28 марта 2024, четверг, 18:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 января 2007, 11:21

Человек снимающий

В декабре 2004 года на страны Юго-Восточной Азии обрушивается цунами. Кадры любительской съемки гигантской волны обходят весь мир. 11 января 2007 года между Москвой и Лондоном проходит шахматный турнир, досками для которых служат Триумфальная и Трафальгарская площади, а фигурами – ледяные глыбы. Все желающие легко могут отыскать фоторепортаж с этого необычного действа на просторах Интернета. Наводнение в Питере, дорожно-транспортные происшествия на дорогах столицы, модные показы, начало съемок новых фильмов или открытия выставок – и фотографии очевидцев через считанные часы, а то и минуты оказываются доступны тысячам человек.

Изо дня в день преодолевая, как минимум, дорогу из дома на работу и обратно, самый обычный человек становится свидетелем большого количества различных событий. Чаще всего, конечно, весьма заурядных, хотя бывают случаи и исключительные. Что же сделает в такой ситуации самый обычный человек? В худшем случае, конечно, расскажет при первой возможности друзьям. А то и не поленится достать фотоаппарат или – не носить же в самом деле каждый день с собой фотоаппарат для столь редкого случая? – просто мобильный телефон. И снимет. А потом дойдет до ближайшего компьютера с сетью – и выложит к себе в личный блог. Или даже прямо с мобильного, воспользовавшись чудодостижениями техники, перекинет в сеть на обозрение многотысячной аудитории ее пользователей.

Стоит ли говорить, что лет пятнадцать назад представить себе подобную ситуацию было абсолютно невозможно. Конечно, повседневная жизнь тогдашнего активного человека была точно так же наполнена разнообразными занятными случаями. Но о том, чтобы запечатлеть это на фотопленку, не было и речи. Пленочная фотоаппаратура, проявители, закрепители, темная ванная и многие часы, а то и дни от момента съемки до получения отпечатанного снимка – все это было уделом фотолюбителя, который решил во что бы то ни стало украсить свой семейный альбом снимками родных и близких в важные для них моменты жизни. А разнообразные случаи… для этого различные издания держали собственных фоторепортеров, которые стремглав мчались на место события, чтобы уже на следующий день проиллюстрировать своим читателям рассказ о нем. Конечно, практически в любом семейном фотоархиве найдется необыкновенно удачный художественный снимок или даже лицо знаменитой персоны, пойманной в нужном месте в нужное время, но и он призван лишь украсить частную коллекцию.

Разумеется, все изменилось именно с появлением цифровой фотоаппаратуры и широким распространением глобальной сети интернет. Оперативность - так определяет важнейшее свойство цифровой техники фотограф Алексей Моховой. «То, что ты снял, можно было сразу показать твоим знакомым посредством интернета. Снимки приобрели большую репортажность, где главным было скорее не красота картинки, а то, что смотрящий чувствовал сопричастность к происходящему на снимке, потому что тот был, как горячий пирожок: вкусно пах и требовал быть съеденным здесь и сейчас. Конечно, когда он остывал он был уже невкусным и его можно было выбросить. Но цифровик позволял быстро напечь ещё таких же “пирожков”».

Сегодня любой магазин фото-, а то и просто бытовой техники, может предложить покупателю цифровую аппаратуру самого разного качества – от простенькой «цифровой мыльницы» до профессионального фотоаппарата со сменными объективами. Однако даже самый простенький цифровик, согласно ассортименту любого магазина бытовой техники, обладает не такими уж простенькими достоинствами. Матрица, как минимум, в 4 Мпикс, возможность в ручном режиме установить подходящие для съемки параметры, достаточно большое разрешение снимка, не говоря уже об украшающем жизнь, опять же как минимум, трехкратном увеличении, - всего этого сегодня может оказаться вполне достаточно для любого электронного, а порой и газетного издания. Да и мобильные телефоны нынче по качеству фотосъемки уже вплотную подобрались к простеньким цифровикам, и разрешением матрицы в 2 Мпикс никого не удивишь.

Здесь самое время вернуться к тем исключительным случаям, свидетелем которых запросто можно стать в повседневной жизни. 2 октября 2005 года, направляясь за город на воскресную прогулку, фотограф Алексей Моховой стал свидетелем грандиозной аварии на параде байкеров на Лужнецком метромосту. Воспользовавшись оказавшимся под рукой цифровиком, отснял около двух десятков фотографий за 40 секунд и тем же вечером выложил на собственной странице в одном из популярных сетевых сервисов с последовательным комментарием, как разворачивалось действо. А через пару дней получил запрос от одного телеканала на фотоматериалы и предложение рассказать в эфире о том, как все происходило. Другой случай. Руководитель службы блогов компании «СУП» и создатель ряда интернет-проектов Антон Носик снял на цифровую зеркалку многокилометровую автомобильную пробку, широко раскинувшуюся по улицам города и столь прекрасно наблюдаемую из окна офиса в высотном здании. И, как водится, выложил в сети. Не прошло и нескольких дней, как фото было найдено и использовано в качестве иллюстрации к главному материалу газеты «Комсомольская правда» за 2 ноября 2006 года.

Вот так незаметно «цифра», интернет и любительская съемка ворвались в современное информационное пространство и готовы предоставить достойный материал новостным изданиям в области репортажного фото. Теперь уже периодическое издание может спокойно начинать поиск фотоматериала с обзора обновлений на частных аккаунтах, которые, как показывает практика, практически мгновенно реагируют на те или иные выдающиеся события в жизни города. Рассказом, а зачастую – учитывая распространение фототехники и встроенных камер – и фотоиллюстрациями. Кроме того, став частью информационного пространства, простые пользователи «цифры» и глобальной сети невольно это пространство видоизменяют. Непосредственным источником новости сегодня может стать уже не только информационное агентство, централизованно доводящее информацию до ряда изданий, а доступный всем аккаунт на одном из специальных сервисов и простой пользователь, оказавшийся в гуще событий.

Дабы не быть обвиненными в преувеличении возможностей подобного использования фотографии, приведем несколько примеров. На сегодняшний день самым популярным блогом сервиса LiveJournal является аккаунт, практически полностью состоящий из последовательно появляющихся фотоснимков – авторства владельца аккаунта или же транслированных им со ссылкой на источник. Аудитория такого аккаунта составляет около 10 000 читателей и около 5 000 постоянных подписчиков. Согласно данным статистики Liveinternet, это около трети, а то и половины аудитории среднего новостного ресурса.

На просторах того же сервиса блоггеров LiveJournal раскинулось и специальное сообщество, каждый день обновляющееся фотографиями с различных мероприятий с указанием контактов автора, если кто-то захочет их приобрести. И, наоборот, там же с завидной регулярностью появляются и просьбы предоставить фотоматериал с того или иного события, будь то фото чрезвычайного происшествия на Черкизовском рынке или репортаж со съемок нового фильма Эльдара Рязанова «Карнальвальная ночь – 2».

Так технические характеристики, тотальная доступность и мобильность фотокамер спокойно позволяют сегодня любому человеку стать частью общего информационного пространства. Или сформировать свое собственное, использовав известные сервисы блоггеров, некоторые аккаунты которых уже сейчас имеют существенную для любого средства массовой информации аудиторию.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.