Греции, России и других странах. К этому следует добавить, что святой Георгий считается патроном Англии, Португалии и некоторых других стран Западной Европы. Выше уже подчеркивалось, что почитание святого Георгия рано распространилось в христианских странах, в том числе в России. На Руси его имя давалось членам великокняжеского семейства. Так, в 986 г. великий князь киевский, сын Владимира Святославовича, Ярослав (Мудрый) получил при святом крещении имя Георгия. В 1036 г. войска Ярослава (Мудрого) разгромили печенегов (объединение многочисленных тюркских и других племен в южнороссий-ских степях), которые совершали регулярные набеги на Русь21. После победы над печенегами великий князь Ярослав-Георгий основал в Киеве монастырь святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября, к которому приурочено «чудо святого Георгия о змее и о девице». В 1030 г. великий князь Ярослав-Георгий устроил недалеко от Новгорода Юрьев храм, на месте которого существует Юрьев монастырь. Важно подчеркнуть, что славное имя святого Георгия пользуется не только в христианских странах, но и в некоторых мусульманских – большим уважением и даже искренней любовью. А в таких случаях, как это часто бывает, неизбежны различные версии, легенды, «дополнения» исторических фактов и т.д. Из-за особого уважения и любви к святому Георгию его имя во многих странах переделывалось на особый лад22. Так, у русских он ассоциируется с именами Егорий или Юрий, у чехов – с именем Ижик, у французов – с именем Жорж, у болгар – с именем Герги, а у арабов он Джерджис. Святого Георгия изображают молодым воином на белом коне, копьем поражающим змея (дракона). Такое скульптурное изображение имеется возле федеральной трассы недалеко от с. Эльхотово в Северной Осетии (у многих осетин оно ошибочно ассоциируется с Уасгерги-Уастырджи). Оно стало и эмблемой Москвы, покровителем которой святой Георгий считается со времен Дмитрия Донского. В Российской империи в 1807 г. была учреждена награда солдатам и унтер-офицерам – Георгиевский крест. С 1856 г. он имел 4 степени. Упразднен органами Советской власти в ноябре 1917 г. Приведенных здесь фактов достаточно, чтобы убедиться, во-первых, в исключительной популярности христианского святого, Великомученика и Победоносца Георгия в России и в некоторых других странах, а во-вторых, святой Георгий и осетинский Уасгерги-Уастырджи имеют разную историю и по разным причинам их почитают. В то же время при большом желании, занимаясь передергиванием фактов, а то и софистикой, можно найти что-то общее между ними, чем и занимаются многие современные «специалисты» по истории, этнографии и мифологии осетинского народа. Высокое почитание святого Георгия и Уасгерги-Уастырджи в Осетии объясняется, на мой взгляд, многими причинами. Среди них: 1. исключительная популярность, вера в чудодейственную силу их имен; 2. с их именами связаны земледельческие (сельскохозяйственные) праздники – один из Юрьевых дней, как подчеркивалось выше, на Руси праздновался ежегодно 26 ноября. А в Осетии, как было уже сказано, ежегодно в ноябре, после окончания земледельческих (сельскохозяйственных) работ торжественно отмечается праздник Уасгерги-Уастырджи – «лёгти ёхсёвё» – «вечер (праздник) мужчин». Кроме того, ежегодно в январе в Дигорском ущелье недалеко от селения Задалеск проводятся недельные празднества в честь «Дигори изёд» – Святого Дигорского ущелья, которого иначе еще называют «Дигори Уасгерги». Суть праздника в том, чтобы с молитвами и с необходимым ритуалом попросить у покровителя Дигорского ущелья хороший урожайный год, сохранность скота, благополучие и здоровье людей, верующих в покровительство Уасгерги-Уастырджи; 3. иконописным изображением святого Георгия в виде молодого парня в полном вооружении, как правило, на коне в схватке со змеем (драконом), а также изображением Уасгерги-Уастырджи (работы художников Осетии) в виде седобородого пожилого, но могучего мужчины на большом белом коне, покровителя мужчин, путников и воинов; 4. содержанием «жития» святого Георгия, перенесением на него многих черт с различных языческих божеств, например, египетского Гора, персидского Митры и др., которое было обусловлено и легендой, а также убеждением абсолютного большинства осетин, что покровительство Уасгерги –Уастырджи непременно принесет удачу Осетии. При этом и здесь не обходится без мифов, как это было, например, в начале 90-х годов XX в., когда «очевидцы» в Дигоре увидели на крыше одного из домов Уасгерги-Уастырджи, о чем сообщили не только республиканские, но и общероссийские СМИ; 5. в силу перечисленных и других причин сегодня уже невозможно представить историю как русского, так и осетинского народа без святого Георгия и Уасгерги-Уастырджи, которым искренне поклоняются миллионы людей. Исключительная популярность Уасгерги-Уастырджи в Осетии, возможность и необходимость его покровительства зафиксированы даже в тексте государственного гимна Республики Северная Осетия-Алания, где дважды повторяется фраза: «О, Уастырджи, дай нам своей благодати». Обращаю внимание, что в тексте гимна нет упоминания о святом Георгии. И это не случайность. Это тем более не ошибка. Это лишнее свидетельство того, что святой Георгий и Уасгерги- Уастырджи не одно и то же. Добавлю, что автор гимна Республики Северная Осетия-Алания народный поэт Осетии К.Х. Ходов и его рецензенты по тексту гимна оказались достаточно компетентными в вопросах истории, этнографии и мифологии осетинского народа. То же самое можно сказать о гимне Республики Южная Осетия (здесь, правда, гимн называется «Кады зарёг» – «Песня чести»), где также есть упоминание о Уастырджи («Уё, Уастырджи! Дё хорзёх, Дё арф?! – Иры дзыллёйён фёндагамонд ратт!»). Примерный подстрочный перевод с осетинского языка на русский: «О Уастырджи! Покровительствуй Осетии и дай ей верный ориентир!». Как видим, и здесь автор текста гимна Республики Южная Осетия известный осетинский поэт и переводчик Т.К. Кокаев не случайно упоминает имя Уастырджи, «забыв» сказать что-либо о святом Георгии. Автор и его рецензенты и здесь не стали путать имя Уастырджи с именем святого Георгия. Еще раз повторяю, что оба они заслуживают глубокого уважения и почитания. Но это вовсе не означает, что их надо объединить в одно целое и называть двумя именами одно и то же божество. Краткие выводы. Святой Георгий был реальной исторической личностью, римским воином, претерпевшим особо тяжелые страдания за Христа, а Уасгерги-Уастырджи был и остается самым почитаемым (после Бога) божеством в осетинской мифологии. Эти факты истории должны заставить всех «знатоков» осетинской истории и этнографии почитать обоих, воздавать им должное, не «доказывая», что они – одно и то же. В высшей степени интересным является то, что популярный и почитаемый у греков, французов, русских, украинцев, чехов, словаков, болгар и многих других народов святой Георгий часто прославлялся и до сих пор почитается под другими именами, принадлежавшими различным языческим божествам. На это обратили внимание еще в конце XIX в. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон при составлении своего фундаментального энциклопедического словаря. Они писали, что святой Георгий «иногда прославляется под туземными именами, например, Уастырджи у осетин или Хызр, Кедер на мусульманском Востоке»23. Отсюда можно сделать вывод, что святой Георгий под именем Уасгерги-Уастырджи в Осетии прославляется уже веками. Надо ли удивляться тому, что очень часто за осетинским праздничным застольем местный «знаток» истории и этнографии считает своим почетным долгом пояснить приехавшему издалека (после обязательного тоста за Уасгерги- Уастырджи, как правило, он второй после Бога), что «воздаются особые почести святому Георгию». Некоторые местные «знатоки всего и вся» гостям Осетии даже начинают рассказывать «подробности» биографии святого Георгия, не имея о нем даже элементарного представления. Заканчивается такое «разъяснение» чаще всего выводом о том, что образ популярного и весьма почитаемого осетинского божества Уасгерги-Уастырджи «имеется даже на гербе г. Москвы». Наиболее непросвещенные в вопросах истории и этнографии, как правило, верят в эти легенды и сами потом рассказывают их другим. Нет сомнений в том, что осетинское божество Уасгерги- Уастырджи и римский воин конца III – нач. IV в. Георгий, ставший святым Великомучеником и Победоносцем являются разными персонажами. В Осетии они оба пользуются большой популярностью. О высоком почитании в Осетии святого Георгия свидетельствует даже то, что во многих осетинских семьях издавна продолжается традиция нарекать новорожденных мальчиков именем Георгий. Есть осетин-ские фамилии, где мальчики, юноши и мужчины с именем Георгий исчисляются десятками. А в некоторых семьях даже отца и сына звали или зовут Георгием. К этому следует добавить, что у русских, грузин, болгар, греков и многих других народов, почитающих святого Георгия, его имя по популярности также занимает передовые позиции. Многих русских князей, например, звали Георгий и они же известны под именем Юрий (русское произношение Георгия). Так, великий князь Тверской Георгий Александрович княжил в 1426 году, хотя и недолго. А третий сын великого князя Михаила Николаевича великий князь Георгий Михайлович играл заметную роль в истории Российской империи второй половины XIX в. Обращаю внимание и на то, что двенадцать грузинских царей носили имя Георгий. Таких примеров в истории очень много. И они свидетельствуют о глубоком почитании у разных народов имени святого Георгия.     Валерий ДЗИДЗОЕВ ПРИМЕЧАНИЯ 1 Этнография и мифологи осетин. Краткий словарь (Авторы – составители Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М.).Владикавказ, 1994. 2 Там же, с.51. 3 Энциклопедический словарь. Т.13.М., 1913, с.334. 4 Там же. 5 Этнография и мифология осетин. Краткий словарь.., с.51 6 Глава Республики Северная Осетия–Алания Таймураз Мамсуров. Дорогие земляки! // Северная Осетия, 2011, 11 ноября, с.1. 7 Этнография и мифология осетин. Краткий словарь.., с.150. 8 Энциклопедический словарь (издатели: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.). Т.8. СПб., 1892, с.420. 9 Советская историческая энциклопедия. Т.2 М., 1962, с.619. 10 Там же. 11 Там же. 12 Там же. 13 Ключевский В.О. Сочинение в девяти томах (курс русской истории). Т.III. М., 1988, с.154. 14 Там же. 15 Энциклопедический словарь. Т.13, с.335. 16 Энциклопедический словарь (издатели: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.). Т.8. СПб., 1892, с.420. 17 Там же. 18 Там же. 19 Большой энциклопедический словарь.., с.1071. 20 Там же. 21 Большая советская энциклопедия (Третье издание). Т.30.М., 1978, с.554. 22 Энциклопедический словарь (издатели: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.), с.419. 23 Энциклопедический словарь (издатели: Брокгауз Ф.А., Ефронов И.А.), с.419.   Журнал Дарьял     
17 ноября 2018, 22:01

Таймураз Салказанов стал победителем первенства мира по вольной борьбе U-23

В Румынии проходит первенство мира по вольной борьбе среди спортсменов до 23 лет. Победителем соревнований в весовой категории до 70 кг стал Таймураз Салказанов, представляющий на турнире национальную команду Словакии.

В решающем поединке осетинский атлет оказался сильнее своего земляка Давида Баева, принесшего в свою очередь в копилку сборной России серебряную награду.

17 ноября 2018, 19:57

Во Владикавказе в отношении бывшего бухгалтера РФМЛИ возбуждено уголовное дело

Во Владикавказе возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главного бухгалтера Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканский физико-математический лицей — интернат». Ранее судимая 55-летняя женщина подозревается в присвоении и растрате средств с использованием служебного положения, сообщает пресс-служба следственного управления следственного комитета РФ по Северной Осетии.

По данным следствия, с 16 апреля по 15 августа 2018 года на банковскую карту учреждения были перечислены денежные средства на сумму свыше 3,8 млн рублей для выдачи заработной платы и на хозяйственные нужды. Подозреваемая, являясь материально ответственным лицом, из указанной суммы присвоила 1 млн рублей, распорядившись средствами по своему усмотрению.

В настоящее время проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Расследование уголовного дела продолжается.

17 ноября 2018, 19:46

Старинные осетинские песни ,тексты(часть1)

Уастырджийы зарæг. Ой- гъой Хетæджы тæхгæ нæргæ сызгъæрин Уæстырджи О-о-о табу дæхицæн! Гъей-гъей дæумæ кувæм, Уастырджи, дæуæй курæм, Сызгъæрин Уастырджи! Гъей-гъей байрагæй бæхгæнæг лаппуйæ лæггæнæг Уастырджи О-о-о табу дæхицæн! Гъей-гъей нæ кæстæртæ де уазæг, Уастырджи, табу дæхицæн, Сызгъæрин Уастырджи! Ой- гъой бæрзондыл бадæг урсбоцъо Уастырджи О-о-о табу дæхицæн! Гъей-гъей нæ бæлццæттæ де уазæг, Уастырджи, Нæ Ирыстон дæ фæдзæхст! Уациллайы зарæг. Ой табу табу, рухс Тыбау Уациллайæн! Табу дæ хорзæх, де уазæг Амондæй хайджын, фыдбылызæй хыст куыд уæм Ахæм арфæ ракæн! Ой нæ уалдзæджы гага, Ой нæ фæззæджы бæркад, Куывдтæн чындзæхсæвтæн куыд хъæуа Ахæм арфæ ракæн! Ой нæ урсзачъе зæронд лæгтæ Ой нæ куывдты чындзæхсæвты Сæ кæстæртæн амонджын арфæтæ куыд кæной Ахæм ахъаз бакæн! Ой нæ чындздзон чызджытæн Ой нæ рæсугъддзинæдты куывдты чындзæхсæвты Сæ фæндыры зæлтæ хъæлдзæгæй куыд хъуысой Ахæм арфæ ракæн! Ой Рекомæй Тæтæртупмæ ой цы зæд цы Дуаг и Цы хорздзинад и Ой табу сæхицæн æрбауа! ЧЕРМЕН Тылататæ нын байуæрстой уæрæйдæ гъой Æрнæджытæ - гæмæхтæ; Черменæн дзы хай равзæрстой уæрæйдæ гъой Цъыфдзæстытæ, къæдзæхтæ. Чермен уæд уыдис хæтынмæ, уæрæйдæ гъой Лæбурдта-иу, бирæгъау, Сау хъулгъайы сæттынмæ, уæрæйдæ гъой Æрбатардта иу рæгъау. Бадтис йæ мад æнкъардæй гъой уæрæйдæ гъой Арты фарсмæ къонайыл: Сайдзысты дæ мæнгардæй, гъой уæрæйдæ гъой Ма-иу баууæнд Хъобаныл! Куы фæтæрсон æз не 'взæртæй, уæрæйдæ гъой Мæ хъару 'мæ мæхæдæг, Уæд фæхъæуон æз ме 'мгæрттæй, уæрæйдæ гъой Хæрам мын уæд дæ фæдæг! Куывд Ой, табу аестыр Хуыцауаен, Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Буцаей цаерой дае куваег адаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Ой, табу Уастырджийаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Нае фаесиваеды даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Табу, табу, Уастырджийаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Нае фаесиваеды даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Ой, табу Фаелваерайаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Дае лаеваерд фосаей нываендтае каенаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Ой, табу Уациллайаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Хуссары хортаей фынгтае куыд каенаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Табу, табу, Уациллайаен! Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Хуссары хортаей фынгтае куыд каенаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Ой, табу Рыны бардуагаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Нае чысыл хурты даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Ой, табу Хетаеджы дзуараен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Иры дзыллаейы даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Табу, табу Хетаеджы дзуараен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Иры дзыллаейы даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Ой, табу Тхосты дзуараен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Нæ тыхтæ алкæд фылдæр куыд кæной Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Ой табу Рекомы дзуарæн Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Иры кæстæрты дæуыл фæдзæхсæм Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Табу, табу Рекомы дзуараен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа! Иры кæстæрты дæуыл фæдзæхсæм Ой,ой, нае дзуæртты хорзаех нае уа! Спасибо Дзагоеву Рустему за предоставленный материал. Северная Осетия,Южная Осетия, Дигора, Реком, Мыкалгабыр , Джер .Гомарт.
17 ноября 2018, 19:25

ЖКХ Цхинвала готово к осенне-зимнему периоду

ЖКХ столицы Южной Осетии готово к проведению профилактических и ремонтных работ в течение зимнего периода, сообщил информагентству «Рес» начальник ЖКХ Сослан Лалиев. Лалиев отметил, что проведены работы по подготовке спецтехники к зимнему периоду. «Подготовлены пять единиц спецтехники для расчистки улиц города от снега, четыре погрузчика и столько же самосвалов для вывоза снега. Кроме того, закуплено 25 тонн технической соли для обсыпки улиц при гололеде», - отметил Лалиев. По линии ЖЭК и ГУП «Водоканал», добавил собеседник агентства, техника тоже находится в рабочем состоянии. Источник: http://cominf.org/node/1166519477
17 ноября 2018, 19:24

Юннаты Цхинвала облагородили «горящий источник»

Воспитанники и сотрудники республиканской станции юных натуралистов (РСЮН) Южной Осетии облагородили окрестности «горящего источника» в селе Хеит, Цхинвальского района. Как рассказал информагентству «Рес» директор РСЮН Ирбег Маргиев, станция взяло шефство над этим уникальным местом в рамках государственной программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «При поддержке министерства образования и науки мы смогли облагородить родник. В уборке активное участие приняли как преподаватели, так и воспитанники станции, а также особо хочется отметить труд нашего завхоза Анатолия Кулухова, который вложил много сил в это непростое дело», – сказал собеседник агентства. Помимо этого, продолжил Маргиев, сотрудники станции обустроили и ограждение для родника. «Очень жаль, что многие граждане не понимают, что за собой надо убирать. Следует помнить, что бережное отношение к природе – значит отдавать дань уважения родной земле. Этому мы учим юннатов», - заключил директор станции. Источник: http://cominf.org/node/1166519476
17 ноября 2018, 18:55

Североосетинские единороссы обсудили перспективы развития первичных отделений

Члены и сторонники «Единой России» приняли участие в дискуссии «Обновление-2018». Собравшиеся выработали более пятидесяти предложений по повышению эффективности работы партии.

Лучшие идеи будут учтены при подготовке решений XVIII съезда партии, который пройдет в Москве 7, 8 декабря.

Участники мероприятия обсудили вопросы, которые рассматривают в партии по всей стране, среди них: как «Единой России» стать более современной и эффективной? какими должны быть партийные институты и технологические подходы к избирательным кампаниям? как повысить результативность коммуникаций и представительства интересов граждан?

«У нас проходят предсъездовые дискуссии, на которые приглашены секретари первичных отделений партии, активисты, представители молодежных организаций, эксперты. В рамках четырех площадок мы рассматриваем предвыборную программу, перспективы развития первичных отделений, этические нормы партии, а также в целом развитие «Единой России» в будущем. Сбор предложений мы начали неделю назад, они поступали к нам на электронную почту, сегодня мы собираемся с представителями, которыми они выдвинуты, чтобы обсудить их видение», — поделился руководитель исполкома регионального отделения партии Марат Едзоев.

По его словам, направлений для работы много.

«Нами планируется внедрение проекта, который посвящен грантовой поддержке. Он поможет эффективнее взаимодействовать с населением. Проекты будут направлены на решение конкретных проблем и их результаты должны быть видны жителям в относительно короткие сроки. Кроме того, вырабатываются предложения по взаимодействию с депутатами всех уровней, их деятельности как внутри партии, так и по взаимодействию с избирателями. Мы стараемся сделать встречи депутатов с народом постоянными, прописать это на уставном уровне, чтобы они знали своих избирателей в лицо и оперативно реагировали на их проблемы. Нам очень важно, чтобы проекты партии поддерживали сами люди», — добавил он.

Участники тематических площадок также предложили регулярно проводить опросы по оценке деятельности депутатов, активнее привлекать к сотрудничеству молодежь.

17 ноября 2018, 18:30

Когда будет обустроена улица Целинников?

Крупный микрорайон пока остается за рамками благоустройства Бесчисленные ямки, столбом стоящая пыль и непролазная грязь постепенно исчезают с цхинвальских улиц. За последние годы в городе благоустроено более 40 улиц, на которых появилось ровное асфальтовое покрытие, выложенные брусчаткой тротуары и обустроенные газоны. Цхинвал становится привлекательнее, чище, дышать стало легче. С каждым годом количество ремонтируемых улиц растет. В настоящее время идет благоустройство еще 10 улиц, на которых ремонтные работы вошли в заключительную фазу. В 2019 году в рамках Инвестпрограммы содействия соцэкономразвитию РЮО запланировано благоустройство восьми столичных дорог, однако в желанных списках по-прежнему не числится ул. Целинников. Эта часть Цхинвала является одной из самых густонаселенных в городе и местным жителям непонятно, почему процесс восстановления обходит ее стороной. На улице Целинников не проводился ремонт с далеких советских времен, она пришла в гнетущее состояние, усеяна ямами пугающих размеров. В темное время суток и в дождливую погоду, когда ямы наполняются водой, в такие «ловушки» может легко угодить пешеход или автотранспортное средство с неутешительными для них последствиями. Жители ул. Целинников неоднократно обращались в редакцию нашей газеты в надежде обратить внимание городских чиновников на наболевшую проблему. Как нам сообщила пресс-секретарь Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Алена Тедеева, благоустройство улицы Целинников не значится в списках Инвестпрограммы на ближайшие годы. «До 2022 года ремонт улицы Целинников в Инвестпрограмму не внесен. Насколько нам известно, подземные сети водоснабжения и канализации там меняли в предыдущие годы, и теперь остается только провести ремонт дорожного покрытия. Возможно, городская администрация за счет своих средств возьмется за обустройство этой городской улицы», — сказала А. Тедеева. Она уточнила, что в Инвест-программу на ближайшие годы попали те улицы, на которых не менялись подземные инженерные коммуникации. Эти работы будут проводиться в комплексе вместе с благоустройством. Алена КИСИЕВА, газета "Южная Осетия"
17 ноября 2018, 17:38

Валерий Гергиев и Молодежный симфонический оркестр выступили на гала-открытии Культурного форума

Российский национальный молодежный симфонический оркестр, который был создан в 2018 году за счет гранта президента РФ, в пятницу впервые выступил на гала-открытии VII Санкт-Петербургского международного культурного форума на сцене театра «Мариинский-2». Под управлением дирижера Валерия Гергиева музыканты представили новое сочинение Александра Чайковского — рапсодию «Кавалер и барышня», об этом сообщает ТАСС.

«Я хочу пожелать ребятам, которые на сцене, достойно представлять нашу великую традицию, быть открытыми всему миру и море, океан музыки. Я хочу, чтобы вам, вашим сверстникам и тем, кто идет за вами, в полной мере удалось погрузиться в этот волшебный океан», — напутствовал Валерий Гергиев.

Маэстро, Молодежный симфонический оркестр и скрипач Павел Милюков также исполнили концерт Петра Чайковского.

Гостями концерта-открытия стали президент России Владимир Путин, вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, советник президента по культуре Владимир Толстой, высокопоставленные иностранные гости Культурного форума.

17 ноября 2018, 17:17

18 ноября в северной части Ставрополья ожидается сильный гололёд

18 ноября в северной части Ставропольского края ожидается сильный гололед, сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Ставропольскому краю.
17 ноября 2018, 16:26

Казбек Коков встретился с Благочинным Нальчикского округа Пятигорской и Черкесской епархии Валентином Бобылевым

Казбек Коков посетил Собор равноапостольной Марии Магдалины и Храм Симеона Столпника в Нальчике, встретился с Благочинным Нальчикского округа Пятигорской и Черкесской епархии Валентином Бобылевым, - передает пресс-служба главы республики.

В ходе осмотра музея, библиотеки молодежного центра «Мир всем» Валентин Бобылев рассказал руководителю региона об истории возведения храмов.

Во время встречи обсуждались вопросы взаимодействия органов власти республики с православной епархией в деле гармонизации межконфессиональных отношений, укрепления мира и согласия, сохранения и преумножения  традиций взаимопонимания и солидарности, духовно-нравственного воспитания молодежи.

17 ноября 2018, 16:23

В Карачаево-Черкесии в поддержку больных детей и детских социальных учреждений стартовал марафон "Сострадание"

17 НОЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. Сегодня в столице Карачаево-Черкесии стартовала масштабная благотворительная акция – марафон "Сострадание", собранные средства которой будут направлены на лечение и нужды детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

"Сегодняшний марафон - это старт марафона "Сострадание", целью которого является сбор средств для больных детей, воспитанников социальных учреждений региона, и детей-сирот. Большую поддержку в организации марафона оказало руководство и Правительство республики. Для детей, которые оказались в сложной жизненной ситуации это огромная помощь", - рассказал корреспонденту РИА Карачаево-Черкесия заместитель директора благотворительной организации по социальной помощи больным детям "Жар птица" Индира Айбазова.

Так, по ее словам, в рамках марафона будет организован ряд различных акций. В частности, состоятся концерты с участием звезд, благотворительные ярмарки, аукционы и другие мероприятия. И.Айбазова также отметила, что подобные акции пройдут и во всех районах и городах Карачаево-Черкесии.

"В течение месяца наши акции будут проходит по всем населенным пунктам нашей республики. Для детей такие мероприятия, помимо финансовой помощи, имеют огромное значение. Ведь на каждом празднике они сами тоже будут присутствовать. Для них это большая радость, ведь они могут спеть, станцевать и весело провести время с друзьями", - сказала она.

В свою очередь, известный исполнитель Карачаево-Черкесии Марат Дауров рассказал, что для него участие в благотворительном мероприятии имеет важное значение. По словам артиста, каждый должен внести свой посильный вклад в столь доброе и нужное дело.

"Мы должны нести добро в мир, тем более, если речь идет о детях. Артисты государственной филармонии Карачаево-Черкесии всегда с радостью откликаются на такие предложения, стараются помочь и подарить радость. Ведь это самое малое, что мы можем сделать для этих детей. Я несказанно счастлив, если мое творчество не просто порадует их, но и поможет", - сказал он.

Так, в этот вечер свои лучшие танцевальные номера гостям праздника подарили самые яркие звезды Карачаево-Черкесии. Под зажигательные песни дети с радостью танцевали и веселились.

Отметим, что марафон "Сострадание" продлится до 17 декабря текущего года. Принять участие и оказать помощь детям, попавшим в трудную

жизненную ситуацию может каждый желающий. Благотворительное мероприятие проходит при поддержке Правительства КЧР. Участие в акции принимают все ведомства региона.

В рамках марафона будут собраны средства для оказания помощи больным детям и детских социальных учреждений, Духовное управление мусульман КЧР, Русская православная церковь и Общественная палата КЧР.

17 ноября 2018, 16:07

В Ставрополе массово падают деревья

Жители Ставрополя в социальных сетях сообщают о том, что на деревья, здания и крыши автомобилей падают обледеневшие деревья.
17 ноября 2018, 15:56

В Северной Осетии на финансирование предупредительных мер направят 7 млн рублей

В Северной Осетии семь млн рублей будет направлено на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Об этом сообщает пресс-служба регионального отделения фонда социального страхования РФ по республике.

С соответствующими заявлениями в фонд обратились 75 страхователей. Решение о финансировании принято по 71 страхователю. Четырем страхователям отказано из-за имеющейся задолженности по страховым взносам от несчастных случаев и профзаболеваний.

Средства направляются на проведение обязательных периодических медицинских осмотров, приобретение средств индивидуальной защиты для работников с вредными и опасными условиями труда, на санитарно-курортное лечение, проведение специальной оценки труда, обучение по охране труда работников.

Объем средств, направляемых работодателем на финансирование мероприятий по охране труда, может достигать 20% от суммы страховых взносов.

17 ноября 2018, 14:48

На границе Южной Осетии и Грузии договорились о шагах по поиску без вести пропавших

В приграничном с Южной Осетии населенном пункте Эргнети состоялась встреча, целью которой является выяснение местонахождения 163 лиц, пропавших без вести, сообщает миссия Международного комитета Красного Креста в республике.

Встреча состоялась в рамках координационного механизма, созданного под эгидой и при технической и экспертной поддержке МККК. Механизм собирает грузинских, югоосетинских и российских участников с целью пролить свет на судьбу лиц, пропавших без вести вследствие конфликтов 1990-ых и августа 2008 гг.

«Постоянная вовлеченность участников дает надежду на нахождение долгожданных ответов об этих 163 лицах, которые все еще считаются пропавшими без вести», — сказал Николя Флери, координатор деятельности МККК по Европе и Центральной Азии, председательствующий на встрече от Красного Креста в роли нейтрального посредника.

Обсуждение включало в себя обновленную информацию о прогрессе, достигнутом с последней встречи в феврале 2018 года, относительно поиска информации, возможных мест захоронения и процесса идентификации эксгумированных человеческих останков. Было принято решение сосредоточиться на будущих обследованиях потенциальных мест захоронения, а также на предстоящем сборе и обработке информации координационным механизмом.

Участники договорились о практических шагах по работе с потенциальными местами захоронения на 2019 год и по сбору дополнительной информации для продолжения усилий по выяснению судьбы тех, кто все еще считается пропавшим без вести.

17 ноября 2018, 14:30

Ленингорский район. Проблема выбора Отчизны или возвращаясь к теме закрытия дороги

Довольно часто некоторые публикации в нашей газете вызывают различную реакцию у читателей. Наряду с положительными откликами бывает и нервная реакция, причем этим страдали не только представители высокого чиновничества, но и адепты разных общественных и религиозных организаций. В разные годы бывало все: и вызов на ковер на восьмой этаж Большого Дома, и банальные «разборки» в кабинете главного редактора. Мы, кстати, этому абсолютно не огорчались – ведь даже такая реакция говорит о том, что газетные материалы достигли цели. В прошлом номере нашего издания была публикация, посвященная проблеме завоза в Республику через пропускной пункт в селении Раздахан Ленингорского района вызывающей опасение сельскохозяйственной продукции. Материал так и назывался – «Границу с Грузией необходимо закрыть. Нам не нужна их вредная, «напичканная» свинцом, продукция». В материале в частности приводились слова Председателя Парламента РЮО П.Гассиева относительно этой темы, который также считает, что пункт пропуска «Раздахан» необходимо закрыть. «Я никогда это мнение не менял и всегда его озвучивал. Я считаю, что пункт пропуска «Раздахан» нужно закрывать. Не только для сельхозпродукции, но закрывать вообще, полностью! Понятно, что мы получаем большое количество сельхозпродукции – огурцы, помидоры и прочее, из Грузии. Но я думаю, что, во-первых, к Республике, которая несколько раз за последние сто лет пыталась нас уничтожить, не может быть никакого доверия по качеству поставляемых ими продуктов. Во-вторых, эти продукты прекрасно могут выращиваться на нашей территории. Поэтому полагаю, что никакой катастрофы не будет, если мы закроем полностью пункт пропуска «Раздахан», – высказал свое мнение спикер Парламента П.Гассиев. Любопытно, что одним из первых на данное заявление последовала реакция ресурса Госдепартамента США информационного агентства «Эхо Кавказа». Устами своего корреспондента М.Гукемухова здесь были расписаны все ужасы, связанные с подобным намерением. Перво-наперво задавался вопрос: не является ли заявление спикера анонсом уже принятого руководством РЮО решения, которое П.Гассиев просто озвучил? Дальше-больше. Как свидетельство ошибочности перспектив принятия решения о закрытии пункта пропуска на границе с Грузией приводятся в противовес аргументы. Среди них лишение возможности выезжать жителям района в Грузию для свидания с родственниками и возможность получения там же лечения. Существующий статус-кво привязывается при этом к «гарантиям Республики Южная Осетия в отношении грузинского населения, которое перешло под юрисдикцию Цхинвала в 2008 году и эти гарантии не могут быть пересмотрены»(!). Как аргумент в споре привлекается и мнение российских экспертов, которые в своих оценках пошли еще дальше, озвучив фразы «обвинение в изгнании грузинского меньшинства» и «этнический национализм». Внесли свой вклад в обсуждение темы и пользователи социальных сетей. В большинстве своем мнение П.Гассиева было поддержано, но были и оригинальные умозаключения. Одна из пользователей Фейсбук выдала следующий аналитический абзац: «Дело не в дешевых продуктах, а в том, что завезенные с Севера жителям Ленинграда (так в тексте – прим.ред.) продукты просто не по карману. И не только продукты. Нюансов не мало. Уверена, если бы это было бы так просто и безапелляционно, президент давно бы уже принял однозначное решение. Но Анатолий Ильич человек дальновидный и понимает последствия таких скоропалительных решений». Интересно, что назвав Ленингор Ленинградом, эта радетельница проблем жителей районного центра показала такое же знание темы. Хочется обратить внимание на двойственность критиков спикера парламента, который, по сути, выразил мнение многих. Они говорят о том, что закрытие пункта пропуска на границе в селении «Раздахан» прервет семейные контакты грузин района с родственниками в Грузии. Но почему-то умалчивается, что глава Парламента предлагает перенести пограничный переход туда, где он был раньше – в районе ТЭК на въезде в Цхинвал. Неужели то, что придется ехать к пункту пропуска на большее расстояние не стоит радости встречи с бабушкой или дедушкой?! Значит ли это и то, что если пресекать границу в своем районе – это свобода передвижения, а если в соседнем районе – то это «этнический национализм»? Понятно, что большинство ленингорцев не могут порвать с Грузией по объективным причинам – родственные связи, языковые проблемы и т.п. При этом многие эксперты пугают нас тем, что если возникает ситуация де-факто внешней изоляции жителей района от Южной Осетии и их самоизоляции, то мы просто рискуем получить враждебную общину внутри государства. Но мне интересно, почему такого враждебного национального сообщества не возникло в Знаурском районе. Наоборот, именно Знаурский район и показывает положительный пример интеграции грузинского населения в канву общественно-политической жизни Южной Осетии. Те же жители селения Аркнет, оставаясь грузинами, в своем отношении к судьбе Республики порой больше осетины, чем некоторые из самих осетин. Мы уже не говорим об их прекрасном знании осетинского языка. Так что дело не в наличии пограничных переходов, а в привитии отношения к Южной Осетии как к своему государству, как к своей Родине. Есть параллели этой проблемы и в Абхазии, где имеется свой Ленингорский район – Гальский, населенный этническими грузинами и мегрелами. В свое время жителям района раздавали абхазские паспорта направо и налево. Теперь граждане Абхазии грузинской национальности представляют серьезный количественный фактор, который является не только ресурсом поддержки во время выборов. А ведь именно эту цель в свое время и ставили перед собойинициаторы всеобщей паспортизации. Существуют опасения, что часть этих людей, большинство которых по-прежнему являются грузинскими гражданами, могут стать проводниками политических намерений властей соседней Грузии. В настоящее время из 30 тысяч жителей Гальского района, таковыми являются 18 тысяч. И здесь складывается интересная коллизия: жители района, имеющие грузинское гражданство не имеют права служить в абхазской армии, а по грузинским законам должны идти служить в грузинскую армию. Они не имеют права участвовать в абхазских выборах, но имеют право участвовать в грузинских выборах. Ситуация такая же, как и у нас в Ленингорской зоне, где население так и не определилось окончательно, гражданами какого государства они себя считают. Возможно, у части грузинского населения и РЮО, и в Абхазии еще есть иллюзии об изменении статус-кво. Тем более, что эти настроения порой подогреваются в Тбилиси. Так, спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с РФ Зураб Абашидзе как-то заявил, что Россия рано или поздно отзовет признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Но напомним, что на это последовал комментарий МИД России. «Действительно, подобные спекуляции периодически возникают. На чем они основаны – трудно понять. Похоже, речь идет о довольно неуклюжих попытках вызвать у наших соседей недоверие к России», – сказал замглавы МИД РФ Григорий Карасин. Он особо отметил, что «Республика Абхазия и Республика Южная Осетия являются суверенными независимыми государствами, с которыми Российскую Федерацию связывают отношения добрососедства, дружбы и союзничества. Эта наша позиция была и остается незыблемой. Просим запомнить это раз и навсегда», – отметил российский дипломат. Возврата к тому, когда Южная Осетия будет иметь с Грузией что-то общее кроме государственной границы, не предвидится. Поэтому жителям Ленингорской зоны пора понять, что их жизнь связана с будущим Государства Алания. К сожалению, государственная граница с Грузией сегодня больше напоминающая прогулочную зону по степени своей открытости, едва ли этому способствует. Да и застарелый вопрос с нахождением представительства ГПЦ в Ленингорском районе также давно пора решать. А сердобольным товарищам, «заботящимся» о правах человека, хочется подсказать заняться проблемами недопуска осетин в родные села в Тырсыгоме (Восточная Алания). Вот где права человека нарушаются. И предвидя очередную реакцию, тут же хочется отметить, что разговор о закрытии дороги через Ленингор никак не связан с ситуацией вокруг Тырсыгома. В данном случае это элементарные государственные интересы Южной Осетии. Не более. М.Багаев
17 ноября 2018, 13:52

Открытия Военно-Грузинской дороги ожидают около 600 автомобилей

Открытия Военно-Грузинской дороги ожидают 589 автомобилей, 420 из них — большегрузы. Об этом сообщает пресс-служба МЧС Северной Осетии.

На территории Грузии возобновился снегопад и работы по расчистке дорожного полотна приостановлены.
Высота снежного покрова составляет порядка одного метра.

В районе Верхнего Ларса развернут пункт обогрева. Кроме того, на данном участке расположены три гостиницы.

17 ноября 2018, 12:53

Памяти -Митро

Главные новости

17.11 20:10 Трамп опроверг сообщения о сомнениях в вице-президенте
17.11 19:52 Суд арестовал подростка за поджог школьницы
17.11 19:33 Полиция задержала саратовского водителя за ДТП с пятью жертвами
17.11 19:20 Певец Евгений Осин умер в Москве
17.11 19:08 На подлодке «Сан-Хуан» нашли следы взрыва
17.11 18:45 Белый дом опроверг сообщения о возможной высылке Гюлена
17.11 18:23 Неизвестная совершила самоподрыв у КПП Грозного
17.11 17:33 В Ингушетии задержали активистов акций протеста
17.11 16:46 Российский сенатор объяснил цель заявления Помпео о помощи Украине
17.11 15:53 Китай решил ускорить подписание торгового соглашения с Южной Кореей
17.11 15:20 40 человек погибли в ходе авиаудара коалиции в Сирии
17.11 14:47 Причиной аварии в Саратовской области стало нарушение ПДД
17.11 14:18 При пожаре в калифорнии пропали без вести более 1000 человек
17.11 13:58 «Северный поток» остановился из-за отключения электричества
17.11 13:46 Фигуристке Тарасовой наложили швы после травмы на тренировке
17.11 13:30 Трамп пообещал найти управу на журналиста CNN
17.11 13:07 Четыре человека погибли при ДТП на переезде в Саратовской области
17.11 12:48 Экс-следователь питерского СКР арестован за кражу 11 кг кокаина
17.11 12:18 Пожар на нефтезаводе в Москве потушен
17.11 11:42 Медведев утвердил новый состав совета Фонда кино
17.11 11:27 Аргентина нашла пропавшую год назад подлодку «Сан-Хуан»
17.11 11:11 Оппозиционер Мохнаткин стал фигурантом нового дела
17.11 10:51 США и Украина будут вместе бороться с «Северным потоком — 2»
17.11 10:31 Трамп усомнился в лояльности вице-президента США
17.11 10:10 Назначен новый британский министр по Brexit
17.11 09:48 Бутина отказалась от прошения о снятии обвинений
17.11 09:28 Посольство России назвало дату встречи с МИД Финляндии по ситуации с GPS
17.11 09:10 СМИ узнали об уверенности ЦРУ в приказе саудовского принца об убийстве Хашогги
16.11 19:35 Экс-депутат Госдумы Маевский арестован по обвинению в вымогательстве 37 млн долларов
16.11 19:17 Путин посетил аптеку в Санкт-Петербурге
16.11 19:04 Минтруд разработал форму заявления об отказе от депутатской пенсии
16.11 18:39 Православная церковь Польши запретила священникам контакты с Киевским патриархатом
16.11 18:28 «Яндекс» начал удалять из поисковой выдачи ссылки на пиратский контент
16.11 18:09 Bloomberg подсчитал потери экономики России из-за санкций
16.11 17:45 Рейтинг одобрения Путина перестал расти
16.11 17:16 Все основные единицы СИ привязали к фундаментальным физическим константам
16.11 16:46 Путин задался вопросом о рациональности расходования средств на лекарства
16.11 16:15 КС РФ позвал Евкурова и Кадырова на заседание по вопросу о чечено-ингушской границе
16.11 16:00 В Кремле допустили принятие мер для защиты российских судов в Азовском море
16.11 15:34 Банк РИБ из топ-200 приостановил операционную деятельность
16.11 15:20 «Аэрофлот» наложил табу на гаджеты в офисах
16.11 14:52 Петров и Боширов подарили россиянам слово года
16.11 14:33 Каждый десятый опрошенный россиянин не поддержал запрет продажи оружия
16.11 14:26 В любой точке мира половина ежегодной нормы осадков выпадает за 12 дней
16.11 14:13 Снимки Цеповяза с икрой и крабами дошли до Кремля
16.11 13:57 На гемме римской эпохи из Турции изображена гонка колесниц
16.11 13:50 В британском парламенте набрали подписи для вотума недоверия Терезе Мэй
16.11 13:26 Три горшка доколумбовых времен возвращены через 38 лет после кражи
16.11 13:25 Главный тренер «Зенита» отказался ставить крест на Кокорине
16.11 13:01 МВФ включил показатели Крыма в перечень российских

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.