Фильм Алексея Мурадова "Червь" стал единственным отечественным фильмом в конкурсе Московского кинофестиваля. И хотя у большей части критики картина вызвала недоумение, ее нельзя не считать интересным явлением российского кино. Примечательная сама уже попытка рассказать притчу о возвращении и обретении себя, не рассказывая истории. Быть может, режиссер слишком много требует от бедного зрителя, постоянно подкидывая ему полунамеки на фабулу и игнорируя сюжет. А возможно, его притчевость - результат абсолютно уверенной в себе и очень продуманной работы. В последнем, по крайней мере, уверена Лиза Биргер, встретившаяся с Алексеем Мурадовым после конкурсного показа фильма.
Объясните еще раз, для глупых, что вы вкладывали в название фильма - "Червь"?
Вы знаете, что существуют всякие программы-вирусы, среди которых есть и такие вирусы, как черви, которые не убивают компьютер, а дает другому пользователю воспользоваться этим компьютером. В какой-то степени мы все заражены таким вирусом. И уж наш герой, он точно им заражен, выполняя для спецслужб работу, о которой вообще не предполагает, зачем она делается.
При такой современной теме, в фильме почти нет современности: компьютеров, мобильников...
Дело в том, что мы ушли от этого преднамеренно. Потому что в конечном счете тот выбор, который стоял перед нашим героем - обрести или не обрести себя – он не зависит от времени, он не зависит от наличия или отсутствия компьютера, не зависит от отсутствия или наличия колеса и ядерной бомбы. Он зависит только от решения, которое человек принимает для самого себя. Это могло произойти и в древнем Риме, и спустя 50 лет после описываемых в фильме событий. То есть это типичная история – обрести себя, понять самого себя и для чего ты существуешь.
Бегство героя - это бегство от времени или бегство от самого себя?
В первую очередь, это бегство от самого себя – того себя, который был осознанно непринят. Ведь в каждом человека есть две части: одна часть что-то делает, другая что-то оценивает. Тут в какой-то момент произошла оценка и человек понял, что он занимается чем-то не тем. И захотел вернуться к себе.
Возможно ли, чтобы такое бегство чем-то увенчалось в итоге?
Очень часто это может увенчаться чем-то хорошим, я полагаю. Потому что, существует ведь понятие «кризис среднего возраста», из этого кризиса все так или иначе выходит.
Я знаю, что вы мечтаете поставить «Короля Лира», есть ли параллель между "Червем" и "Лиром"? Ведь в конечном счете, обе эти истории - это истории об обретении человеком самого себя...
Это разные вещи и объединяет их только одно: я каждым своим фильмом пытаюсь хоть чему-то научиться, чтобы снять «Короля Лира».
Можно ли сказать, что история, которую вы рассказываете, - это история человека, который решается взять ответственность за свою жизнь?
Мало того, это еще и история человека, который берет ответственность за чужую жизнь. Конечно, это история человека, который берет ответственность за свою жизнь, потому что до этого ответственность за его жизнь брали на себя другие.
В фильме есть три истории - одна непосредственно рассказанная, одна рассказанная через звуковые вклейки с радио, и потом много монтажных вклеек, которые, как мне кажется, составляют какой-то третий пласт истории...
Конечно же, это попытка влезть внутрь этого героя, посмотреть, чем он дышит, в чем его боль. Она оказывается абсолютно очевидной и простой – это те люди, которые его когда-то окружали и которых он когда-то предал. Это скелет в шкафу, который создает некое третье пространство фильма. Существует звуковое пространство и существует еще межкадровое пространство, когда, соединив два кадра, мы получаем третий, на уровне подсознания. Очень важная работа там происходит, которая на самом деле все и сбивает. Потому что без этих кадриков и так понятно достаточно, и там, в принципе, говорить не о чем, но кроме видео и звукового пласта, возникает еще один смысл, который, видимо, зрителей и не устраивает, они к нему не привыкли. Ну дорогие мои, надо привыкать к такой форме общения тоже, почему бы и нет. Там достаточно сказано, чтобо помочь бедному зрителю обрести сюжет.
Ну да, он все равно немножко блуждает в потемках…
Надо внимательнее просто быть и все, потому что раз уж смотреть кино, то воспринимать его таким, какое оно есть, подстраиваться под кино, а не ждать, когда кино подстроится под тебя. Там все есть, на самом деле, просто на это надо обратить внимание.
И все-таки, еще раз вернусь к теме времени, - почему итогом блужданий героя становятся именно старый Выборг и деревянный парусник...
Вы знаете, парусник деревянный, там даже есть такая фраза, что деревянные парусники живут дольше, чем пластмассовые или металлические, а дерево – это жизнь. И он приходит к жизни. Мало того, он приходит к той жизни, которая помогает ему еще раз расправить паруса. И хоть звучит это красиво и романтично, но по смыслу это именно так.