28 марта 2024, четверг, 11:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 февраля 2006, 15:51

Кинотеатр хенд-мейд

Михаил Синев и Виктор Федосеев работали в оргкомитете «Золотой маски» на весьма солидных позициях. В прошлом году неожиданно для всех на базе Театра.док они организовали «фестиваль действительного кино» Кинотеатр.doc, который получился настолько интересным, что через несколько месяцев Михаил с Виктором  в одночасье ушли из «Золотой маски» и стали делать фестиваль всерьез. 23 февраля в Москве открывлся уже второй «Кинотеатр.doc». Дина Годер разговаривает о нем с директором проекта Михаилом Синевом и с Виктором Федосеевым, отвечающим за связи с общественностью.

«Кинотеатр.doc» проводится во второй раз. А давно вы давно его придумали?

ВФ.  Когда «Золотая маска» проводила фестиваль «Новой драмы» в Питере, мы попросили режиссера Бориса Хлебникова, с которым незадолго до этого познакомились,  собрать программу кино, близкого по духу новой драме и Театру.док.

Вы как-то определяли, что именно вам было нужно?

ВФ. Считали, что это должна быть фиксация некой реальности, документальная история. И когда он подобрал маленькую двухдневную программу из нескольких фильмов, мы поняли, что это кино практически никому не известно, что оно снимается здесь и сейчас, и что оно не менее эффективно бьет по голове и затягивает людей, чем спектакли Театра.док. После показов стало понятно, что теперь их надо проводить в Москве и показывать что-то большее. Это была наша общая идея с Леной Греминой, руководителем Театра.док. Отборщиками стали Хлебников и Алена Солнцева. Сразу объявили конкурс – времени до фестиваля оставалось пара месяцев.

А где это вы объявили?

ВФ. Везде: делали рассылки по всем возможным киношным адресам, повесили объявления на нескольких кинофорумах, сделали несколько сотен афиш и приглашений, который раскидали-расклеили по клубам, потом звонили по институтам – во ВГИК, Высшие режиссерские курсы. Обращались к фестивалям  - в России есть три фестиваля документального кино:  в Екатеринбурге, Петербурге и Перми. А в Москве – нет. Конкурс объявили в ноябре, первые фильмы стали получать в начале декабря и получали до последнего момента, их присылали со всей страны и даже из Америки. Оказалось, что мы попали точно. Что в этой области есть некий вакуум. Тогда Хлебников и Солнцева посмотрели больше 500 фильмов и выбрали из них 50.

Кто эти люди, которые шлют кино, какого они возраста?

ВФ. Самые разные. Есть молодые, например, в этом году будут фильмы девятнадцатилетней девушки – ее зовут Валерия Гай Германика, она ученица Разбежкиной. Есть классик Петр Мостовой, который живет в Израиле, ему больше 70-ти. Но в среднем – лет 30.

Что у вас было с бюджетом?

МС. Когда мы придумывали фестиваль, мы вообще туда не закладывали никакого бюджета. В результате получилось, что потратили не больше 1000 долларов.

То есть вы, работая в «Золотой маске», тратили свое время за так, отборщики и жюри тоже работали бесплатно, и за зал вы ничего не платите. Зачем вам понадобились деньги?

ВФ. На рекламу – флаеры и афиши, и на призы – подзорные трубы. Да, забыл: раньше всего мы сделали сайт. Сайт – это очень важно. Наша публика вся в интернете сидит.

Там очень качественный дизайн. И вообще вся ваша полиграфия на такой коричневой оберточной бумаге с красными наклейками выглядит очень стильно. Кто сайт делал?

ВФ. Мы сами. Я умею программировать. Концепцию фирменного стиля всего фестиваля нам помог сделать профессиональный дизайнер Юра Чиликин из студии «Мечта», который раньше придумал логотип для Новой драмы. Он тоже все делал бесплатно.  А теперь мы уже все делаем сами – верстаем, делаем макеты и т. д. Саму идею оформления – крафтовую бумагу и жесткий картон мы придумывали все вместе. Приглашение выглядит так: картонка, по диагонали на ней наша красная наклейка, сверху приклеивается на какой показ человек приглашается и все вместе заворачивается в крафт-бумагу, где напечатаны логотипы спонсоров и т. д. Такой хенд-мейд получается. Эти бумага и картон невероятно дешевые. В бумажном салоне такая же стоит почти в сто раз дороже, а эта вообще не продается – в типографиях ее используют для заворачивания продукции. На ней никто не печатает. Картон тоже упаковочный – в издательствах  из него делают прокладки между тиражами. В результате на печать ушло примерно 500 долларов. Флаеры сами печатали на обычном принтере.

И кто этот хенд-мейд делает?

ВФ. Да сейчас вся дирекция сидит - заворачивает. А потом развозим. Каждое приглашение сделано с любовью. И с болью в сердце отдаем. Технология заворачивания ведь тоже сложная – конверт складывается из обычного листа А4.

Эти 1000 долларов на призы и рекламу дал спонсор?

ВФ. Да. У Театра.док есть такая помощница – бизнесмен Алла Хохрина. Ей наш проект тоже понравился, теперь она и Кинотеатру.док помогает.

А были какие-нибудь волонтеры?

ВФ. В прошлом году один человек приехал из Питера – ему это было интересно. В этом году есть человека два-три. Без них не обойдешься - громадное количество времени отнимает просто курьерская работа. Если какие-то деньги будут, мы сможем им заплатить.

Как вы думаете, сколько людей побывало на прошлом фестивале?

ВФ. В зал помещается человек сто, так что, я думаю, 2,5 – 3 тысячи человек прошло через фестиваль, Кто-то из них приходил с утра и оставался до вечера. Мы тогда очень удивлялись, что даже в первый день перед театром буквально выстроилась очередь.

А вход по-прежнему бесплатный?

ВФ. Да, по записи. Люди звонят или по мейлу присылают свои фамилии – они и идут первыми. А остальные – на свободные места. В этом году у нас появилась вторая площадка – в Центре имени Мейерхольда, в черном зале мы показываем зарубежное документальное кино. Есть и от французского культурного центра, и от Гете-института – немецкая программа, есть шведское. Там мы уже будем брать за показ 50 рублей.

Почему появилась зарубежная программа?

ВФ. В течение года мы пытались понять, что происходит с подобным кино на Западе. И поняли:  у нас никто не видел документальное кино, которое снимается в мире. И решили его показать. А в Европе, между прочим, существуют кинотеатры, которые занимаются документальном кино и у них есть своя публика.

Вы сами-то смотрели эти фильмы? Отличаются они от наших?

ВФ. По словам Хлебникова, зарубежные фильмы по профессии на голову выше наших, но у них нет, того, что приветствуется у нас – личного высказывания. Самое интересное - смотреть и сравнивать.

Вернемся к прошлому году. Что произошло после фестиваля?

Мы поняли, что нельзя проводить фестиваль раз в год. Интерес к событию должен поддерживаться, это должен быть не фестиваль, а круглогодичный проект. И вокруг него должно создаться - сейчас есть такое модное слово – коммьюнити. То есть свой зритель. И мы там же, в Театре.док стали устраивать 2-3 раза в месяц показы. По ходу Кинотеатр.док обрастал какими-то новыми проектами.

Какими, например?

ВФ. Вот мы сейчас продюсировали игровой фильм Андрея Зайцева «Плакат» - по событиям двухлетней давности. На Киевском шоссе стоял плакат, где было написано «Смерть жидам». В течение дня никто не останавливался, вечером русская женщина его пыталась снять, но оказалось, что он был заминирован и взорвался. В фильме мимо плаката едут машины и мы видим кто как в них реагирует. Картина будет небольшой – 30-35 минут.  К этому фильму мы еще сделаем весной выставку «Ненависть». Там  будет несколько залов. В одном повесим всякие ксенофобские надписи на стенах – «смерть жидам», «чурки убирайтесь отсюда», и др. Фотографии стен с этими надписями нам присылали со всей страны. Все начинается со стен. Надписи в туалетах, подъездах. Фашистские интернет-форумы будут бесконечной лентой проецироваться на стену – это очень сильно цепляет. В другом зале будет видео избиений.

Откуда вы их взяли?

ВФ. Они снимают их сами, что-то из милицейских архивов – мы уже собрали практически весь материал. В другом зале будут показывать фильм каждые полчаса. И в последнем зале повесим фотографии людей, которых убили в последние несколько лет. Мы надеемся, что это будет в рамках московской фотобиеннале, так совпало, что у них в этом году тема « Конфликт». Андрей очень хотел, чтобы этот проект был вписан в некую череду событий, потому что у всех людей есть сильная блокировка на эту проблему и заставить людей сходить на такую выставку и фильм отдельно – сложно.

Это был ваш первый продюсерский проект?

МС. Нет, первым был фильм «Пыль» Сергея Лобана. Мы занимались его продвижением. В результате проката его в двух кинотеатрах в Москве, Петербурге и еще нескольких городах фильм окупился в 10 раз. Кроме того, мы выпустили DVD, которые хорошо продаются. Все эти деньги с дисков и проката пойдут на следующий фильм Лобана, который он будет снимать летом – кино называется «Отдохнуть по-человечески». Следующий фильм будет иметь бюджет больше – в «Пыли»-то все, кроме Мамонова снимались бесплатно, там нет ни одного профессионального актера. Может, удастся и от государства деньги получить – все-таки фильм участвовал в ММКФ, получил приз критики, и первый приз на «Киношоке». Еще сейчас продюсируем новый фильм Валерии Гай Германика – первый вы увидите на этом фестивале. Она совсем молодая, но очень хорошо снимает - близко подбирается к людям.

 А на этот раз в чем состоит продюсирование?

МС. Я дал денег из своих личных и еще немного нашел. Материал уже есть, но ей нужно  в студии посидеть, оплатить работу монтажера, звук. Это будет проект Кинотеатра.doc.

Получилось, что у вас уже множество проектов.

МС. Да, и все это меньше чем за год. Мы начали ими заниматься активно, когда ушли из «Золотой маски», то есть 1 июня. Этот фестиваль уже гораздо больше прошлого. Мы надеемся на нем дать старт программе мобильного видео (фильмы, снятые на мобильные телефоны) – а на него надеемся привлечь спонсоров. И еще думаем о проекте, который сможем проводить летом на АРТСтрелке – «кинотеатр на открытом воздухе».

Коммьюнити, о котором вы говорили, у вас уже есть?

ВФ. Есть. Очень важно, что у нас на сайте появилась новостная подписка. Зрители оставляют свои е-мейлы, и за год у нас уже образовался список рассылки длиной больше тысячи адресов, по ней мы рассылаем информацию о каждом следующем показе

А спонсоры проявляют интерес?

Мы пытались их привлечь. Но фандрайзинг – очень серьезная работа и у нас не хватает не то, что опыта, а просто людей. Вот сейчас Честерфилд у нас соскочил в последний момент. Но мы начали спонсоров-то искать всего 2 месяца назад, это очень поздно. Все рассчитывали на заявку, которую подали в ФАКК.

МС. Насчет федерального агентства было очень смешно. От Театра.док было 2 заявки. Одна их, а другая наша (на тот момент у нас не было юридического статуса). Они просили на постановку спектакля, а мы – на весь проект (он же ветвистый). Театр.док – один из наших учредителей.

А кто еще?

МС. Еще «Другое кино» и лично я. Все мы в меру сил искали денег на Кинотеатр.док. В общем, нам сказали, что Театру.док дадут денег на постановку – 60 тысяч рублей, а нам – ничего. И Лена Гремина теперь ходит в недоумении – что можно поставить за такие деньги?

ВФ. Дверь в Большом театре

МС. Не хватит.

ВФ. Ну, в вахтерку.

МС. Раньше же Федеральное агентство клялось и божилось, что поможет Театру.док, и вот, когда он первый раз туда обратился, дали 2 тысячи долларов. А нам не дали, поскольку теперь есть конкурс, раз мы подали 2 проекта, значит только один из них должен выиграть. Счастье, что у нас есть спонсор. Мы получили в этом году 3-4 тысячи долларов на проведение фестиваля. Вот компьютер купили с принтером – и полутора тысяч нет.

А те режиссеры, фильмы, которых вы беретесь продюсировать,  - все из числа участников фестиваля?

ВФ. Да, фестиваль ведь и замечателен тем, что вокруг него складывается не только круг зрителей, но и круг режиссеров, которые без фестиваля и друг о друге бы не узнали, и имели бы меньше шансов заявить о себе.

А есть идея эти фильмы выпускать на дисках?

МС. Мы уже начали. На фестивале уже будет продаваться диск Павла Костомарова с фильмами «Трансформатор» и «Мирная жизнь», фаворитами прошлого фестиваля. Под лейблом Кинотеатр.док. И диск Андрея Зайцева  с фильмами «Мой дом» и «Глеб».

Вы будет выпускать диски, например, лучших фильмов фестиваля?

ВФ. Будем. Просто это целая история, с каждым автором нужно заключить договор, оговорить условия и т.д. Диск лучших фильмов прошлого фестиваля, если успеем, тоже начнем на этом фестивале продавать.

А потом где они будут продаваться?

ВФ. В Театре.док, с клубами договоримся, где аудитория пересекается с аудиторией фестиваля. Не в больших магазинах. Мы же будем их выпускать ограниченным тиражом. Будет нужно – допечатаем.

Режиссеры из других городов приезжают на фестиваль?

 ВФ. Мы не имеем возможности их привезти, но, если они приезжают, мы очень рады. Мы всегда стараемся, чтобы московские режиссеры сами представляли свой фильм и отвечали на вопросы зрителей после него. Тот максимум энтузиазма и человеческих ресурсов, который у нас есть, мы вложили. Фестиваль смог расшириться – у него появились другие программы, вторая площадка, смежные проекты, больше зрителей. Но чтобы сделать еще что-то большее, нужен другой бюджет. Чтобы привозить режиссеров, устраивать круглые столы, чтобы была наружная реклама, чтобы зал был немного больше.

Фестиваль у вас очевидно некоммерческий и коммерческим быть не может. Как вы планируете решать проблему с деньгами?

МС. Для нас путь один – искать генерального спонсора. Фонд, компанию или частное лицо. Я не говорю о доходе, но хотелось бы не свои личные деньги тратить, а чтобы фестиваль приносил хотя бы зарплату той команде, которая ее делает.  Пока мы продюсируем какие-то совсем небольшие картины, где режиссер сам же является автором, оператором и нет больших трат. И, если мы находим небольшие частные деньги, то они целиком идут на фильм, о зарплатах речь не идет.

А каковы при этом ваши личные амбиции? Кроме того, что это вам просто нравится?

МС. Нажиться и прославиться.

Тогда вы удачное направление выбрали.

МС. Естественно, есть личные амбиции. Это направление  - такое документальное, нон-фикшн - перспективное. Но, кроме того, что нам оно интересно, мне кажется, оно будет развиваться в ближайшие несколько лет. К тому же, когда начинаешь делать что-то одно, подтягивается и другое. Сейчас, например, предлагают какие-то программы для фестивалей составлять. И даже какие-то деньги за это готовы платить.

ВФ.  Сейчас Александр Миндазе открывает киностудию «Пассажир» и гендиректором там будет Миша. До этого ни у одного из нас не было постоянного заработка.

И все это время вы живете на подножном корму?

МС.  Были еще какие-то личные сбережения.

ВФ.  А я беспрерывно делаю сайты, один за другим, всем фестивалям.

Есть надежда, что к следующему фестивалю, Кинотеатр.doc вас начнет хоть как-то кормить?

ВФ. Если нет, то все это было бессмысленно. За два года ты должен доказать, что фестиваль не случаен, но если на третий не находятся какие-то деньги, то надо очень крепко задуматься. Если этот проект финансово несостоятелен, то уже надо какие-то другие фильмы показывать.
Порнографию.

МС. Ага, сделаем первый порнофестиваль!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.