28 марта 2024, четверг, 14:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 марта 2006, 17:35

Дмитрий Губин: «Слова «х..й» и «Путин» у нас категорически запрещены»

«Прагматика культуры» продолжает разговор о глянце. Наш сегодняшний собеседник - Дмитрий Губин, главный редактор журнала "FHM",  готов к любым вопросам, потому что имеет свою продуманную позицию. Беседу о границах дозволенного, о роли девушек в журнале,  редакционной политике и глянцевой концепции мира записал корреспондент «Прагматики культуры» Леонид Клейн.

Я внимательно просмотрел последний номер вашего журнала, поэтому первый вопрос у меня по содержанию, или, вернее, по стилистике. В одной из кинорецензий у вас сказано: «Еврейская девушка не понимает грусти своих родственников, и сюжет фильма приводит ее в концлагерь, где дело начинает попахивать газом». Это вы так шутите? Это стиль журнала или вы случайно пропустили подобную фразу?

Мы позволяем себе очень многие вещи, которые не позволяет себе другой глянец. Мы действительно ходим на грани, правда, ее никогда не переступаем. Нельзя же писать, что дело пахнет керосином. В концлагере действительно пахнет газом. Знаете, у нас была когда-то попытка разобраться, можем ли мы публиковать еврейские анекдоты… Мы их спокойно публикуем, тем более, что анекдоты про евреев нам поставляет Рома Трахтенберг. Мне вообще непонятно, почему нельзя смеяться над евреями…

Здесь речь вовсе не о евреях. Здесь речь о концлагере. Это разные вещи.

Мне приходилась видеть Рому Трахтенберга в качестве ведущего номера в клубе «Хали-Гали», когда Дева Мария выходила на сцену с большим членом вместо крошки Иисуса, и ничего - все переваривали. А над клубом вообще висела вывеска «Каждому свое». И ветераны войны устраивали там какие-то невероятные акции протеста и угрожали Трахтенберга повесить. С моей точки зрения, для общества были гораздо опаснее ветераны, которые всерьез хотели повесить Трахтенбегра, чем Трахтенберг, который позволял себе смеяться над святым. Одним словом, меня ничего не резануло в этой шутке про газ. Хотя, еще раз повторяю, мы позволяем себе гораздо больше, чем, например, другой глянцевый журнал «Махiм».

Правильно ли я понимаю, что вы словесно позволяете себе гораздо больше, чем другие мужские журналы - «телесно»? То есть у вас не настолько откровенные снимки девушек, как например, в том же «Маxiме» или «Плейбое», но при этом ваши идеологические границы шире.

В принципе, да. Есть определенная иерархия, которой пользуется каждый автор. У меня есть специальная памятка, согласно которой слово «х..й» допустимо только в глубоко интеллектуальных текстах, которых, я, надеюсь в "FHM" совсем немного. Кроме того,  «х..й» и «Путин» категорически запрещено использовать в заголовках, подзаголовках, врезах и выносах. Слово «е….ся» было последний раз использовано в интервью с Димой Быковым, который, отвечая на вопрос, что он будет делать через двадцать лет, сказал: «Надеюсь, буду писать и надеюсь, буду «е….ся».

То есть у вас есть своя внутренняя цензура?

Конечно. На самом деле, это связано с кухней глянца. Глянец живет с рекламой. В России существует рынок продавца, в отличие от рынка покупателей, который существует, например, в Англии. В Англии журнал FHM выходит таким огромным тиражом, что может наплевать на мнение рекламодателей, а мы не можем.

А какой у вас тираж?

В России - сто тысяч, в Англии полмиллиона, в Америке - миллион. Так вот, в английском FHM есть даже объявления геев. Более негейского журнала трудно себя представить, но тираж такой огромный, что продавцы подстраиваются под покупателей.

Кстати, о геях. Ведь мужской журнал по определению не может рекламировать гомосексуализм.

Наше отношение к гомосексуализму можно выражается очень просто. Андеграунданая группа «Кровосток» дала нашему журналу интервью,  и на вопрос, как они относятся к геям, ребята ответили гениально: «Они нас не е…т. Мы их тоже». Вот наше отношение к этой проблеме.

Еще один вопрос по мартовскому номеру. У вас есть материал о сексуальных табу. И там в том числе сказано, что в христианстве обнаженным изображается только Христос, а все остальные персонажи только с голыми руками. Вы же знаете, что это неправда. Богородица на иконе «Млекопитательница»  изображается с обнаженной грудью, Мария Египитская -  полуголая. То есть вы пишете прямую неправду.

Есть ложь и есть неточность. Глянцевые журналы - это, кстати, тоже один из законов жанра - могут себе позволить могут себе позволить определенное количество неточностей. В отличие от какой-нибудь деловой ежедневной газеты.

Мне просто кажется, что это сознательная неточность. В том же материале сказано, что у первых христиан были распространены такие пороки, как содомия, свальный грех и массовая кастрация. Если имеется в виду послания апостола Павла, то ведь надо объяснить, что это ситуация античного мира…

Глянцевый журнал может позволить себе описывать сложные вещи просто. Одним мазком. Для глянца точность фактов - на последнем месте. У нас нет отдела проверки. В тех примерах, которые вы назвали, нет умысла. Я вам могу сказать, что для нашего читателя количество цилиндров в двигателе "BMW М 5" важнее  деталей бытовой жизни младохристиан. Хотя, конечно, у нас есть здоровый цинизм.

Цинизм - необходимый ингредиент в рецептуре журнала?

Ну, да. У нас в майском номере будет материал про японский аквапарк - кстати, самый большой в мире, рассчитанный на 10 000 человек. Мы долго бились над заголовком для статьи. И в конце концов придумали такой:  «Канчели не пробегал?» Да, жестко. Жесть как она есть.

Давайте поговорим о политике журнала в целом. Вы пытаетесь сказать о чем-то на фоне девушек или хотите  поговорить о девушках и сексе на фоне разных, совершенно периферийных, подчас маргинальных статей? Что для вас первично? Потому что, когда открываешь «Плейбой» - там сразу, понятно, что первично…

Да, в «Плейбое» - на первом месте девушки. А у нас - может быть, часть моих читателей расстроится - девушки все-таки фон.

Ну а девушки, а девушки - потом?

Я думаю, что девушек, конечно, рассматривают в первую очередь. Кстати сказать, я очень жестко отбираю девочек. Я лично. Без меня ни одна девушка не проходит. Размер грудей, форма трусиков - я за этим очень пристально слежу. Без девушек журнал просто не будут читать. У нас самые большие продажи были в январе, когда мы упаковали журнал в глухой черный пакет и написали «горячая начинка», и еще написали: «Целый номер про это», хотя ничего особенного по сравнению с другими номерами, там не было. Просто слово «секс» продается само по себе.

Кстати, каковы «правила съема»?

Мы никогда не показываем крупным планом соски и лобковые волосы. Потому что мы не эротический журнал. Это надо понимать.

Если девушки только фон, то что же главное?

Нужно быть совсем уж идиотом, чтобы не ставить перед собой сверхзадачи. По большому счету, FHM лепит определенный комплекс поведения мужчины. Через все наши материалы проходит несколько принципиальных установок. Например, если ты занимаешься сексом, то должен заниматься безопасным сексом, но, занимаясь безопасным сексом, ты должен быть готов принять ответственность за него, как будто бы ты занимаешься незащищенным сексом и должен быть готов стать полноценным отцом своего будущего ребенка.

Ну, это понятно.

Нет. Это понятно, но совсем не для всех очевидно. Или мы задаемся вопросом, что делать, если ты влюбился в браке.

Да, это актуальная для многих проблема…

У нас нет однозначного ответа, но у нас есть определенная позиция. Мы не сильно затрагиваем проблему развода, так как наш читатель достаточно молод, но все-таки мы говорим: если разводишься, не парься с разделом имущества, уходим голым.

У вас просто воспитательный журнал. А «Анну Каренину» вы не советуете читать? Там и про любовь в браке, и про развод, и про детей... Полезная книжка.

Не советуем. Так как литература ничему не может научить, в отличие от нашего журнала. Мы можем научить, как сделать чернильницу из хлеба или стрелялку из упаковки из-под комакт-дисков, а художественная литература ничему этому не учит. Глянцевый журнал - это вообще школа жизни. Конечно, мы не лезем в очень серьезные проблемы. "FHM"  останавливается там, где начинаются чувства.  

В глянцевых журналах не может быть ничего серьезного?

Может. Я долго работал колумнистом в «GQ» и писал на совершенно серьезные темы.

Но в GQ почти нет никаких девушек. Это, по-моему, мужской, но совсем не эротический журнал.

Совершенно верно. Этот журнал рассчитан на старших модников.

Давайте поговорим об авторах. В FHM печатаются очень многие. А есть ли такие, которые отказываются печататься под вашей обложкой?

Михаилу Касьянову мы предложили. Ответ пока завис. Ну и Ходорковский. По не зависящим от него причинам. Больше никто отказа не давал. Вообще авторов, которые пишут по-настоящему остроумно, найти очень трудно.

В той социокультурной ситуации, в которой мы находимся последние пятнадцать лет, глянец подминает под себя все. Любой журнал, чтобы продаваться, должен выглядеть как глянец. Это неизбежная тенденция?

Да. Но я считаю, что это хорошо. Если человек плохо одет, голоден и плохо выбрит,  -  почему это настоящая жизнь? Почему сытый, довольный, прекрасно одетый - уже ненастоящая, жизнь? Я думаю, что здесь есть перекос российского сознания, в котором ценилось только страдание. А веселой, яркой жизни надо стесняться? - Я с этим не согласен. На вопрос, как дела, я все время отвечаю: «Процветаю». У меня это даже в контракте записано, вторым пунктом. Первый пункт - честно работать, второй пункт - процветать. У меня все прекрасно, все хорошо.

Согласитесь, это все-таки позиция для читателей, для публики.

Почему?

Потому что существуют дети, старики и смерть - три темы, которые глянцевые журналы старательно обходят.

Я считаю, что смерти не существует.  А старость существует только тогда, когда человек соглашается принять это слово по отношению к себе. Я знаю массу пятидесятилетних девочек, которые тусуются, колбасятся, занимаются всем подряд и считают себя девочками.

Кроме стиля жизни, глянец предлагает и некий дизайн.

Да. Сегодня, даже если вы выпускаете серьезное профессиональное издание, например, что-нибудь о рыбалке, или есть такой журнал «Доски» - про сноуборд, -  это нишевые издания, но у них тем больше шансов преуспеть, чем лучше они используют современный глянцевый дизайн, который достаточно дробный, который удобен и привычен читателю. Глянец не предлагает концепцию мира как непрерывного текста.   У глянца мир как…

Мир как комикс?

Да. Комикс, с замечательными выносами, врезками… Вообще, я считаю, что нынешнее устройство мира гораздо более справедливое, чем прежнее. В советское время, кроме выпивки, книг и секса ничего не было. Сегодня предполагается масса вариантов организации жизни. Я не понимаю, почему книги имеют преимущество перед катанием на сноуборде. Раньше мальчик, который был не очень умен - заведомо попадал в люди второго сорта. А сегодня этот мальчик может быть убежденным трезвенником, не трахаться, но кататься на сноуборде, и он будет абсолютно  культовым героем. Так что глянец - это и дизайн, и стиль, и жизненная позиция.

См. также о ГЛЯНЦЕ:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.