29 марта 2024, пятница, 16:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 апреля 2006, 10:01

Искренне, Куба.

«Маленькие беглецы» - фильм кубинского режиссера Хуана Карлоса Кремата Мальберти выходит в российский прокат 20 апреля. Это детское кино с невинным названием и чистым как слеза сюжетом, спонсируемое конфетами и газировкой (фильм помогают продвигать «Объединенные кондитеры» и «Напитки из Черноголовки») на самом деле называется – «Viva Cuba!». Именно под этим именем фильм выиграл Каннский фестиваль в номинации «Лучшее кино для детей» и Фестиваль детского кино в Германии. Именно под таким названием готовится выигрывать Оскар.

«Viva Cuba!» - это история двух детей из Гаваны, мальчика Джордито и девочки Малу, связанных по-пионерски трогательной дружбой. Днем они клянутся в верности Фиделю и танцуют танго на уроках музыки, вечером сбегают, чтобы играть в войнушку и прятки. Но мама Малу – богатая убежденная католичка, родители Джордито – бедные убежденные коммунисты. Родители хотят разлучить детей, и тогда дети бегут на другой конец Кубы, к отцу Малу, чтобы уж не расставаться.

Тут начинается всенародный розыск, истерики родителей, ночевки на улицах и путешествие по бесконечно красивой Кубе – с ее пляжами, улицами, садами, лесами и прочими красотами. Кажется, все путешествие затеяно только для того, чтобы устроить это головокружительное «Вокруг света», и только ради него маленькие беглецы то и дело сбиваются с пути. Красотам природы противостоит сердитый мир взрослых: не сказать, чтобы дети встречали у него поддержку. Скорее наоборот – пока в конце пути они не встретят похожего на Иисуса бородатого спелеолога на мотоцикле, который прикажет им никогда не ссориться, взрослые обращаются с ними гораздо неприветливей непредсказуемой кубинской природы. Да и финал не отмечен началом всеобщей дружбы – и когда все преиключения оказываются бессмысленны, дети встают на вершине скалы у бушующего моря, обнимаются – и как будто прыгают, но вовремя подоспевшие финальные титры предоставляют зрителю додумать это самим.

В фильме наблюдается легкая стилистическая путаница – как будто первые полчаса режиссер не может определиться, что и для кого снимает. На какое только кино не похожа его картина – от Эмира Кустурицы и «Города Бога» Фернанду Мериллеша до «Реквиема по мечте» Арановски. Лишь к середине оказывается найден фарватер – и фильм уверено превращается в развернутый рекламный ролик государства Куба: а вот, посмотрите, какие у нас дети. А вот взгляните, какие у нас красоты.

Красоты невероятные, прекрасны и дети – живые, обаятельные маленькие кривляки, которые, кстати, в фильме выступают под собственными именами – Джордито и Малу. Снимать детей трудно, но Хуану Карлосу Мальберти это удается – правда, в лучших своих моментах фильм больше похож на документальное, чем на художественное кино. Именно за детей, вероятнее всего, фильм и получил свои престижные награды. Потому что на первый взгляд, как детское кино эта история побега не катит. Во-первых, она сложная. А во-вторых, фильм снят против неписанных правил любого искусства для детей, гласящим: показать красивое, доброе, вечное и что дважды два равно четыре.

В «Беглецах» дважды два не равно четыре. Когда дважды два равно четыре, тогда герой, преодолев все препятствия, приходит к чему-нибудь или что-нибудь меняет. Тут никто ни к чему не приходит и ничего не меняет. И никто не объясняет, что такое хорошо, и что такое плохо. Тут, скорее, такая «Догма» для маленьких – ничему не уча, кроме того, что Куба – самое прекрасное место на земле – она пытается показать детей и взрослых, какими они есть. Причем, взрослых – глазами взрослых, и детей – глазами детей, без прикрас.

При этом рейтинг фильма «Маленькие беглецы» на главной международной базе кино IMDB – 7,5. Это выше, чем рейтинг первого (7,3) и уж тем более второго (7,0) «Ледникового периода», «Детей шпионов» (6.0), «Бесконечной истории» (7.2), «Хроник Нарнии»  (7,3), «Кролика Роджера» (7,4) и всех детских мультиков – то есть всех самых успешных проектов «для детей» последних 10-20 лет. И это всего на 0,1 меньше рейтинга фильмов о Гарри Поттере. Между тем, эта оценка складывается из многих составляющих, первая из которых – зрительский успех. Так вот, оказывается, сумбурная и снятая против всяких правил картина о бегстве через Кубу имеет фантастический зрительский успех. Она идеально заполняет нишу детского кино «от 8 до 12», в которой давно уже почти нет хороших фильмов, поскольку на Западе просто перестали их снимать.

Детское кино сегодня, как разделы «спорт» в газетах – их все читают, но они никому не нужны. Вот и фильмы для детей вроде бы рады смотреть все, но денег они, считается, не приносят – аудитория не та. Поэтому голливудские студии переориентируются на семейные блокбастеры – такие как «Гарри Поттер» и «Властелин колец», где есть шанс захватить часть взрослой аудитории. Для детей младше десяти лет остаются только диснеевские мультфильмы. Так и получается, что картина с Кубы, несмотря на некоторую невнятицу и уж точно немассовость становится лучшим детским фильмом года. Наверное, если бы каннское жюри могло давать подзаголовки премиям, то премия «Беглецам» была бы за искренность. «За искреннюю попытку снимать кино для детей несмотря на то, что оно уже никому не нужно».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.