28 марта 2024, четверг, 15:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 марта 2006, 08:00

Без глянца о жизни

Когда-то журнал "Работница" был единственным полноценным, "серьезным" женским журналом Советского Союза (слишком простецкая и идеологизированная "Крестьянка" не в счет). Зоя Петровна Крылова, главный редактор "Работницы", работает в нем еще с тех времен. Сегодня "Работница" - народный журнал для семейного чтения. Он менялся со своими читателями, но себе не изменил. Лев Константинов побеседовал с Зоей Крыловой, как это получилось.

Зоя Петровна, что пришлось пересмотреть рубрикацию журнала "Работница" после того, как сломался прежний социалистический строй, чтобы придти к сегодняшней системе требований к журналам?

Изменился не только политический строй – в стране резко изменилась экономическая формация. Раньше мы занимались только литературной, журналистской работой, производственная часть целиком лежала на издательстве «Правда», в которое кроме нас входили еще множество газет и журналов. У нас не было ни бухгалтерии, ни отдела распространения – всем этим централизованно занималось издательство.

В марте этого года нашему журналу исполнилось 92 года. Не знаю, как все было до Октябрьской революции, но за почти восемь десятилетий советской власти навыки хозяйственной деятельности напрочь выветрились из наших творческих личностей. Поэтому представьте себе, каких трудов нам стоило наращивать на возвышенное журналистское мышление грубую плоть хозяйственной деятельности. Но это был вопрос жизни и смерти.
Конечно, процесс этот был не революционным (сегодня все так, а завтра должно стать по-другому), а эволюционным. Нас, как и всех, никто ничему не учил. Кое в чем мы действовали лишь тогда, когда ситуация дозревала до необходимости принятия новых решений. До чего-то достаточно быстро дошли своим умом.

Вот пример второй ситуации. В 1991-м, последнем году прежней жизни тираж нашего журнала превышал 25 млн. Почти все наши читатели были его подписчиками. Розницы почти не было – в основном потому, что печатные машины просто не успевали печатать такие громадные тиражи. За долгие годы читатели привыкли, что журнал сам приходит в их дом или же его можно прочесть в библиотеке. И вдруг ситуация резко изменилась, материальное положение этих людей катастрофически ухудшилось. Если раньше любой мог себе позволить заплатить 3 руб. 60 коп за годовую подписку, то теперь стремительный рост цен лишил многих этой возможности. С другой стороны, потребность в духовном по своей сути журнале у людей не только осталась, но даже возросла в те трудные годы. Потребность была, а возможности не было.

Об изменившейся роли розницы мы сообразили довольно быстро и одними из первых занялись ею вплотную. Что изменилось? Да, люди не могли тратить большую для себя сумму на годовую подписку, но могли покупать отдельные номера журнала. Мы рассчитывали также, что наши «потомственные» читатели будут пересказывать друг другу наши публикации, передавать журнал из рук в руки. Так и произошло. Подсчитано, что каждый экземпляр нашего журнала сейчас прочитывают около 70 человек.

Вы делаете такой акцент на рознице. Это значит, что подписчики сегодня стали менее активны?

Уменьшилось их количество, но мы делаем все, чтобы высокой оставалась их жизненная активность. Ведь тираж издания – не только показатель его качества, он зависит от экономической ситуации в стране, от уровня жизни людей и является своеобразным барометром этих показателей. Поэтому в первые годы новой жизни подписка «качалась», но сейчас происходит ее постепенная стабилизация.

Что касается рубрик: много ли их, по сравнению с советским изданием, вам пришлось поменять?

Конечно же, изменения необходимы и неизбежны. Ведь рубрики – вовсе не плод фантазии журналистов. Они должны отражать насущные потребности общества. Мы очень внимательно следим за этим, проводим мониторинг читательских писем и звонков. Надо сказать, что активная связь с читателями была всегда и остается и сейчас одной из основ нашей работы.
Вот главное, что волновало наших читателей в разные годы:

1992-1994 годы – одна цель: выжить

1995 -1998 – люди хотят жить хорошо, но не знают как, а рядом нет примеров

1998-2000 – потребность в дальнейших целях, воспитание духа

2001-2002 – человек уже не столь ориентирован на прошлое, ему важно получать информацию о жизни страны, чтобы адекватно понимать ситуацию, в массе своей у людей уже нет романтических иллюзий по поводу заграничного опыта

2002 год и далее – люди научились включаться в современную действительность, ощущают острую потребность в повышении юридической и экономической грамотности, усилились патриотические начала.

У «Работницы» было несколько основных периодов реформ. Первый начался в 91-м и закончился в 95-м году. Мы помогали людям выживать в новых условиях, печатали «азбуку экономики», приглашали на «круглые столы» банкиров, даже ввели рубрику «Скотный дворик», потому что горожане ничего не знали о сельском хозяйстве, а на свои загородные «сотки» теперь смотрели по-другому. Это была несколько романтическая эпоха.

Потом читатели попросили нас убрать из журнала слово «выживать» – они уже хотели ЖИТЬ и жить достойно. Было очень интересно наблюдать за этим процессом. Несколько лет назад я выступала на эту тему перед президентом, а до того на одном из выездных заседаний ЮНЕСКО прочла доклад «Россия, которую мы не знаем». Этот доклад был подготовлен по письмам нашего конкурса «Бабушкина педагогика» и детского конкурса «Какой я вижу Землю через 20 лет». Ответы о будущем тогда приходили фантастические. Оказывается, наши дети вовсе не хотели быть киллерами, они видели Землю, наполненную садами, мечтали не запирать двери на замки. И бабушки у нас оказались удивительные – читатели рассказывали о том, как они несут в семьи потрясающую атмосферу доброты и нравственности. Это была та Россия, о которой тогда как-то не говорили. Всячески создавалось ощущение дикой зоны, но, как выяснилось, внутри-то Россия была оптимистична. Вот и сейчас наши журналисты, приезжая из командировок рассказывают, какие удивительные вещи происходят в нашей «провинции», перетерпевшей трудности и не изменившей нашему исконному духу. Возможно, это проявление не календарной, а исторической весны, начинающейся в стране. Очень хочется в это верить.

Я вижу, что сквозь годы и различные эпохи вы продолжаете основную линию интеллигентного журнала, проповедующего определенную систему ценностей?

Нашим людям нужно в ноги поклониться за то, что они накормили себя, не допустив голода. Но оправившись от первого шока, народ понял, что на выращенную на шести сотках картошку не купишь учебники, не выучишь дочь, не отправишь сына в институт. Как жить дальше? И мы стали искать – какие ценности остались, во что стоит вкладываться? У нас в журнале на эту тему стали выступать экономисты, психологи, деятели культуры. Мы выяснили, что, несмотря ни на что, вкладываться надо в семейный бизнес, в образование и в здоровье, потому что если мы будем здоровы, а страна будет развиваться, то окупится все.

В чем кроется секрет популярности «Работницы», читательской преданности вам?

В наш журнал не вносится сленг, потому что русский язык и так чрезвычайно богат. «Работница» из формально женского журнала превратилась в семейный, каковым, по сути, он был всегда. Институт семьи пережил все формации, все строи. Семья больше всего нас оберегает, недаром говорят: мы родом из детства, мы родом из семьи. Человек в одиночестве выжить не может.

Важно и то, что мы не берем в номер материалы и фотографии, которые нельзя было бы прочесть или увидеть подростку. Наш журнал можно спокойно оставить на столе. При этом в каждом номере много острых статей, мы пишем о сложных, а иногда и трагических взаимоотношениях, которые бывают в семьях (например, об отце-садисте и его дочери). Но мы не живописуем сладострастных подробностей, а говорим о том, что потом было с отцом, как все пережила дочь. Мы, фактически проводя внутреннее журналистское расследование, ищем, где и кем была совершена ошибка, чтобы наши читатели не повторили ее. Читатели благодарны нам за это. А, если нас немножко «заносит», они сразу реагируют, корректируют нас

Ну, а о главной причине популярности я уже говорила: раз журнал так востребован, значит, он действительно отражает насущные потребности общества.

Зоя Петровна, в наше время бывает и так, что газеты или журналы для рекламодателей выносят один тираж, а на самом деле он гораздо меньший. Каков тираж журнала «Работница»?

Распространение у «Работницы» – вся Россия, также на нас подписываются в Ближнем и Дальнем Зарубежье. Тираж у нас – и это тоже примета времени – плавающий, потому что мы работаем под заказы, поскольку мы живем за счет самих себя. Бывают спецвыпуски или спецзаказы в какой-то регион, иногда приходится допечатывать. Минимальный тираж – в пределах 80-90 тысяч экземпляров.

 Вы знакомы со своей аудиторией? Общаетесь с ней?

У нас большая почта. Уже много лет каждый номер открывается рубрикой «Россия – это мы», где публикуются письма читателей. В каждом номер есть «письмо-SOS». Человеку, который прислал его, обязательно помогут, мы за этим следим. В издании масса конкурсов, лотерей, но даже на них приходят письма по содержанию более «широкие», чем просто ответы на конкурсные вопросы.

Поток писем не уменьшается со временем. Несомненно, это реакция на принципиальную позицию журнала: для нас читатель – не просто объект, на который мы сыпем имеющуюся у нас информацию, он субъект, он наш соавтор. И читатель это чувствует. Бывают номера, когда около трети материалов делаются авторами-читателями. У нас много рубрик, которые специально подчеркивают читательское участие: это их истории, поэзия, литературные странички, просто статьи.

География наших авторов-читателей необъятна. Недавно я получила письмо из американской тюрьмы, где свой срок отбывает гражданка Украины. К ней каким-то чудом попала моя статья, и она три года писала мне письма, но не решалась отправить их. Только сейчас она все-таки прислала письмо, а с ним подборку своих стихов. Это очень хорошие стихи, и некоторые из них обязательно будут опубликованы.

Сейчас в розницу и по подписке можно приобрести большое число женских журналов, в основном «калек» с каких-либо иностранных крупных издательских домов. Каковы основные отличия «Работницы» от этих гламурных и глянцевых изданий?

Во-первых, в проблематике. Те издания, о которых Вы говорите, родились примерно в одно и то же время: одни в конце войны, другие – в 50-е годы. Они очень подходили к той эпохе (иначе бы не выжили), потому что отражали потребности женщин того времени, которые крылось в обретении самоуважения, в выживании в послевоенное время. Эти проблемы близки и понятны нам, и они решались тогда этими изданиями за счет соответствующего содержания, а отнюдь не за счет гламура и глянца на обложке.

Сейчас, в других исторических условиях основной спектр проблем сместился там в другие, менее напряженные сферы: дизайн, украшение жилья, здоровье, питание, уход за собственным телом. Соответственно проблемам и уровню благосостояния изменился и облик этих изданий.

У нас же наши главные задачи пока что несколько иные. «Работница» – народный журнал. Мы проживаем времена вместе со своими читателями. Это не означает, что мы специально рядимся в скромные одежды. Это совсем не так, и дизайн нашего журнала вполне современен, как современно его содержание – и про здоровье, и про питание, и про дизайн вы тоже в нем найдете. Речь идет о чувстве меры.

Мы живем в наше время и в нашей стране. И мы хотим, чтобы наш народ жил лучше.

Духовная рубрика «Благовест» возникла в вашем журнале под влиянием веяний моды? Или же вы руководствовались иными соображениями? Как отнеслись к такому нововведению читатели страны с традиционно советским менталитетом?

Когда мы начали эту рубрику, пришло всего лишь одно или два письма такого содержания: «Мы материалисты и не принимаем религию». Религия при советской власти была запрещенной темой, и мы хотели сломать стереотипы, мечтали, чтобы читатель открыл для себя другой мир, который мы сами постигали. Напечатали Нагорную проповедь Иисуса Христа, притчи царя Соломона и Песнь песней. Нам показалось тогда, что про религию мы сказали все, и мы даже окунулись в эзотерику.

Очень скоро эзотерика оттолкнула нас нравственно. Однако в этом опыте была своя польза, он показал нам, материалистам, что мир не заканчивается вещами, что он огромен и бесконечен.
И мы стали «копать» в «Житиях святых», потому что, как сказал диакон Андрей Кураев: «Православие – одна из самых непознанных религий в России». Мы стали говорить с читателем о той религии, которую сами узнавали. Продолжая существующие традиции, мы старались ни одной строчкой не оскорбить ни одну из религий.

Вы также стали писать о кино…

Рубрика о кино появилась у нас совсем недавно. «Работница» никогда не писала про кино и телевидение, потому что мы как ежемесячный журнал просто не успевали за новинками. Но сейчас что-то такое происходит в русском кино, о чем нашему читателю следует знать. Пишем обо многом, за исключением триллеров и ужастиков – их рекламировать не нужно, они и так настолько вхожи в дом, что приходится спасать от них людей.

Да мы о чем только не пишем!  Стали много печатать о путешествиях, открыли рубрику «Экономика по-…»: по-японски, по-американски и т.д. Хочется, чтобы наш читатель видел мир не только со стороны пляжей или с рекламных роликов, но и постигал, как интересно и разнообразно устраивают свою повседневную жизнь представители разных стран и национальностей. Я и сама с удовольствием читаю эти материалы о другой культуре бытия. Думаю, что эта рубрика очень перспективна.

У вас в каждом номере есть интервью со «звездами». Насколько легко журналистам «Работницы» договориться с ними о встрече, о разговоре?

Очень легко. Многие десятилетия «Работница» была вхожа почти в каждый дом. Ее знают  почти все: если кто-то их молодых сам и не читал наш журнал, то слышал о нем от своей мамы или бабушки. И «звезды» здесь не исключение. Восприятие у людей от «Работницы» осталось самым теплым. Моему сыну тридцать лет, и его окружают самые что ни на есть современные люди, но и от них я иногда слышу: «Вчера прочитал «Работницу» от корки до корки…». Для меня это хорошая оценка – уж этих-то людей никак не заставишь читать такого, чего им не хочется.

Злые языки иногда говорят, что раньше у нашего журнала были большие тиражи оттого, что в стране нечего было купить. Однако женщину никогда невозможно было заставить читать или покупать то, чего она не хочет.

Уважение к читателю, работа во благо читателя – таким всегда был главный принцип «Работницы». Ему следовали наши журналисты всех поколений. Моя заслуга, заслуга нашего поколения лишь в том, что мы приняли и продолжили эту миссию.

См. также о глянце:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.