29 марта 2024, пятница, 07:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 декабря 2007, 14:13

Красота: топмодели, дворники и сундук золота

Константин Сутягин: в рубрике «Русские вопросы» мы продолжаем опрашивать умных людей про фундамент. Ранее обсуждались понятия «Великая литература», «большой и маленький человек», «тайна»... Сегодня на очереди «красота». Что это такое, как? Зачем? Можно ли без нее? Что такое красивая вещь, красивый дом, красивый город, красивая профессия – где посмотреть?
...
Очень красива, например, работа дворника. Сгребать снег, прочищать дорожки. Человек и лопата, срослись и дополняют друг друга – вжик! вжик! Движения сильные, точные, красивые. Раннее утро, еще все спят, первым выйти на улицу. Фонари... Снежинки... Разгребать от дверей наметенные за ночь сугробы. И тут же видишь – пошли первые прохожие, спешат по расчищенным дорожкам на работу. Очень красиво.

И вот, например, работа в офисе... Даже и не знаешь, что здесь рисовать-то? Ну, сидит с озабоченным видом... Ну, по телефону поговорил...  понажимал на клавиши ... опять поговорил... Никакого прилива вдохновения не вызывает работа банковского служащего, какие бы финансовые потоки он не пропускал сквозь свою психику. С точки зрения художника его работа ну абсолютно некрасива!

(Даже кассиром работать красивее, деньги пересчитывать... «Скупой рыцарь»... Перебирать сокровища пальцами в кольцах... Ростовщики-процентщики... Сундук с золотыми дукатами гораздо красивее, чем пластиковая карточка, на которой лежит сто миллионов).

И сами офисные, безусловно тоже чувствуют, что их работа не очень привлекательна. Поэтому и придумывают себе производственные «украшения»: «золотые» и «платиновые» карточки, симпатичные ноутбуки, модные телефоны, дорогие костюмы, очки, часы... Представительские автомобили... Отдых... А все равно их никто не рисует, все равно ни одному нормальному художнику не придет в голову писать корпоративную вечеринку топ-менеджеров. Только за очень большие деньги.

А вот сельские гулянки, простоватые мужики в сапогах и бабы в нехитрых нарядах, как вдохновляли уже сколько лет, так и вдохновляют по-прежнему - в этом почему-то есть красота. Про крестьян, которые пашут землю и пасут коров, столько уже картин написали, причем совершенно бесплатно!

И фотомоделей тоже почему-то художники не рисуют - не вдохновляет. А какая-нибудь, может, и не самая красивая (в параметрах 90х60х90) мать с ребенком – вдохновляет. (См. всемирную историю искусств).

И политиков – только на заказ пишут. А мыслителей-писателей, начиная с Сократа -Вольтера, Пушкина, Достоевского, Толстого и т.д. – бесплатно. Рождение мысли красиво (см. Родена).

И герои вдохновляют. И еще рыбаки и охотники.

Люди со вкусом (художники и т.д.) для того и нужны, как специальные общественные приборы, чтобы улавливать: что именно в окружающей жизни красиво, а что нет (вкусно, или наоборот). Они живут, ходят-смотрят-нюхают, и в какой-то момент вдруг говорят: «Ах!» Какой-то случайный предмет-событие стреляет в них своим ароматом, они что-то такое вдыхают, и у художников возникает «вдохновение». «Посмотрите сюда! Это красиво! А, значит, правильно». И доказывают это, не словами, а поступками: картинами, рисунками и книгами, родившимися от «вдохновения».  «А вот это – просто ноль, совершенно ничем не пахнет: цветок пластмассовый».

Других-то приборов для определения «подлинности», «нужности» и «важности» имеющегося в мире у нас все равно нет. Все эти химические формулы-состав, удвоение ВВП, экономические показатели, нормы демократии и расчеты аналитиков – всего лишь умозрительные конструкции. А реально – вот: красиво получилось или нет. Вкусно или не вкусно. (Ну, конечно, если еще не пропал аппетит к жизни).

Вот и будем спрашивать: что для кого – красота?

Отвечают Александр Флоренский, Ольга Суркова, Виталий Найшуль, Андрей Горохов, Валентин Курбатов, Сергей Прокофьев

АЛЕКСАНДР ФЛОРЕНСКИЙ, художник (Санкт-Петербург)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Все время пользуюсь именно этим определением. Так и говорю - красивая девушка, красивая картина, красивый город.
И кстати, порой руководствуюсь при определении красоты именно что какими-либо произведениями искусства: типа "красивый вид, прямо как на картине Коро", "красивая банка, прямо как из натюрморта Моранди", "красивая сцена, прямо как в фильме Бертолуччи" и т.д. Подозреваю, впрочем, что иногда мысленно слегка ставлю слово "красота" в кавычки.

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?>

Трудно мне сравнивать красоту с комфортом, свободой, корректностью или, не дай Бог, с экономической выгодой. Больно уж разные случаи бывают. Красивый вид из окна квартиры важней комфорта на кухне, а корректность в поведении важнее красоты прически или одежды. А с экономической выгодой уж и не знаю, что сравнить - больно уж люблю экономическую выгоду. Но, конечно, если выбор будет: рисовать некрасивую картину с экономической выгодой или красивую без экономической выгоды, выберу все же красоту, хотя и буду потом жалеть.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Меняются, уж конечно. Вот девушки - раньше всем нравились девушки вроде Любови Орловой или Марикки Рекк, а теперь нравятся совсем другие, на них не особо похожие. Еще банальный пример - картины импрессионистов и прочих модернистов: их за красивые в свое время держал лишь какой-нибудь чудак. А там попривыкли, и теперь многим нравится. То есть современное искусство влияет на этот процесс, понятное дело. После войны только безумец мог считать бойсовские произведения красивыми, а теперь ничего, никто не возражает.

Вот насчет ответственности не знаю, что это еще за «преступления против образа»? Тем не менее, художник может делать что хочет, а зритель может на это не смотреть, если ему не нравится (то есть тоже может делать то, что хочет).

Различаются ли, на Ваш взгляд, представления о "прекрасном" в Москве и в Питере?

Ну, при некотором сходстве разница все-таки есть. Например, прекрасным районом для жилья в Москве порой вынуждены считать тот, который в Петербурге все единогласно сочли бы чудовищным. И наоборот, очень большой пласт петербургского искусства, например, многими почитаемого за прекрасное на родине, в глазах москвичей не представляет никакой ценности.

(Выделить красным цветом свои ответы – это авторское. Художник Саша Флоренский первым из всех опрошенных придумал такое. «Я же колорист», - скромно оправдался он. И то. Еще какой. Поэтому мы решили оставить все так, как у него было.- К.С.)

ОЛЬГА СУРКОВА, кинокритик (Амстердам)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Да, я часто пользуюсь этим определением - "красивая женщина", "красивый мужик, город, улица..." То есть в обычном приложении к существительному. Но я также могу определять этим словом живописное полотно. Не всякое, а именно "красивое". "Красивая работа" - далеко не всякая. И не всякая "красивая" работа непременно очень хорошая. Может быть, она и не очень хороша, но сделана именно "красиво". "Красивой" может быть и глубокая работа. Но далеко не всякому самому замечательному полотну соответствует это определение. Я даже думаю, что чаще всего это слово сопутствует у меня скорее салонной работе.

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Думаю, я никогда не понимала выражения, что "красота спасёт мир". Может быть, Ф.М. имел в виду духовную красоту? Думаю, особенно большое значение в современном, т. н. "цивилизованном" мире понятие «красота» имеет слишком большое значение, подразумевая чаще всего самое вульгарное, сытое его наполнение. То, что коротко называется отвратительным для меня словом ГЛАМУР.

Тем не менее, никто не отменял всякую естественную красоту мира, природы, которая может быть и в полном согласии со свободой, свободным волеизъявлением, например, в наслаждении красотой совершенных форм, как природных, так и созданных человеком.

Если вернуться к тому же гламуру, глянцевым журналам, т.е. агрессивному навязыванию тиражированных форм принятых образцов красоты, то они, конечно, находятся в полном противоречии со свободой, манипулируя человеческими предпочтениями.

Духовная свобода в предпочтении нравственного или Божественного (для верующих) естественно включает в себя КРАСОТУ, которая, конечно, противостоит внешней, любующейся собой красоте, которая является следствием экономической выгоды и этой выгоде сопутствует. Этой красоте стоило бы порой устыдиться.

А корректности красота противостоять не может, так как в корректности красота человеческой деликатности.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Ну, конечно, представления о красоте менялись. Не только той, что создаётся человеком, но даже той, в которой человек существует. Если человек в поте лица своего пашет землю, то, наверное, не всегда воспринимает красоту полей, восходов и закатов, как горожанин, например... Мы знаем, как менялись типы женской и мужской красоты...
Те же перемены сопровождали всё развитие искусства. Конечно, менялся весь образный язык. Можно говорить, как разрушался целостный образ в искусстве. Но я не думаю, что художник несёт за это специальную ответственность.

Или несёт ровно такую же, как все мы за каждый свой поступок перед Богом, если он в него верит. Всякое светское искусство в той или иной мере порочно, как порочен, в конце концов, всякий человек. (Бог пришёл спасать грешников).

Другое дело, что я, как зритель, выбираю для себя в художественном мире нечто, соответствующее моему пониманию реальности, его расширяющее (или вовсе для себя неожиданное и на иной глубине постигнутое другим). Так что в искусстве, должна признаться, меня захватывает, прежде всего, само качество художественного образа, зачаровывает - вопреки всяким иным вполне умозрительным рассуждениям о "нравственном" или "безнравственном". Эти границы подвижны, и каждому "овощу свой фрукт", как сказано в каком-то анекдоте. А вполне серьёзно тот же Достоевский точно говорил, что Дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей... Художники тоже люди, и всякий ищет своего собеседника.

А про всякие "бренды" и "тренды" я ничего не понимаю. Но думаю, что, так называемая, "массовая культура" губительна для людей, выстригает мозги. Но за это ответственны не те, кто эти "бренды, тренды" создают, а те, кто призвали к их созданию, то есть идеологи общества, извините, "массового потребления".
Всё это к подлинной красоте не имеет никакого отношения.

Так что все изменения, так называемого "массового сознания" запрограммированы внешними и вполне заинтересованными силами.

Различаются ли, на Ваш взгляд, представления о "прекрасном" в России и в Голландии?

Голландцы пользуются словом красота сплошь и рядом, больше, чем русские.
У них даже погода "красивая". Но в бытовом смысле, в оценке одежды, костюма, косметики, причёски и просто чисто внешних природных данных человека они очень отличаются от русских. На наших "красавиц" поглядывают с внутренней насмешкой. У них и в их обществе вообще не котируется подчёркнутая демонстрация себя. Может быть, только у молодёжи - в противостоянии всё тому же обывательскому гламуру.

ВИТАЛИЙ НАЙШУЛЬ, директор Института национальной модели экономики (Москва)

Что важнее для Вас: красота или польза? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность? Красота - или стабильность? Красота или престиж (т.е., то, что нравится Вашим друзьям)?

Красота важнее. Будет красота – будет и польза, и комфорт, и выгода, и корректность, и стабильность, и престиж.

АНДРЕЙ ГОРОХОВ, художник (Кельн)

Красота это слово из детства, говорить о ней не очень удобно. Взрослый человек, как мне всю жизнь казалось, должен не понимать, что такое «красота», ну, если не считать заворотов вроде «красивое это то, что хочется назвать красивым».

Конечно, положение отчасти спасают догадки, что переживание красоты связано с восторгом, вызываемым совершенством форм - причём в ситуации, когда никакие особенные «формы» не воспринимаются.

Главное слово тут – конструкция, потому что красота связана с каким-то окончательным «эх!» конструкции, с тем, как части интенсивно, плотно, динамично, контрастно (и одновременно – просто и неперегруженно) сочетаются в «единое целое». Но конструкций-то много разных, к их «гармонизации» и установлению «пластической связности и выразительности» может быть много разных подходов. Кроме того, разные люди по разному восприимчивы к разным визуальным решениям - оттого существует огромное количество конкурирующих красот, полукрасот, недокрасот, спекуляций на красоте и китча. Много рецептов и законов, и ещё больше фобий и идиосинкразий. Порядка во всём этом нет, и насильно устанавливать порядок не хочется.

И не хочется пользоваться словом «красота», слишком много банального и скудоумного на него наверчено.

Но говорение в якобы более грамотных терминах «пластической связности и выразительности» облегчения не приносит. Кое-кто остро чувствует «пластические связи», но в целом современное общество визуально слепо. Нет, конечно - производится масса всякой визуалки, но не заметно, что существует что-то (скажем, критерии красоты или законы восприятия), что могло бы сдерживать напор произвола. Собственно, и особенного произвола-то нет, а есть, скорее, преобладание стереотипных ходов и приёмов, стереотипных конструктивных элементов. Красивое и некрасивое оказываются результатом применения принципов дизайна.

Я думаю, что народонаселению по большому счёту наплевать на это положение дел – то есть на исчезновение чувствительности к некоторым редким особенностям целостностей, возникающим в визуальном поле. Переживают художники старой закалки. Я тоже переживаю, но сказать, зачем нужна «пластическая связность и выразительность» - не могу. Мне тоже, на самом деле, ни для чего не нужна. Пафос по поводу «целого», «совершенного» и «завершённого» меня уже давно не охватывает, меня, скорее всего, заклинило.

К своему ужасу я начинаю догадываться, что сногсшибательное воздействие на меня некоторых (крайне редких) картин, пейзажей, пространств вообще не связано с оппозицией целостное/частное. Дело, скорее всего, там совсем в другом, разговоры о целостном – это алиби, заметание следа.

К.С.: Жалко, что ты не поддался на мои провокации, и ответил серьезно и искренне. (Шучу, так и надо было). Просто надо мной еще висит некоторая проблема, что называется, «медийности».  От этого в вопросах есть некоторая "бойкость".
Например: "а все-таки интересно, как там у немцев с этим делом, с красотой?"

А.Г.: Ну, это мне понятно.
Понятно и то, что "обычному человеку" может быть вообще неочевидна связь "прекрасного" и "целого".
С другой стороны, я позволил себе почувствовать себя кем-то вроде эксперта.
Кроме того, я считаю, что надо стараться докручивать гайку. Прежде всего, чтобы самому стала яснее собственная позиция.

А у немцев всё как у людей, в простых разговорах слово "шён" употребляют свободно. Смысл оно имеет "красиво", "мне нравится", "хорошо". Художники, как я припоминаю, этого слова не очень употребляют.
В общем, ничего особенного.
Критерии качества - и позиции художника, и исполнения картины - конечно, есть, но я бы не взялся за их анализ и классификацию. Ну, это примерно как в панк-роке или рэпе, есть "отстой", есть "cool", есть "хорошо сделано". Но это всё очень неформально.
Тема-то крайне аморфная и грандиозная.

К.С.: Тема - и правда, слишком грандиозная и аморфная. Как всегда. Надо бы сужать, да не знаю как. Хочется, чтоб было хорошо, вернее, "прекрасно", а сам говоришь - прекрасное=целое, т.е., всё сразу. Слишком много хочется спросить.

А.Г.: Я продолжаю на эти темы думать, точнее, в башке сами собой крутятся фразы и мысли.
Есть много интересных заходов, скажем, красив ли Рембрандт или Микеланджело? Или Эль Греко? Или Репин? Должно ли их любить? Если кто-то не восхищается Рембрандтом, не чувствует его красоту и совершенство, то что это значит - что он визуально бесчувственен? некультурен? неграмотен?
А если я сам, весь сам из себя визуально грамотный, не в восторге от Рембрандта, а в восторге от африканских самодельных киноплакатов, тогда что? А если при этом мне очень нравятся некоторые вещи Кранаха, то это сойдёт за алиби?
В общем, на эти темы надо писать статью или книгу, или лучше бросить.

К.С.: Ты все время говоришь, как зритель. Т.е., с той стороны холста. А мне интересно бы тебя услышать, как "делателя". От чего вдруг кусок холста приобретает новое качество - красоту? Т.е., от чего вдруг это "Ах!"? От того, что "похоже"? Пропорции соблюдены? "Золотое сечение"? Классика-античность? Или мысль? Или чувство "благородное" бьется? Так ведь, бывает, что от Рембрандта "ах", а рядом - и от африканского киноплаката слезы наворачиваются (Я еще видел в Венеции роскошную выставку африканских плакатов из парикмахерских, с модными прическами - как они себе представляют европейские модельные стрижки, приспосабливают к своим шевелюрам, от руки нарисованные - восторг!) А почему восторг? Ничего не понятно... Энергия?
Что такое энергия, Е=мс2/2...
Сила? F=ma... Чушь собачья.

Я вот сейчас стал думать, что красота - может, это уверенность, несомненность, заключенная в картине? Что вот «так все и есть, как у меня нарисовано». А по другому и быть не может! И эта уверенность убеждает и зрителя. Когда приходит на вернисаж уверенный человек, хорошо одетый, то все ему начинают почему-то поддакивать, замечал? Чужая уверенность гипнотизирует.
Или когда в музее картина  в золотой раме висит - тоже сразу убедительно смотрится, тоже думаешь: вроде, красиво.

Какое-нибудь ассирийское искусство – что это? Уверенность, и обаяние силы, язычество, "башку проломлю, цок!".

Или христианское средневековье - это несомненность и обаяние слабости - дескать, вот так, и не иначе, "блаженны плачущие", а не хихикающие.

Черный квадрат - обаяние наглости.
Уверенность ума...

Или, наоборот, Наив - обаяние, уверенность дурака (ребенка). Ручные киноплакаты африканцев, или их же вывески в парикмахерских, а как иначе-то? "Всё так и есть у этих белых обезьян! У меня даже лучше получилось!"

Вот и вырисовываются разные типы "прекрасного" - а всё хорошо, все захватывает дух, «Ах!». Обаяние чужой воли, если она достаточно сильная. Чужой самоуверенности, уверенности в своей правоте, в своем праве сделать именно так. И сфальшивить трудновато - попробуй "сымитируй"! Самоуверенность может быть только органчная=гармоничная, вот тебе и "золотое сечение".

Если тебя не распирает от того, что "блаженны плачущие...", то хрен ты сделаешь витраж в Сен-Шапель. Если для тебя мир лишен смысла, цельности – то как ты добьешься цельности в картине, какой из тебя Кранах!

А вот неуверенность, сомнения, раздумья, озабоченность, "интеллигентность" - интересно, могут тоже рождать красоту?
Можешь что-нибудь вспомнить по-настоящему красивое в этом смысле?

А.Г.: Африканские парикмахерские плакаты я, конечно, знаю. Чуть было не купил один оргалит на нервной почве, но он был не особенно шикарный. Хотя и эфиопский. А вот киноплакаты, о которых я говорил:
http://zavorot.com/item/552
Для меня это одно из самых загадочных переживаний последних лет - почему наив, примитив, искусство аутсайдеров, сумасшедших, криворукие комиксы и т.п. нравятся мне куда больше, чем "шедевры мировой живописи"?

Что касается всего остального... я два года назад попытался начать писать книгу типа "Записки художника" или "Мой путь в искусстве", чтобы как-то проговорить, что я вижу и как рисую. Может быть, даже учебник по рисованию. Книга "о самом главном". Но не потянул и бросил.
Поэтому я сейчас и не хочу поддаваться на длинные разговоры.

ВАЛЕНТИН КУРБАТОВ, писатель, литературный критик (Псков)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Разве что в оперетточном контексте-дискурсе-симулякре: "шик-блеск -красота!" Загляните в ближайший супермаркет: шик-блеск-красота!  Выйдите на улицу (лучше на центральную и все равно в каком городе, потому что они теперь все теперь близнецы по рекламной одежде - не заметите никакого переезда):  шик-блеск, красота! Так что откуда взяться "красивому городу", "красивому человеку", "красивой работе"? Для красоты надобна система координат и такая ускользающая составляющая как душа, которая одна как порождает, так и воспринимает красоту. А в супермаркете-то от моря до моря  - какая душа?

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность? 

В кавычках-то конечно, является важным,  иначе как впаришь товар и получишь экономическую выгоду? А  без кавычек зачем она - от нее ведь только боль и тревога. А при комфорте и свободе какая боль? Зачем?

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Меняются - как не меняться. Грекам довольно было совершенного тела, а уж Эрнсту Неизвестному или Михаилу Шемякину их и не показывай - засмеют. Но греки от этого никуда не деваются. А про Неизвестного и Шемякина пока не скажу - будут ли они так потребны человеческой душе через столетие или останутся пищей искусствоведения и  добычей истории искусств. Писать (ваять - извините!) поругание красоты можно и должно, только если еще помнишь, ЧТО поругано. А когда красота на глазах загоняется в угол, то можно выставлять сортиры - тут от тебя потребны иные центры восприятия.

Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то национальные (религиозные) особенности  "прекрасного"? Существует ли русская специфика "красоты"?

Есть, есть русская красота.  Даже и слово для неё в нашем церковном словаре есть - "добрОта" (именно так по ударению), сопрягающее красоту и добротУ. И она не в одной иконе и молитве, а во всяком человеческом деле, исполненном света и любви. Только мы тесним ее в церковную ограду и только там еще и можем встретить.

Употреблялось ли слово "красота" в СССР, и если "да", то в каком контексте, применительно к чему? Была ли она важным соображением, или второ- третьестепенным? Отличалась ли чем-то "советская красота" от того, что вкладывается в то слово в нынешней России? (К сожалению, большинство опрашиваемых нами людей застали это время по касательной, на излете, и поэтому достоверные свидетельства очевидца дорогого стоят). 

Была и "советская" красота в той мере, в какой советский человек понимал идеологию как религию в незыблемо светлом смысле (были такие "дураки"). Да и не "понимал" (кто же религию "понимает"?),  а жил в этом идеологически религиозном смысле. Помните Когановское-то стихотворение, про то, что "мальчики иных веков, наверно, будут плакать ночью о времени большевиков"? Или уже сто раз осмеянных окуджавовских "комиссаров в пыльных шлемах"? Кто бы о нынешнем времени и нынешнем человеке написал такое, не покраснев?

(На последней ярмарке Non-Fiction состоялась презентация новой книги В. Я. Курбатова «Наше небесное Отечество», то, что он написал в своих поездках по землям бывшей Византии. Я купил. – К.С.)

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ, завсегдатай ресторана «Alkazar» (Париж) 

Константин! Яблоки собрал, одно надкусил, сидя перед холстом, и выдал этакое! Красота! А ты задумывался над тем, сколько народу ты лишаешь сна?

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина/книга/музыка/кино"?

Что я могу на это сказать? Бывает. Но как часто приходится сначала думать об уродстве...

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило?

Это нечто дополнительное, хорошо когда есть, но ничего страшного, если нет. Ягодка на торте. Боюсь, что если всё вокруг станет красиво – это будет скучно. Всё такое красивое... замечательное... блестит... улыбается... гармоничное такое... С ума сойти можно! Да и  разной красота-то бывает: один войдёт в дымный кабак с грохочущим музоном, грохнет литр водки, обкурится и скажет, падая вниз: "Красссотааа...!". А другой тихим утром ранним на берег речки в дымке рассвета попадёт, присядет на бережок, вдохнёт свежий воздух и подумает: "Красота!". Что тут ориентир? А что стимул? Мерило чего?

Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Все приведённые пары – случайны и не имеют общего применения. Но я могу предположить, что подобный выбор иногда кому-то приходится делать. Не думаю, что это нормальные ситуации.

Красота субъективна.

Красота обманчива и ложна.

Красота искусственна.

Красота не может быть идеальной.

Красота всегда имеет дефект (или изюминку).

Отношения красоты и времени весьма своеобразны.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)?

Безусловно.

Влияет ли на это искусство?

Мне кажется наоборот. Каноны красоты каждого отрезка времени в значительной степени влияют на искусство. Искусство может быть насильно привлечено для навязывания определённых представлений о красоте (не будем развивать, всё понятно, всем известно, из тьмы веков тянется). Но иногда это происходит случайно.

Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)?

Он должен отвечать за себя, конечно. В преступлении против языка и образа проявляется уродство, уродство может быть расценено как категория красоты. Поэтому кому-то может и понравиться, да так оно и бывает.

Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Она – красота – не может быть неизменной. И меняется она именно благодаря нарушениям художниками всяческих табу и стандартов, благодаря их творчеству.

("...бренды и тренды ..." – это преступление против языка, Константин!)

Пользуются ли этим словом французы?

Ну пользуются.

Что такое "красота" во французском смысле?

Константин, а как звучит русский язык? Надо-ж об этом француза спросить!

Есть ли какие-то отличия от "русской красоты", русского представления о прекрасном?

На резвом коне мы бодро въезжаем во тьму вопросов о разности культур, и что такое культура вообще, и где в ней место красоте, и.... 

(Не успел я восхититься изобретательности Флоренского, как вот и Сергей Прокофьев  тоже выделил для красоты вопросы – правда, зеленым. Это последний человек, кого мы даем в цвете. Больше такого не будет. Кстати, если кто обратил внимание, вместо закрытого недавно ресторана «Pearl», Сергей Прокофьев теперь посещает ««Alkazar», заведение модное, стильное, но довольно свирепое на мой робкий взгляд. К вопросу об особенностях восприятия прекрасного.  - К.С.)

Картина Константина Сутягина "Зима", холст, масло

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.