"Полит.ру" начинает ряд публикаций, посвященных теме "Кинорынок и экономический кризис".
См. также:
- Олег Рясков (киностудия BFT): кризис очистит кинобизнес от случайных людей
- Алексей Петрухин (Russian Film Group): кинобизнеса в России нет, пока это кинохаос
- Павел Полетаев («Lizard Cinema Trade»): сейчас мы крайне консервативно относимся ко всем проектам
Кинокомпания «Коктебель» была основана в 2003 году. За 5 лет своего существования успела заявить о себе рядом выдающихся кинопроектов. Кинокартины «Коктебель» 2003, «Свободное плавание» 2006, «Простые вещи» 2007 во многом определили лицо нового российского кинематографа. Все наши проекты представляли Россию на престижных российских и международных кинофестивалях и получали заслуженные награды. Кинокомпания «Коктебель» открыла талантливых кинорежиссеров Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского, Василия Сигарева. С нами они сняли свои дебютные картины и продолжают сотрудничество. Кинокомпания «Коктебель» также является продюсером нового фильма режиссера Николая Хомерики.
Роман Борисевич, генеральный продюсер кинокомпании "Коктебель":
Сегодняшняя экономическая ситуация – это конец для многих кинокомпаний?
На мой взгляд, сегодняшняя экономическая ситуация лишь внесет коррективы в работу кинокомпаний: более тщательное продумывание стратегии, оптимизация затрат и т.п. Все серьезно настроенные компании конечно же останутся на рынке. В текущих условиях просто может перераспределиться рынок, могут смениться лидеры. Я также предполагаю, что в перспективе возможно появление новых молодых кинокомпаний.
Какие кинокомпании по Вашему мнению выживут, а кто нет?
Выживут те кинокомпании, которые захотят остаться в бизнесе и подтвердить, что их появление на рынке было не случайным.
Телевидение понизило расценки на закупки. Стало ли выгоднее в таких условиях заниматься только телепродукцией?
Наша кинокомпания пока еще не занималась производством телепродукции.
Сейчас у нас завершается постпродакшн трех кинокартин, две из которых были запущены в производство до кризиса, а одна в начале его. Поэтому все наше внимание и силы сейчас сосредоточены на их завершении. Новые кинокартины мы планируем начать более серьезно готовить с осени, а пока идет работа над сценариями.
Вашей студии помогла бы государственная поддержка? А если она будет в рамках определенного жанра, комедии, например?
Мы всегда старались и будем продолжать снимать качественное кино, а жанр и заказ в данном случае – это условия, к которым быстро привыкаешь, как, впрочем, и к кризису (как мы видим, жизнь не остановилась). Для нашей компании поддержка государства жизненно необходима, так как почти все картины были созданы при государственном финансировании.
Вашей кинокомпании может потребоваться слияние с другой кинокомпанией для выживания?
На сегодняшний день необходимости в слиянии я не вижу. Сейчас, на мой взгляд, более целесообразно стратегическое партнерство с сохранением полной независимости, как творческой, так и экономической.
Как вы думаете, что станет с российскими фестивалями? И необходимы ли они вообще?
Фестивали, если мы говорим о "премьерных" фестивалях, таких, как "Кинотавр" или "Окно в Европу", безусловно, имеют очень большое значение не только для отдельных кинокомпаний, но и для киноиндустрии в целом. Их существование необходимо, потому что именно они во многом определяют тенденции и направления в отечественном кино. Хотя очевидно, что в ближайшее время им будет сложнее и с экономической, и с количественной, и, возможно, с качественной составляющими.
Имеют ли значимость для Вашей компании (помимо престижа) фестивальные премии?
Я не могу сказать, что фестивальные премии это престиж для компании, по крайней мере, мы так это не оценивали. Для меня это признание или, скорее, оценка наших усилий, и это всегда приятно и важно.
Ваше отношение к Союза кинематографистов России?
Я не знаком с деятельностью Союза кинематографистов России и больше верю в силу Гильдии продюсеров.
Зачем вообще нужны гильдии (гильдия продюсеров, например)? Что дадут грядущие апрельские выборы президента гильдии продюсеров?
Гильдия продюсеров - это одна из важных точек соприкосновения большинства кинопроизводителей, где происходит совместное обсуждение и решение многих вопросов, жизненно важных для киноиндустрии. Апрельские выборы дадут, как минимум, надежду. Моя надежда связана с Сергеем Михайловичем Сельяновым, которого я очень уважаю как продюсера и, главное, как человека.
Текст интервью: Лидия Вулох