29 марта 2024, пятница, 01:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 февраля 2011, 01:02

Иерусалимская ярмарка: Дмитрий Бак и 100 его поэтов

В понедельник на российском стенде имело место мероприятие под названием "Открытый урок русской литературы "Критический проект «100 поэтов»". Это Дмитрий Бак говорил не столько об отдельных современных поэтах, сколько о трендах внутри поэзии. 

 

Видео этой лекции появится на сайте, но как же упустить возможность  заранее рассказать про что все это было и, тем самым, навязать свою точку зрения? Кроме того, судя по программе, это было одно из наиболее существенных мероприятий российской программы. 

Ну и вообще, ясно же что по данному вопросу публика непременно начнет выступать на тему личных предпочтений лектора, а это если и не закончится дебошем, то в любом случае уведет далеко в сторону от того, что намеревался рассказать выступающий. Так оно все, конечно и было, потому будет разумно попытаться сформулировать хоть что-то. 

Собственно, Бак понимал, как будет реагировать часть аудитории, так что выстроил дело  на академический лад. Он сообщил, что темой "100 поэтов начала столетия" он занимается (совместно с "Октябрем") уже два года. Пояснил в чем тут новизна: обычно пишут про "конец века", а у него - люди, которые уже после конца того века, то есть уже в начале этого. 

Общая характеристика ситуации: "некоторое время, 15 лет назад начался "бронзовый век" русской поэзии, произошел всплеск интенсивности публикаций". Но теперь "идет на убыль продуктивная новизна русской поэзии и наблюдается некая аморфность". Притом, что он не считает, что аморфность - это плохо. Потому что за последние 15 лет появились "сотни поэтических книг очень высокого качества". Так что сама по себе интенсивность очень велика. Дело в чем-то другом.

Сама идея про 100 у него вот откуда: он преподает в РГГУ и там они уже пробовали составить такие 100 имен. "Тогда меня осенила простая мысль - сделать горизонтальный срез, потому что одновременно живут очень разные поэты". Здесь же было отмечено, что интенсивность имеет и свои дурные стороны: "Если в советское время приходил человек и говорил, что он автор двух поэтических книг, то это либо про животноводов, либо в самом деле что-то более-менее профессиональное, потому что полную халтуру все же не издавали. А теперь и 28 книг не значат ничего". То есть, мало того, что велика интенсивность вменяемых поэтов, так еще и сильно возрос общий шум. 

Далее он сделал несколько странное (для меня) заявление, согласно которому "в последнее время поэзия расстыковалась с прозой.. это разные темы. Русская проза зависит от конвейера, любой прозаик должен писать роман раз в год или два. Или он пропадает. А поэзия остается частным делом, потому что на гонорары нельзя прокормиться". То есть, по Баку вся проза чисто конкретно ушла в беллетристику. Эту мысль, я, конечно, запомнил. 

Вообще, это у него было к тому, что "расстыковка поэзии и прозы - очень важна. Мои студенты из школы-студии МХАТ вышли на угол Камергерского и спрашивали кого из поэтов и прозаиков знают прохожие. Дезориентация полная. Но в русской поэзии после 60-ков сменилось пять-шесть поколений". Тут я не очень понял, почему из важности расстыковки (которую не ощущаю) следует выход на улицу и выяснение полной дезориентации в поэзии (там в основном называли Евтушенко). 

Так или иначе, далее были предложены примерные слои поколений, но это уже проще будет прослушать в записи, а не в моем пересказе. Далее было чрезвычайно справедливо отмечено, что "важны не только поколения, но их стилистические пристрастия".  В этой связи, в частности, докладчик остановился на социальной позии, имея в виду, что "то, что называет себя так, хочет повернуть прочь от лирического высказывания, направить лирику к темам, которые востребованы в жизни". В это связи были названы Елена Фанайлова и Андрей Родионов - "поэты которые переступают через эстетическую гармонию, выходя за рамки тусовки". Тут, конечно, я тоже затаил мысль, но, разумеется, лектор в своем праве. И свою мысль я не выскажу. 

Далее Бак сказал так: "по моему убеждению, время социальной поэзии прошло, так и не наступив". Обоснование: социальность возникает, когда поэт идет на стадион, а там его уже ждут тысячи. Что заодно свидетельствует о том, что со страной не все в порядке. А далее вообще чума: поэт что-то в себе переступает, чтобы стать социальным, но это оказывается никому не нужным: "так что в очередной раз поэты, пишущие кровью, попадают в ловушку ложно понятой социальности".

Что до упомянутой выше аморфности, то у нее есть причины и помимо множества текстов. Например, языковые изменения, которые выработали какое-то новое качество, еще не укрепившееся. Опять же, снова о том же: "многие прекрасные поэты слишком много пишут". Слишком много книг, трудно разобраться. 

А вот (по мне) основной point: почему поэтический ландшафт теряет ориентиры и становится перенасыщенным? Потому что оказались сняты многие противоречия. Между "бумажной" и "сетевой" поэзиями, например. Тут не надо ужасаться, Д.Бак имел в виду просто публикации в сети, а не Стихи.ру. Ушло противоречие "столица-провинциалы". Теперь уже не совсем даже известно, где живет поэт. Ушло противопоставление архаистов и новаторов или же авангардистов и традиционалистов. Также - Толстые журналы и все остальное. Вот тут была интересная версия, почему это противречие рассосалось: А.Василевский (главред "Нового мира") принялся ходить на поэтические вечера молодых авторов, ну и все. 

Далее Бак еще раз изожил свой подход к составлению своей сотни поэтов и оценил способы, которыми поэзия сейчас может выйти к читателю: фестивали, интернет, университет ("поэт развивает возможности языка и национального космоса, а это в первую очередь и изучается в университете").

Возникшая дискуссия проистекала в соответствии с ожиданиями. Зрителей в основном интересовали отдельные имена, а также отношение к тем или другим поэтам. Ну, им было интересно, что о ком думает Бак, а он, разумеется, не очень-то хотел заниматься высказываниями на эту тему. У меня были некоторые вопросы, к данному варианту дискуссии не имевшие отношения, так что я их задал позже, позже они и будут расшифрованы, после чего окажутся на сайте. Ну, дело реально серьезное, про него можно и в нескольких заметках. 

Вопросы у меня были такие: 

- К спискам всегда относятся понятно как: ну, кто ж списка-то не составит. Так что прагматически хочется уточнить, а кто, собственно, есть целевая аудитория "списка 100"? 
- Есть разные поэты. Они могут вообще друг о друге не знать. Но, что же, если они включаются в один список, так все они на одной поляне, ergo - между ними возникает некая связь, притом - инструментального свойства? 
- По поводу прозы. Так что, в самом деле проза может быть только товарной и конвейерной? Или у прозаиков есть еще шанс на более вменяемое существование? 
- Что было бы идеальным результатом этого, про 100, проекта? 

Бак ответил, конечно. А фотографии - мои. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.