28 марта 2024, четверг, 22:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 сентября 2008, 16:23

Нежданное счастье на "Киношоке". Чудаки против проектов

Я - чайка. Фото Наташи Четвериковой

В минувшую пятницу в Анапе открылся фестиваль «Киношок». Накануне открытия по телевидению выступал мэр Анапы Анатолий Пахомов. Он рассказывал о том, что сделано в городском хозяйстве и что предстоит. На ТВ дозвонился человек из Кемерова и спросил: «Анатолий Николаевич, отдыхаю здесь, вижу плакаты –«Программа - безопасный город», расскажите же что к чему". Мэр ответил так: на улицах установлены видеокамеры, которые круглосуточно все снимают и показывают это там, где надо, в частности, у мэра в кабинете. От этого сократилась уличная преступность, а также перестали хулиганить водители. Например, один шофер из Сочи приехал и втихаря развалил в Анапе бордюры. Он был очень удивлен, когда его нашли и вручили счет на 50 тысяч. А плакаты на улицах, сказал мэр, стоят для того, чтобы в соответствии с Законом о защите потребителей, эти самые потребители знали, что их снимают в программе «Безопасный город». Вот так и начинается настоящее кино. Тем более, что мэр в фестивале принимает активное участие.

На открытии, в частности, выступал Андрей Битов. Он в этом году председатель жюри. Рассказал о своих последних впечатлениях – в Германии он участвовал в каких-то международных интеллектуальных посиделках. Там немцы пытаются сформулировать, что такое «образ немца», «образ русского» и т.п. Андрей Битов выступает против такого подхода, надо искать «образ человека». Он пообещал, что жюри в своей работе будет из этого и исходить.

Мне эти вот направления, обозначенные мэром и писателем очень симпатичны, постараемся их и придерживаться. А они как-то гармонично сходятся в программе «Кино без кинопленки».

Сейчас будет отступление, взятое в скобки.

(Откровенно говоря, что-то живое можно обнаружить именно, в такого рода, фильмах. С теми картинами, которые фестивали берут в основной конкурс - очень у нас нехорошо. Все очень условно, считается, что эти картины должны заслуживать внимания только потому, что их снимают известные мастера, что фильмы сняты на важную тему, что на их производство все-таки прилично потратились. Таким образом, живой кинематограф пролетает и пролетает, а дохлый – воспроизводится. Кинокритики и киноведы в этой игре активничают и не понимают, что у нас в стране – так не получается. Понятно, что хочется как-то жить и зарабатывать кусок хлеба, но не выходит усидеть на двух стульях. По-честному: либо ты встроен в индустрию, и тогда функционируешь, на ряду с пожарниками и санэпидемстанцией, либо радеешь за кино и не вписываешься в «проекты». А кино на сегодняшний день – не в индустрии, там «проекты», а в тех фильмах, которые делают «на коленке». Как говорил Дмитрий Александрович Пригов, понять несчастных кинокритиков можно, а простить нельзя. Их стараниями все становится еще хуже и хуже, формат «фестивального» кино костенеет, фестивали превращаются в корпорации, а корпорации не работают на «продукт», он работают сами на себя, им выживать надо).

«Кино без кинопленки». Я заметил такую особенность. Обычно самый первый фильм, который я смотрю на фестивале, оказывается самым важным и не забывающимся. Нынешний «Киношок» в этом смысле получился необыкновенным. Открылся он фильмом «Благие намерения» (реж. Наталия Мещанинова), а на следующий день показывали «Игры воображения» (реж. Александр Пичугин, Роман Манжосов, Тарас Попов). Друзья! Прямо сейчас всё бросьте и разыскивайте эти фильмы, а то потом будете жалеть! Если кто-то любит «Трансформатор» Костомарова и Котина, то вот это – такого рода картины, фильмы, близкие к совершенству. Это настоящая алхимия, снимать такое кино промышленным образом невозможно. Для того чтобы снять один такой фильм – нужно, чтобы родился и вырос вот такой человек. А тебе, режиссеру, посчастливилось его разыскать и хватило такта и мастерства не мешать ему «показаться» в твоем фильме. Для этого режиссеру надо иметь очень тонкий инструментарий внутри собственного организма. Вот так и получаются, по-моему, настоящие живые фильмы, в которых «образ человека», а не «соответствие проекту». В фильме «Благие намерения» главный герой переезжает из города в деревню. Он пытается возродить деревенских жителей к чему-то этакому, например, вешает объявления: «В воскресенье, в 8 утра состоится оздоравливающая пробежка. Всем желающим собраться там-то», или предлагает «лечить от алкоголизма» соседей, предлагает всем объединиться, чтобы жить и работать общиной и т.д. Как же он симпатичен и чудаковат, как же симпатичны и чудаковаты жители деревни! Но «прописаться» ему, конечно, здесь не получится.

В картине «Игры воображения» - главный герой Александр Пичугин (заявленный также в качестве одного из режиссеров). Он сам приехал в Анапу и говорит, что фильм – это его мечты и проекты, которые так и не воплотились. В картине о том, как он хотел снимать поучительный фильм для семейного просмотра «Ключи счастья», как пытался построить высокогорную лабораторию для реабилитации лиц творческих профессий, как пытался внедрить «мурлыкотерапию», как изобрел «спектральное затемнение» для видеомонтажа, как варил суп из пластмассовых игрушек, как мыл и одевал шизофреника – «вот теперь ты настоящая кинозвезда, дикий орхидей» и всякое другое. Александр Пичугин – настоящий человек-оркестр. «Вы просто романтик, а не какой не доктор» - говорят ему на телевидении, когда он пропагандирует «мурлыкотерапию». Вот моя трудовая книжка, отвечает он – написано - Пичугин Александр Иванович, врач. Еще в программе «Кино без кинопленки» показали фильм «Фестиваль» (реж. Алена Полунина). Тут как раз «образ человека» мерцает где-то там, а на поверхности - желание снять фильм, чтобы на фестиваль взяли и, заодно телевидению бы пригодилось. В результате там и многозначительность фестивально-телевизионная и небрежность «художественная» - герой говорит о Кирилле Решетникове, а показывают Псоя. А чего? И тот и другой с бородой! Показали в программе украинскую картину «Фрейлины/Las Meninas» (реж. Игорь Подольчак, была летом на ММКФ). Это картина не для всех. Кидаться прямо сейчас её разыскивать не стоит. Все может быть. Может так получиться, что окажетесь вдруг на необитаемом острове, и волнами выбросит на берег видеодвойку, в которой застряла видеокассета или DVD с этим кино. Разве что тогда.

Александр Пичугин. Фото Наташи Четвериковой

см. также: Как становятся киномучениками? Новости «Киношока»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.