28 марта 2024, четверг, 23:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 сентября 2006, 10:07

Неопознанная "тарелка"

Если отталкиваться от известной концепции Джорджа Оруэлла, согласно которой телевидение - это транслятор пропагандистских установок и средство массового контроля, то за судьбы демократии и уровень массового сознания в России можно быть спокойным. Нет, конечно, ТВ у нас вполне закономерно остается важнейшим и самым массовым медиа - более того, в то время как в постиндустриальной Европе наблюдается планомерная миграция телеаудитории в сторону печатных СМИ, то россияне, наоборот, все меньше читают и все крепче припадают к телеэкранам. Однако для немногочисленной пока прослойки обеспеченных людей интеллектуальных профессий (которые, несмотря на несколько маргинальный статус в сегодняшней России, все же во многом определяют, простите, культурный климат в стране) телевидение в какой-то момент умерло как СМИ.

В среде наделенных хотя бы малейшим интеллектом людей еще можно услышать обсуждение последней серии "НРК" (так в кругах медийных работников принято именовать эпохальный сериал "Не родись красивой") или цитаты из свежего "Комеди Клаба" (причем и то и другое в большинстве случаев будет не более чем стебом), но вот в качестве коммуникационной среды, направляющей социальный дискурс (выражаясь громкими словами из учебников по массовым коммуникациям) ТВ функционировать перестало. Отчасти виновата в этом консолидированная информационная политика: "государственные каналы", будто соревнуясь друг с другом, преодолевают последние грани разумного в освоении жанра "президент Путин посещает новоуренгойскую птицефабрику", а частная инициатива обречена  ютиться в легкомысленно-развлекательном формате. Такое положение дел в эфире привело к формированию глобальной (и куда более прочной, нежели эфирная сетка) установки: среди "молодых и перспективных" (которые заодно являются самой лакомой аудиторией для рекламодателей) сидение перед "ящиком" стало категорическим моветоном. Со многих точек зрения, это вполне позитивная тенденция: увеличивается человеческое общение и крепнут семьи, люди начинают больше читать, а то и вовсе обращаются к здоровому образу жизни. Тем не менее могучая кучка предпринимателей, работающих на рынке платного вещания, изо всех сил старается убедить нас, что телевидение - это на самом деле самое модное и перспективное медиа; мы просто не умеем его готовить.

Типические аргументы работников коммерческих телесетей вместе складываются в целую теорию конфликта систем мышления. Мол, советский человек издавна привык, что телевизор - это бесплатно, а бесплатный сыр бывает лишь известно где, поэтому потребители эфирного ТВ и вынуждены наслаждаться коктейлем из "хроники борьбы за урожай" и набора идиотических ток-шоу. С другой стороны, в просвещенной Европе и благоденствующих Штатах кабельное, спутниковое и прочие виды платного ТВ давно уже занимают львиную долю рынка, и потребитель за скромную абонентскую плату получает бездонное разнообразие качественного телевизионного контента. И хотя энтузиасты платного телевидения упускают из виду столь важный компонент, как общественное телевидение, без которого картина телевещания в той же Европе будет далеко не полной (в число общественных телеканалов входит и такой гигант, как BBC, а для обеспечения исправного и независимого функционирования общественного ТВ порой создаются отдельные госкомитеты), тенденция ясна. Те, кто хочет получать качественную информацию из первых рук, готовы за нее платить. В России класс материально и ментально самостоятельных людей, индивидуально определяющих информационную политику, медленно, но верно растет. Соответственно увеличивается количество поставщиков телевизионных сервисов - но и старые игроки пребывают в хорошей форме.

Пионер и безусловный лидер спутникового телевещания в России, компания "НТВ-плюс" на днях с помпой отметила свое десятилетие. На пышном юбилейном концерте было и феерическое лазерное шоу, и виртуозное соло Игоря Бутмана, Валерий Сюткин, и частушечники Бандурин с Ивановым, и еще много всего на любой вкус и цвет. Как в ходе самого торжества, так и за неделю до него официальные лица с "НТВ-плюс" радовали нас торжественными заявлениями о феноменальном росте абонентской базы, беспрецедентном расширении вещательной сетки и вообще излучали уверенность в том, что пройдет какая-то пара лет - и вся страна будет увешана зелеными "тарелками". Так ли безоблачно будущее "НТВ-плюс" и вообще платного телевидения в действительности?

Показатели, рапортуемые представителями "НТВ-плюс", подобно советским сводкам, звучат довольно внушительно. В конце 2003 года абонентская база насчитывала 260 тысяч человек, а в августе этого года достигла 470 тысяч - если экстраполировать, дальше она будет расти гигантскими темпами. Своим подписчикам компания предлагает более 80 каналов - и это не считая качественной ретрансляции эфирных, которые порой плохо "ловятся" даже в Поодмосковье. Месяц назад "НТВ-плюс" открыла вещание на новом спутнике и теперь покрывает Западную Сибирь, а кроме того - вещает на Украине. В планах у компании вещание на Дальнем Востоке, трансляция едва ли не на все СНГ и лавинообразный рост количества каналов.

Впрочем, как и данные советской статистики, эти показатели имеют и обратную сторону. Ведь если вдуматься, то 470 тысяч (примем даже на веру обещание довести к концу года количество подписчиков до полумиллиона) - ничтожная цифра в рамках всей страны. И есть основания полагать, что эти полмиллиона - и есть те самые "молодые и энергичные", поток которых может иссякнуть. Косвенным образом это подтверждают и планы стратегического развития самой компании, которая намеревается делать ставку не на бешеный рост количества подписчиков, а на расширение списка услуг и рост дохода с одного абонента (сейчас этот показатель составляет $32). Ведь росту числа потребителей платного телевидения мешает не только остаточная советская ментальность, согласно которой телевизор - это бесплатно. Дело может быть и в обыкновенной лени: заставить себя заказать установку какой-то громадной штуковины, а потом еще и ежемесячно платить за нее порой трудно, даже если очень хочется. Ну а даже если человек определенно задался целью смотреть "НТВ-плюс", совершенно необязательно, что он пойдет за этим к местному официальному дилеру. 

Дело в том, что спутниковые пираты и "НТВ-плюс" параллельно и неразрывно существуют практически с момента открытия последнего в 1999 году. Сначала был совершенный разгул анархии: примитивным образом закодированный аналоговый сигнал (в котором, если говорить просто, были просто перепутаны строки) легко можно было воспроизвести в первозданном виде, подвергнув логико-математическому анализу. Кроме появившихся на радиорынках соответствующих кустарных устройств, расшифровывать сигнал могли и любительские компьютерные программы. Скачав одну из них совершенно безвозмездно на просторах Сети, наделенный элементарной компьютерной грамотностью пользователь мог смотреть каналы "НТВ-плюс" прямо на мониторе компьютера. В дальнейшем компания перешла на цифровое вещание, что по идее должно было бы свести на нет все усилия пиратов, однако этот переход, как водится, обернулся лишь выигранным раундом. Ушлые пираты подобрали ключи и к "цифре". С аналоговых времен остался до неприличия примитивный способ взлома сети спутникового вещания. Пираты, как обыкновенные граждане, подписываются на услуги "НТВ-плюс", а потом попросту клонируют абонентскую смарт-карту и продают ее как "вечный" ключ. Вещатель, конечно, пытается пресекать подобные выходки, но получается это сделать только путем тотальной смены кодировки сигнала - что и происходит каждые несколько месяцев. Представители спутниковой телекомпании заявляют, что цифровой стандарт вещания вкупе с регулярной сменой кодировки делает все пиратские усилия тщетными. Результаты беглого поиска по Сети (по банальному запросу "НТВ-плюс", безо всяких добавлений про взлом) явным образом противоречат заявлениям о "пиратоустойчивости" вещания. Тут и там попадаются сайты, держатели которых, особо не таясь, предлагают приобрести за сумму, эквивалентную одной-двум абонентским платам, ту самую клонированную смарт-карту. Притом некоторые продавцы обязуются еще и бесплатно перепрограммировать карточку в случае смены кодировки. Другие честно признаются: удовольствие и так получается дешевое, так что каждый раз придется приобретать новую карту доступа. Конечно, среди обилия предложений стоит отмести заведомое "кидалово" и нефункциональные ключи, однако актуальных по дате объявлений столько, что в вопросе устойчивости "НТВ-плюс" ко взлому я бы не решился ставить точку. Актуален этот вопрос и для тех, кто приобрел "тарелки" большого диаметра, способные принимать все каналы (а не только "НТВ-плюс", в случае с фирменными антеннами): возможность задешево получить доступ к качественному контенту на русском кажется очень заманчивой. Еще одна категория потенциальных потребителей пиратских услуг - жители отдаленных регионов России и стран СНГ (пока что из стран Содружества вещание ведется только на Укараине). Сами "энтевешники" рассказывают, что на Дальнем Востоке есть немало абонентов (как утверждается, легальных), подключившихся при помощи мощного приемного оборудования.

Дополнительно портят статистику нечистоплотные региональные каналы, которые, пользуясь хаосом в системе регулирования, просто ретранслируют программы "НТВ-плюс" в своем эфире. Конечно, юридический отдел компании не сидит без дела, и с 2003 года регулярно проходят тяжбы с каналами-пиратами - как правило, с благополучным для правообладателя исходом. Однако каждый такой канал приходится ловить за руку, что при огромном количестве местных вещателей довольно затруднительно. В "НТВ-плюс" решили действовать от противного - и стали продавать свой контент региональным кабельным каналам. Дабы преодолеть несговорчивость боязливых "кабельщиков", была использована интересная бизнес-модель: за сам контент компания денег не берет, а полученная прибыль делится между поставщиком и вещателем. Кроме очевидной экономической выгоды, такая стратегия принесла пользу и на идеологическом фронте: теперь руководители компании могут вполне справедливо утверждать, что операторы кабельного телевидения для них не конкуренты, но партнеры. Складывающуюся идиллию нарушает лишь стремительная консолидация на рынке платного ТВ.

Второй по величине игрок в этой пока не слишком развитой нише - компания "Система Масс-медиа" (СММ), входящая в "яичный" холдинг. СММ работает сразу на нескольких направлениях. Во-первых, в начале этого года компания приобрела контрольный пакет в холдинге "Объединенная кабельная сеть", в которую входят 17 крупных операторов. Во-вторых, ей принадлежит популярный в Москве "Космос-ТВ", функционирующий в стандарте MMDS (сигнал со спутника принимается на станции и доставляется абоненту по радиосвязи). Наконец, родственная компания "МТУ-Интел" все более агрессивно продвигает на рынок "Стрим-ТВ" - телевидение по каналу ADSL. Вслед за этим "многостаночником" идет торгово-промышленная группа "Нафта-Москва", стремительно скупающая региональных кабельных операторов, а также владеющая львиной долей в компании "Мостелеком", отвечающей за "муниципальные" кабельные каналы в столице. Наконец, в число ведущих операторов входит работающий только в Москве (зато весьма здесь популярный) "Комкор-ТВ" (торговая марка Akado).Если отвлечься от сугубо финансовых показателей, то становится интересно, что именно именно "Комкору" удалось грамотно диверсифицировать свой бизнес: используя созданную инфраструктуру для кабельного вещания, компания начала предоставлять услуги широкополосного доступа в Сеть - и быстро стала весьма популярным интернет-провайдером.

Пример "Комкора" показывает, какого рода конкуренции стоит опасаться компании "НТВ-плюс". Цифровое вещание, HDTV (телевидение высокой четкости), Dolby Digital 5.1 и прочие нововведения спутникового оператора - это, конечно, прекрасно, однако специалисты предрекают, что будущее принадлежит операторам т.н. триединой услуги (телевидение+интернет+телефония). "Комкор" предоставляет по крайней мере два компонента, "Стрим" и так завязан на телефонной линии, а некоторые московские операторы районных сетей (самый перспективный вид доступа в Сеть) запускают собственное кабельное ТВ и сервисы IP-телефонии. "НТВ-плюс" же, наоборот, несколько лет назад похоронила свой проект доступа в интернет по спутнику как категорически нерентабельный. Именно это решение впоследствии может оказаться роковой ошибкой "НТВ-плюс". Ведь со временем будет обостряться борьба за регионы, а средневзвешенный потребитель с большой вероятностью предпочтет тарелке, по которой можно только смотреть ТВ, кабель, обеспечивающий и телефонией, и Всемирной Компьютерной, который, к тому же, с большой вероятностью уже будет торчать из стены. Сегодняшнее же лидерство "НТВ с плюсом" во многом объясняется богатой подборкой каналов и собственным контентом, который без сомнений на сегодня вне конкуренции. Однако по мере того как жители райцентров будут пренебрегать индивидуально-ориентированной "тарелкой" в пользу коллективистского кабельного подключения, "НТВ-плюс" имеет некоторые шансы выродиться в простого поставщика контента.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.