29 марта 2024, пятница, 14:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 апреля 2011, 09:44

Пермский экономический эпос

Заметка будет морализаторской, да и на самую банальную тему: главное в любом деле – его задокументировать. Вот, говорят, недавно был Пермский экономический форум...

Не хочу тут сказать ничего плохого; ну, был и был. Потому что, если посмотреть по Яндексу в новостях на "Пермский форум", то больше и не скажешь. Нашлось вот такое: "На прошедшем недавноVII Пермском экономическом форуме участники и гости размышляли о том, как не прогадать при продаже центральной власти лояльности российских территорий в целом и их обитателей в частности. Назвали эту предпродажную подготовку нашей лояльности поиском формулы нового общественного договора. Мол, прежняя – лояльность в обмен на стабильность – уже устарела".

Еще пермское издание с адекватным названием prm: "Среди разнообразных оценок Пермского экономического форума как-то затерялось краткое, но весьма емкое выступление Пьера Жана Эверата, экс-губернатора Всемирного экономического форума в Давосе, скептически оценившего упование пермских чиновников на "институты"".

А больше-то и ничего. Еще одно пермское издание, уже с несколько двойственным названием newsperm.ru даже пояснило по этому поводу:  "Стоимость проведения трехдневного VII Пермского экономического форума составила 120 млн рублей. Ровно столько же будет стоить организация форума на Селигере, который продлится целый месяц. При равных затратах посещаемость этих двух мероприятий совершенно разная. Так, например, директор рекламного агентства "Леге Артис" Антон Толмачев описывает в своем блоге бытовые будни Пермского форума: "Закончился второй день форума, а в Яндекс.Новости — пусто. В пресс-центре — 5 журналистов и я. Пресс-конференции отменяются, так как представители СМИ их игнорируют. Спикеры как правило переливают из пустого в порожнее, говорят откровенные банальности, прописные истины или, для разнообразия, несут бред"".

Ну, траты - это их пермские интриги, возможно и про журналистов – тоже, но публикация подтверждает указанный факт: мало заметок, мало. Собственно, откуда бы их много, когда вот новости форума на его собственном сайте. И вот тут вдруг красивая публикация, и даже про культуру в целом.

П-ый в П-ми!

Как уж водится, у М.А.Гельмана в ЖЖ рекламная (в хорошем смысле) ссылка на такую статью: "Полина Колозариди: "Мы не уехали, чтобы заниматься устроением внешнего мира внутри России. Экономический форум объявил своим идеологом Владимира Паперного и его объяснение русской культуры прошлого века как циклической культуры. Революционная культура 1 перемежалась консервативной культурой 2. Сейчас, по мнению Паперного, время новой культуры, синтеза тезиса и антитезиса. И в нём наша надежда - это русский космизм и идея превращения природы из врага в друга. Значит, нужно понять, смогут ли проекты столь положительного толка прорасти на нашей исторической почве ".

Тут сразу несколько пунктов, на которые немедленно реагирует просвещенное сознание автора уже этой заметки. Как В.Паперный оказался идеологом экономического форума, когда гуманитарная общественность любит его вовсе не за это? Во-вторых, сама теория двух культур относилась у Паперного к функционированию культуры строго  в рамках тоталитарной, конкретно – советской системы. То есть, он продолжает считать эту систему сохранившейся и, соответственно, позволяющей применить к ней его разработанный аппарат? Интересно и существенно. Насчет синтеза тезиса и антитезиса уже просто круто, а добавка космизма в формате "природа - друг человека" откупоривает новые горизонты. Еще милее выглядит озабоченность на тему "смогут ли проекты положительного толка прорасти на нашей исторической почве", но это, кажется, уже не Паперный, а сама Колозариди.

Все это так мило, что хочется узнать больше про автора, который так славно разместил в одном абзаце столько завлекательных messages. 

Как делают форумы?

Сначала следует немного, но конкретно подумать, как именно проходят такие мероприятия. Ну, сначала решают – вот Пермский форум, надо бы его провести.  Значит, не обойтись без планерного заседания. Тема будет… вот, Общественный договор. Она, кажется, немного культурная, поэтому надо позвать культурного человека, чтобы как то сделал обозрение темы с точки зрения исторического материализма (условно говоря). И это правильный ход мысли.

Затем, тоже правильно, приглашается Паперный и другие докладчики (в статье П.К. упомянуты Я.Кузьминов, А.Любимов, Г.Павловский, а вообще их было много) . Всех доставляют в Пермь, где и происходит пленарное заседание.  Но это же надо донести это до общества. А журналисты - см. выше или, чтобы не смотреть выше, еще раз: "Закончился второй день форума, а в Яндекс.Новости — пусто. В пресс-центре — 5 журналистов и я. Пресс-конференции отменяются, так как представители СМИ их игнорируют ".

И вот тут все налаживается, поскольку П.Колозариди взяла на себя труд  перевести перфоманс в слова (акция – ничто, документация - все!  - это еще А.Монастырский понимал; да, я огрубляю). Все, вроде в порядке. Однако, за первым абзацем (про Паперного и космизм) следует второй. Даже не так, это М.Гельман в ЖЖ процитировал сразу второй абзац, потому что первый, надеюсь, напугал даже его. Вот: "Пермский форум - собрание тех, кто не эмигрировал. Тему неэмиграции все собравшиеся переживают очень болезненно. Когда открывавший встречу культуролог Владимир Паперный рассказал о том, что эмигрировал в США, зал заполнился редкими, но громкими аплодисментами. Само пространство форума показывало, что мы не уехали для того, чтобы заниматься устроением внешнего мира внутри России. Осталось только понять, как его согласовать - это внутреннее и внешнее ".

Ну так и как согласовать?

Непонятно. Паперный когда-то уехал, а сейчас он в Перми, где собрались те, кто не уехал. Но они почему-то ему аплодируют ему после слов о том, что он эмигрировал в США – хотя сейчас он здесь. Конечно,  фраза "Само пространство форума показывало, что мы не уехали для того, чтобы заниматься устроением внешнего мира внутри России" однозначно гениальна, но без описания "пространства форума" ею нельзя восхититься окончательно. Кроме того, "внешний мир внутри России" устраивается, вроде бы, самым прекрасным образом - посмотреть только на типы автомашин на российских улицах, на одежду, которую носят российские граждане и т.п. И, опять же, причем тут космизм? Все это будоражит, толкая читать дальше.

Читаем: "Эрнандо Де Сото, глава Института либерализма и демократии Перу, объявил, что мы спасёмся с помощью новой метафизики для экономистов, которая представлена открытостью и стандартизацией, а невидимая рука рынка станет для нас совсем даже не невидимой. И заметил, что история отныне представлена в виде коллективной памяти, помещённой в опознаваемую форму. Мне так кажется, что это он говорил про интернеты. Всё это нашло ответ в аудитории молодых и действующих. Что лишний раз доказывает, что покорить её не так уж сложно. Молодым и действующим нужно сказать, что они хорошие. В рамках той модели, которая известна великим представителям великой идеологии, и в тех же рамках могут стать ещё круче. Так сделал Путин, так делают скауты, так работают корпорации, так было всегда. Просто мы об этом забыли".

Хорошая автор!

Конечно, тут интерес к персоне автора усиливается еще более и хочется узнать, откуда она. Чтобы, например, сообщить ей, что она тоже хорошая. Автор оказалась редактором информационных программ телеканала Russia.ru – это сообщено в ее параметрах на том сайте, где и размещено цитируемое сообщение. Но это вовсе не  раша.ру, а – таки, ой! – сайт "Трибуна общественной палаты". Да, можно было предположить, что у Общественной палаты есть сайт, ну так вот он! Таким образом, в лице материала П.Колозариди мы имеем  отчет о работе, проделанной форумом, каковой отчет удостоверила сама Общественная палата путем размещения оного на своем сайте. А Общественная палата, говорят, играет какую-то важную роль в организации, в частности, культурных процессов в Отечестве. Таким образом, данный материал можно считать отражающим суть и смысл мероприятия, ура. Это и есть конечный пункт длинной цепочки от замысла форума через его организацию и проведение к документации. Это она и есть.

Нет, тут никакое не обращение в контролирующие органы, а просто надо же соотносить, что и как происходит на свете. А то все Общественная палата, Общественная палата, а никто конкретно не знает, что это такое. Да, П.Колозариди не является тут случайным пермским волонтером ОП, она постоянный автор ее сайта. И о культуре она тоже уже писала там: "Путин, играющий на рояле, стал символом нового разделения в нашей стране. Страна, увидевшая поющего и играющего Путина, разделилась по эстетическому принципу. По обе стороны баррикад закипели эмоции".

Дочитываем

Судя по дальнейшему отчету, эмоции немного вскипели и в Перми: "Марат Гельман объяснил, что его проект в Завидово будет успешнее "Сколково", потому что второй Гарри Поттер нужнее второго айпада, а делать деньги на творческой энергии намного выгоднее, чем добывать их из микросхем. С Гельманом не спорил никто, кроме журнала "Форбс", где с весны этого года публикуют по 200 самых богатых людей России. Впрочем, этот список вежливо дискутирует и со "Сколково"".

А вот и общественный договор, по поводу коего в начале цитировалась Газета.ру. Тут оценка другая, положительного толка: "От дискуссий перешли к составлению общественного договора. Составляли его на многочисленных секциях второго дня. В результате было постановлено, что регионы хотят большей автономии, медиа просят государство уйти с рынка, а урбанисты видят главную задачу в превращении помоек в пространства, пригодные для жизни. На других круглых столах обсуждались тоже вполне себе важные вопросы, утвердили, что и благотворительность, и политика в Интернете, и федеральные программы должны быть, и быть лучше, чем сейчас. Что и требовалось доказать".

Must be, однозначно. Но так и осталась нераскрытой роль В.Паперного, а тема космизма вовсе стушевалась. Ну, это искренняя претензия: следовало, все же,  четко сказать, что данный договор и является синтезом тезиса и антитезиса, в результате чего природа станет другом.

Пришли греки с этрусками

Зато последний абзац объясняет почти все: " Этруски делали с вазами примерно то же самое, что греки. Непрофессионал вряд ли отличит греческую вазу от этрусской. Считается, что этрусские намного грубее. Кроме того, они полностью копируют греческие образцы. И это при том, что искусство этрусков было достаточно интересным и самостоятельным. Они делали гигантские урны и скульптурные портреты. Но соединять греческое и своё ремесло не стали. В итоге греческие вазы стали историческим символом, а этрусков завоевали римляне и полностью ассимилировали за несколько веков". Точка.

Вот только он не объясняет, что же именно выбрать - все ж такое вкусное. И  историческим символом стать неплохо, и оказаться ассимилированным за несколько веков римлянами тоже, вроде, ничего.

Анонс

Все это написано, разумеется, затем, чтобы процитировать: потому что все это очень мило. Кроме того, есть и интрига. Вот анонс: "С 29 апреля по 1 мая пройдет первый форум "Верь в Тверь". Его задача — раскрыть творческий потенциал жителей Твери и Тверской области, дать возможность заявить о себе молодым художникам, артистам и музыкантам".

Интрига, конечно же, состоит в том, кто именно задокументирует это мероприятие. Хотелось бы, чтобы снова П.Колозариди. Потому что она умеет  про этрусков, а "КП" что, всего лишь: "В Твери появилась альтернатива пиву, шашлыку и телику".  

P.S. У истории обнаружился Частично Счастливый Конец: Форум стал быть освещен целевым образом, в специальном пятничном приложении "Коммерсанта" (в натуре оно глянцевое, вкладывается) и теперь все-все недоразумения разрешились!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.