29 марта 2024, пятница, 11:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 сентября 2006, 10:42

Наталья Монастырева: "Робски могла бы стать комиксом"

"Прагматика культуры" продолжает разговор о комиксах и мультфильмах. О том, как обстоят дела с комиксами в России рассказала Игорю Садрееву генеральный продюсер фестиваля "КомМиссия" Наталья Монастырева.

Пока комиксы до сих пор называют «картинками для дебилов», но искусство это постепенно набирает в России обороты. Фестиваль комиксов «КомМиссия» в этом году прошел уже в пятый раз. И хотя индустрия рисованных историй у нас еще не сложилась, Наталья Монастырева уверена, что это случится в ближайшее время.

В Америке это называется комикс, во Франции — BD, в Японии — манга. Три лидера индустрии, три названия, три идеологии. Чем они отличаются друг от друга?

Если японцев еще можно как-то выделить, то европейцев с американцами я бы не стала делить. В манго все должно быть разжевано. Они хотят, чтобы каждое движение было показано до конца. Чтобы показать, как человек сидел, затем встал со стула и упал, японцам потребуется, допустим, пятнадцать картинок. Там будет показан кувырок, часть пятки, палец на ноге, блеск лака на ногте и так далее. У американцев это тоже будет разжевано, только не так подробно. А у европейцев вполне могут быть только две картинки. Зато европейский комикс комичней, чем американский.

Когда в России появится свое название для рисованных историй?

Людмила Петрушевская, которая тоже рисует комиксы, предложила назвать их «ристории». Мы отказались от слова «комикс». Либо это будет история в картинках, либо рисованная история, либо графическая новелла. Пока точной идеи нету.

А как Петрушевская-то в комиксы попала?

Я давно дружу с ее сыном. И он как-то сказал: «Моя мама тоже рисует комиксы». Я ее терзала-терзала, и в итоге в этом году на фестивале мы представили ее комиксы про Ленина. И самое интересное, что теперь она освоила программу на компьютере и сама делает мультфильмы. Они такого комиксового стиля, ироничные очень.

У наших ристорий есть какие-то свои национальные особенности?

Многие говорят, что нет. Как раз в этом и причина задержки в развитии русского комикса. Пока не появился Дисней или еще кто-то, кто стал бы отцом-основателем целой школы. Как я себе представляю, типичный наш комикс — это скорее стрип, короткая история на страницу или даже короче, смешная обязательно. Это для России подходит. Но пока то, что я вижу — вот Аскольд Акишин сделал достаточно успешный комикс по «Мастеру и Маргарите», хорошо продающийся сейчас во Франции. Но это на самом деле абсолютно европейский комикс. Есть люди с Украины, которые делают нечто мистическое, завязанное на восточных философиях — это британский комикс получается, очень похоже на Нила Геймана. Мне вообще кажется, что Россия чего-то своего в данном случае не родит, а будет двигаться либо по американскому, либо по европейскому, либо по японскому пути. Точно также поступают и в других странах: нет никакого специального итальянского комикса, испанского или немецкого. Они, конечно, имеют какие-то минимальные национальные особенности, но их всегда можно четко классифицировать.

То есть российские комиксисты сейчас занимаются стилизацией?

Да. Но самая большая проблема отечественных художников — отсутствие внятных историй. Рисовать-то все умеют, и школа художественная у нас очень серьезная. И все изучают передачу движений, пластики, времени, а рассказать красивую историю, которая к тому же была бы еще и продажной, практически никто не может. Есть люди, которые могут рассказать очень замороченную, очень авангардную и странную историю — их достаточное количество. А людей, которые могли бы рассказать коммерческую историю… Я вот помню, меня потрясла в свое время историю про девушку, сохранявшую свою молодость, имея отношения с мужчинами, а они все умирали. Это не тупая история для идиотов, а вполне качественная. Лучше гораздо, чем любой сериал на ТВ. Такого рода вещи, которые можно сравнить, скажем, с фантастикой Стругацких, единицы могут рисовать. У нас художники вообще не привыкли работать со сценаристами, очень плохо слушают друг друга. Нет рынка, только добрая воля их может соединить.

А какие черты у хорошей коммерческой комикс-истории?

Такие же, как для хорошей коммерческой литературы. Что тут далеко ходить: Оксана Робски вполне могла бы стать комиксом, Борис Акунин. Сделать его в стиле манго, да с японским художником, да с нашим сценаристом… Комикс вообще — это жанр на стыке кино и литературы. Ровно те же самые законы там действуют. Чуть-чуть переборщил со спецэффектами, и от тебя уже отвернулась интеллигентная часть публики. Переборщил с заумью, с диалогами — от тебя отвернулся массовый зритель.

Значит комикс идет от сценария прежде всего?

Это большой спор. Как с курицей и яйцом. Как человек, заточенный под литературу и представляющий поколение тридцатилетних, я говорю, что от сценария. Люди, которые выросли на телевизоре и представляют поколение двадцатилетних, считают, что на рисунке. И те, и те правы. Ведь бывают комиксы, где текста нет как такового, но история все равно присутствуют, замысел. Но сценарий должен быть. Комиксы, с моей точки зрения, читают все-таки.

Да, тут еще один большой спор: нужно читать комиксы или смотреть.

Но смотрят все равно некую последовательность кадров, хотят узнать историю. Если нет истории, никакие красивые картинки не помогут.

А можно сказать, что Мария Семенова в этом смысле стала прорывом? Ведь сперва появилась книга «Волкодав», затем серия комиксов, а скоро и фильм выходит.

Мы посмотрим, как он будет продаваться. Сильно зависит от таланта тех, кто будет продвигать это все. Я читала эту книжку, она мне казалась вполне коммерческой. Я не поклонник такой литературы, но понимаю, почему ее любят, и для комикса это очень хороший сюжет. Но лично я взяла бы другую историю, не фэнтези. Что-то более киношное: «Миссия Серенити», «Матрица». Что-то фантастическое, но связанное с некими духовными практиками, исканиями. И второе, что могло бы пойти, это типа «Ксения Собчак спасает чихуа-хуа на Луне».

Есть уже герои, которые стали культовыми в среде российских художников?

Есть. Это «Люди четверга», Даниил Кузьмичёв рисует. Просто офигенный комикс. Таня людоедка — моя любимейшая героиня. Если бы Кузьмичев хотел, он мог бы отлично продаваться в Европе. Потому что история потрясающая, герои потрясающие, прорисовано отлично. У него куча поклонников. Плюс в манге есть история от Богдана — «Ника», она сто раз издавалась уже. «Розовый зайчик» Хихуса.

Что им мешает приобрести мировую известность?

У нас это пока не индустрия. У человека может быть творческий кризис, застой. Даже рисование персонажей для шоколадных конфет — в какой-то момент может застопориться. И второе — нужны менеджеры. Если бы, к примеру, у Кузьмичева была продвинутая жена, говорящая по-английски, а также желательно по-итальянски и по-французски, да если бы она еще умела писать настойчивые письма, выбивать... В принципе я знаю, что мне нужно сделать, чтобы продвинуть комиксы, допустим, моего бойфренда. Но мой бойфренд — Хихус, чьи комиксы никогда не станут мейнстримом. Их можно через галереи и фестивали продвигать. С мейнстримом проще, есть вполне определенные способы. Но для того нужна либо жена-подвижница, либо кто-то бескорыстный, кто бы взялся за это с надеждой лет через пять, возможно, заработать денег.

В России комиксы идут из арт-хауса в мейнстрим?

В России вообще нет мейнстрима. Вернее у нас мейнстрим в комиксах — это «человек-паук». Мой сын, например, покупают все комиксы такого рода. Это новый потребитель, скоро он дорастет, ему станет скучно читать это и он либо перестанет вообще читать комиксы, либо будет читать то, что будем издавать мы. Искусство для маленьких взрослых — это как раз то, что я продвигаю. Потому что, если не закрепить эту систему чтения и разглядывания картинок одновременно, мозг утрачивает связи между двумя полушариями к 30 годам. И человек уже не может воспринимать комиксы нормально. Это физиология, доказано все. А сейчас у нас и арт-хаус и мейнстрим не продаются абсолютно. Комиксы в России вообще находится где-то на задворках цивилизации. Мы пока не знаем, откуда произойдет прорыв. Но это будет точно.

Откуда такая уверенность?

Вот одно из самых крупных издательств заказывало моим друзьям огромное маркетинговое исследование, как дети относятся к комиксам и т.п. Реклама уже пошла в этом стиле, комиксные герои висят на билбордах, в телевизоре, журналы рисуют обложки, поклонников достаточное количество. Но что выстрелит первым, я не знаю.

Индустрии комиксов у нас нет, а Гильдия издателей комиксов есть. Это как?

Нет уже гильдии, это было пять лет назад. Тогда издательство «Дед Мороз», журнал «Ровесник», мы и еще кто-то собрались все вместе и решили продвигать комиксы. Гильдию сделали, провели первый фестиваль «КомМиссия» и на этом все остановилось. Следующий фестиваль мы уже вдвоем с Хихусом делали.

Если вы сейчас самоустранитесь, фестиваль прекратит существование?

Да, абсолютно. Это ведь каждый раз выходит в ноль. Мы не тратим своих денег, удается найти спонсоров, но и прибыли нет. Любой арт-проект держится на кураторе. С другой стороны, это принесло нам известность, другие заказы, которые не имеют отношения к искусству, но имеют отношение к коммерции и комиксам, и это сделано нам некоторое имя в художественной тусовке. Хочется сделать из этого машину, но такого не бывает на пятый год. Пятнадцатый — может быть.

Комиксы вообще могут приносить прибыль?

В таких странах, как Америка, Япония, Франция это суперприбыльная индустрия. И там много сопутствующих товаров, куча журналов про комиксы, дайджестов. Чего говорить, если в Токио есть торговый центр, который с первого по восьмой этаж забит только комиксами. Но и у нас это будет. Либо со стороны кино, которое будут поддерживаться комиксами, либо кино будет по комиксам сниматься. Явно это с кино будет завязано. Мы с Хихусом познакомились на студии Горького в 96-97 году. Там тогда постоянно что-то открывалось и закрывалось, какие-то проекты малобюджетного кино и так далее. Сколько потребовалось лет для того, чтобы русское кино начало выходить из кризиса.

Можно представить ситуацию, что когда-нибудь государство будет спонсировать не только кино и театр, но и комиксы?

Я думаю, мы уже очень близки к этому. Просто мы пока не умеем общаться с государством. С этого года пытаемся учиться. Начинаем плотно изучать эту сферу, учимся общаться с московским правительством, с чиновниками. Они вроде как заинтересованы. Вот этим летом в рамках книжного фестиваля  наша выставка целое лето висела в ЦДХ. И там куча народа постоянно болталась.

Комиксы можно использовать, скажем, в политике?

Да где угодно. Могут быть короткие истории, как карикатуры, растянутые во времени. Или наоборот большие истории. В свое время всю Америку потряс комикс про Холокост. Очень простенький по рисунку, но насколько пронзительный… Меня как-то спросили: вы же не думаете, что комиксами можно про Беслан. Я думаю, что как раз можно. Возможно, это единственная форма, которая будет понятна, потому что здесь можно с образами работать, а не только с фактурой. Надо к этому относится как к жанру. Комикс может быть порнографический, идиотский, интеллектуальный, фотографический — какой угодно. Касательно политики: у нас просто-напросто нет комиксистов, которые бы ей интересовались. Вот у Хихуса блестящие чувство юмора и именно та манера рисования, которая подошла бы для газеты. Да только он политику терпеть не может. Он не знает, чем отличается Явлинский от Новодворской.

Вы собираетесь продвигать наши комиксы на международных фестивалях?

Да, конечно. С этого года мы хотим активно включиться. Тем более, это всем интересно. Меня недавно пригласили на фестиваль в Лозанне. Я хочу там показать комиксы как раз Людмилы Петрушевской про Ленина. Мне кажется, они там пойдут. Швейцарцы вообще отличаются от всей Европы тем, что у них комиксы — в чистом виде искусство, никакого конформизма. И если заменить таких персонажей, как Алла Пугачева, скажем, на Мадонну, то комиксы Петрушевской наверняка с руками оторвут. Но это опять же арт-проекты. Это не значит, что мы будем выдвигаться как индустрия.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.