29 марта 2024, пятница, 03:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 октября 2006, 10:18

Сергей Менделевич: «Противостояния власти и интеллигенции в сегодняшнем обществе нет»

Полит.ру продолжает разговор о взаимоотношениях интеллигенции и власти в современной России. Сегодня свою точку зрения на проблему высказывает Сергей Менделевич - директор знаменитой Пятьдесят седьмой школы. О том, как в Советском Союзе были сначала созданы, а потом разргромлены математические школы, и о том, что сейчас происходит в стенах Пятьдесят Седьмой, Сергей Менделевич рассказал Леониду Клейну.

Элитные школы всегда были очень странно позиционированы по отношению к власти. Ведь в этих школах вырастали люди, которые никогда не относились к режиму лояльно. С другой стороны, режим, то ли позволял этим школам существовать, то ли сам их растил. Чем были эти школы в советский период?

В основном, элитными были языковые школы. Потому что мелкой и средней элите надо было где-то учить своих детей.

Чтобы потом эти дети поступали в МГИМо?

Да, и в другие вузы: им. Мориса Тореза, например, или в Лумумбарий. В общем,  изыскивались возможности уехать за границу надолго или, более или менее, навсегда. Если человек устраивался чиновником в торгпредство или в ООН, то это, считай, навсегда… Ну, вернулся он на пару лет, кончил академию, и опять поехал в следующем чине… Так что эти школы были своего рода заповедниками. В том, числе, заповедниками невест. Приводили в такую школу студента 3 курса МГИМО, и выбирал он себе барышню…

Но элитные школы ведь были не только языковыми…

В период расцвета хрущевской оттепели возникла необходимость в естественнонаучных школах. Были математические, физические, биологические… Ведь это было время холодной войны и гонки вооружений. Кто первым на Луну доберется, у кого ракета дальше полетит - это была серьезная борьба, и где-то надо было ковать кадры. Потом вдруг власти поняли, что процесс может стать необратимым. Потому что собирают интеллектуалов (я не сказал интеллигентов) в одном месте и ставят им задачу  быть математиками и физиками. И люди стали очень быстро отказываться от всякой пионерско-комсомольской работы. Она же не способствует качеству образования и глубине знаний. И в результате эти профессиональные сообщества стали рассадниками вольнодумства.

То есть хотели сделать шарашку брежневской эпохи, а получилось совсем другое?

Времена-то стали гораздо более вегетарианскими, и настоящую шарашку организовать уже было невозможно.  И получился инкубатор свободомыслия, диссидентства и заодно «жидовства». Многие выпускники таких школ с первыми потоками устремились за рубеж. Вот мы наковали себе кадров! Власти схватились за голову, и стали все это быстро разгонять.

Приведите, пожалуйста, примеры.

Разгон известных школ: Второй школы, Седьмой школы… это были лучшие учебные заведения Москвы.

Как это происходило?

Cнимали директора, увольняли преподавателей, детей разгоняли. Школы просто закрывались. Историю Второй школы надо бы вообще рассмотреть отдельно. Ведь Вторая школа была тогда гораздо более знаменитой, чем 57- ая сейчас

Каков был результат действий власти?

Понимаете, когда был запущен первый спутник, то американцы создали Bronx high school of science. Выпускники той школы – это и были те люди, которые потом  отправили астронавтов на Луну. Мы тоже создали свои математические школы, но потом власть сама испугалась и удавила свое начинание.

То есть, если бы не были бы закрыты математические школы, то, может, и мы полетели бы на Луну?

Я в этом уверен. У власти был выбор. Создать такой уровень преференций для выпускников, чтобы они думали об этих преференциях, а не о том, как им хорошо вместе и как здорово можно не собирать металлолом.  Или перетерпеть вольнодумство ради конкретного результата. Она не сумела первого и испугалась второго. Последствия понятны.

То есть системе повезло, что Сахаров успел сделать водородную бомбу, а только потом занялся общественной деятельностью…

Да. Это очень удачный пример. Последний пример крупного противостояния интеллигенции и власти. Дело в том, что мы живем в постиндустриальном обществе, в котором  нет проблемы власти и интеллигенции, потому что нет ни того, ни другого.

Поясните, пожалуйста.

Что является властью в постиндустриальном обществе? В реальности мы сталкиваемся, прежде всего, с властью капитала. Другое дело, что распорядитель капитала далеко не всегда является его собственником. Это одна из гримас, которые делают власть размытой и непонятной. Какой властью обладает президент? В какой степени Абрамович является властью в качестве губернатора Чукотки, а в какой -  в качестве владельца своих миллионов. Это нельзя определить.

А с интеллигенцией? Ее тоже не существует?

Давайте договоримся о терминах. Что такое интеллигенция? Исторически – это носители культурной традиции, как правило, занятые умственным трудом, трудом, требующим высшего образования. Таких людей до середины двадцатого века было немного. Они составляли небольшой, четко очерченный и ограниченный круг.

Но в постиндустриальном обществе другого труда почти не остается, а культурная традиция замещается массовой культурой.  По-моему, с понятием «интеллигент» сегодня все далеко не так ясно, как 50 лет назад.

А мне кажется, что все-таки можно говорить о гуманитарной интеллигенции. В той ситуации, в которой мы находимся сейчас, часть интеллектуалов занимается обслуживанием государственной идеологии. И здесь много проблемных зон.

Просто профессиональная деятельность этих людей связана с обслуживанием властей. Достаточно ли этого, чтобы считать их интеллигентами? Судите сами… Мне кажется, что вы недооцениваете те изменения, которые произошли с обществом в связи с переходом в постиндустриальную эпоху. В моем детстве я точно мог сказать, кто из знакомых моих родителей относится к интеллигенции, а кто – к рабочему классу. Моему сыну уже_ гораздо труднее ответить на этот вопрос. Мы живем в мегаполисе, где основная часть населения занимается неручным трудом.  Люди обслуживают других людей. Рабочих профессий осталось мало. Более того,  жители мегаполиса ими и не занимаются: ремонт нам делают молдаване и украинцы, когда нужно что-то серьезное сделать на заводе, то выкапывают дедов, чтобы они хоть что-то сделали правильно, а не выращивают поколение, которое будет этим с удовольствием заниматься.  Жизнь изменилась кардинально, и пытаться переносить в современную эпоху трагедию Сахарова невозможно.

Давайте вернемся к школьной теме.  В Москве сегодня есть несколько элитных школ. Может быть, интеллигенции сегодня не существует, но в этих школах учатся интеллигентные дети интеллигентных родителей.  Не есть ли это некий новый заповедник, который охраняет этих детей от воздействия внешнего мира? Не потому ли в эти школы такой большой конкурс, что просто деваться больше некуда? Или все-таки 57 школа – это стартовая площадка для будущей карьеры?

В какой-то мере - и то, и другое. Но не это главное! Прежде всего, мы -  площадка для интеграции и социализации детей из разных слоев общества, для которых главным объединяющим фактором оказывается  желание интеллектуальной деятельности и способность к ней. Банковские ли это  операции или доказательство теоремы Ферма - объект не имеет принципиального значения.

Но у вас преобладают дети научных сотрудников?

Да, но они  уже неотличимы от детей других социальных групп. Родители наших школьников, кроме ученых, это и служащие частных компаний, и  менеджеры предприятий, и некоторый  слой чиновничества, и технические специалисты. А к какой группе отнести многочисленных программистов?

И если этим родителям где-то в районе сорока, они тяготеют друг к другу не внутри профессиональной или социальной группы, а гораздо шире. И очень хотят, чтобы их дети тоже были включены в интеллектуальное сообщество. Это социально важная и интересная площадка интеграции наиболее деятельных сил общества.

Получается, что элитная школа воспитывает будущую элиту общества?

Мы не элитная школа. Мы занимаемся интеллектом, а не статусом. Из наших выпускников вышло полтора десятка крупных банкиров. Несколько десятков серьезных ученых. Масса самых разных специалистов. Десятки учителей. В начале девяностых был популярен лозунг «Догоним и перегоним Америку по числу выпускников Пятьдесят седьмой школы». Так вот они ехали наукой заниматься, когда здесь это было невозможно, а не элитой делаться. Сейчас потихоньку догоняем. «Деятельные силы» и «элита» - разные понятия.

И при всей разнице сегодняшних позиций выпускники продолжают дружить между собой. У нас тут недавно была встреча выпускников, которая финансировалась владельцем крупной компании. Были там профессора и американские, и российские, и израильские, были крупные предприниматели, государственные служащие.  Интересно было смотреть на парковку: там стояли полторы сотни автомобилей: от «копейки» до «Геленвагена». Вперемешку… Элита..?

Изменение социального состава  учеников подтверждает ваш тезис об исчезновении интеллигенции?

Опять мы о терминах… Я ведь говорил не о вымирании какой-то группы, а о невероятном расширении понятия и, следовательно, размывании и изменении его содержания. Понимаете, мы уже давно не провозглашаем, что единственными правильными ценностями являются ценности шестидесятников. «Возьмемся за руки, друзья» - это хорошая идеология, но не единственная. Если у тебя есть голова на плечах, то _ стыдно ей не пользоваться! А если пользуешься, делай это хорошо. По возможности – лучше всех. Вот чего мы хотим от своих учеников. Можно ли это считать признаком интеллигентности? Не уверен... Но и антонимом я бы не стал считать.

Это, конечно, сильное переформатирование интеллигентского кода.

Так и я об этом говорю!

Если у Вас все так хорошо получается, то почему не сделать систему сетевых школ? И тогда  учебное заведение будет работать «по системе Менделевича» или какого-то другого успешного директора.

Ровно это сейчас и происходит. Мы потратили несколько лет на то, чтобы идея сетевых школ перестала казаться неприемлемой руководству образования. Надеюсь, модель будет отработана и начнет действовать.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.