28 марта 2024, четверг, 20:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 января 2006, 16:27

Алексей Кортнев: "Мой лирический герой действительно трагичен"

Студенческий театр МГУ, отмечавший вчера свой юбилей, стал, как сказали бы в советские времена, кузницей кадров для многих деятелей современной культуры. Один из них - Алексей Кортнев - поэт, переводчик, музыкант, актер, шоумен. Корреспондент "Прагматики культуры" Леонид Клейн встретился с лидером легендарной группы "Несчастный случай" за полчаса до спектакля "День выборов", в котором Кортнев исполняет свои блистательные песни. Разговор шел как раз о штампах советской эпохи,  историческом сломе и  поэтической иронии - о том, из чего соткан удивительный мир "Несчастного случая".

Алексей, недавно отмечалось 100 лет со дня рождения Хармса. Кажется, между сценическим образом, который вы воплощаете на сцене, и героями Хармса есть переклички. Для вас актуально его творчество?

Конечно, потому что Хармс наряду с Введенским и Заболоцким являются самыми-самыми любимыми поэтами. Заболоцкий и Введенский мне нравятся даже больше, но Хармс - это обязательное чтение. Я очень много и подробно читал, смотрел несколько очень удачных спектаклей по его произведениям.

Что еще,  кроме "Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов" в "Эрмитаже"?

На мой взгляд, лучшим был спектакль в театре "Ученая обезьяна" по пьесе "Елизавета Бам".

Хармс уникален тем, что это чуть ли не единственный из писателей, умерших более 60 лет назад,  который ощущается как абсолютно современный и актуальный сегодня.

Я думаю, что Хармс выстроил полностью условный и вневременной мир, и этот мир приложим к абсолютно любому этапу человеческой жизни. Хармс всегда будет актуален в России, потому что жизнь у нас постоянно соприкасается с бессмыслицей и абсурдом. Так было всегда, и, очевидно, так и будет всегда. Вряд ли Хармс будет когда-нибудь понятен в Новой Зеландии или какой-нибудь Швейцарии. Хотя в Европе они, по крайней мере, через границу видят, что происходит вокруг, а в Новой Зеландии просто не поймут. Азиаты-с.

Вы согласились бы с таким определением вашего творчества: "Невидимые миру слезы сквозь видимый миру стеб"?

Пожалуй.

Давайте поговорим о  соотношении смешного и серьезного в ваших песнях. Создается ощущение, что у вас довольно много откровенно трагических вещей.

Может быть. Я, на самом деле, проживаю отнюдь не трагическую жизнь, хотя понимаю, что лирический герой может сильно отличаться от человека, который пишет все эти вещи. И мой лирический герой действительно трагичен. Не знаю - но свое alter ego я ощущаю именно так. И когда-то давным-давно, будучи юношей-максималистом, я говорил, что самое интересное -  это ужас и страх жизни, живущий в глубине глаз. Сейчас бы я это так не формулировал, но, тем не менее, мне кажется, что на сцене интересен человек, который трагикомичен.

Я вообще считаю, что трагикомедия  - это единственный, что ли, абсолютный жанр, нелживый. Потому что жизнь трагикомична. И поэтому ни чистая комедия, ни чистая трагедия, ни танцы на льду  - все это не может отразить сущности бытия.

Из-за своей односторонности?

Да. А вот трагикомедия, или, лучше сказать, чаплинский стиль, - наиболее правдив, и мне нравится соответствовать ему.

У вас есть песня "Аркадий". Короткая, простая и очень пронзительная.

Это одна из моих любимых песен.

Когда вы ее писали, для вас было актуально,  что имя  Аркадий - означает идиллию?

Конечно, я это делал осознанно. Кстати, эта песня посвящена совершенно реальному человеку - моему другу Мите Дерягину, очень талантливому физику. Он умер в 20 лет. Это был очень светлый человек.

Жанр этой песни - что-то среднее между частушкой и плачем.

Конечно. Мне всегда очень нравилось работать со стилизацией, причем не нужно это путать с пародией. Если вы посмотрите спектакль, то увидите собственно несколько стилизаций. В частности, там есть  "Сказ о битве атамана Паромонова с басурманом Паши на железном заводе о девяностых годах". Это своего рода казачья песня, и, на мой взгляд, очень чистая стилизация получилась.

Ваш самый знаменитый спектакль называется "День радио". Но ведь только определенной возрастной категории понятна ирония этого названия - использование советского штампа "день печати", "день радио", "день строителя". Для вашего творчества слом режима, переход от советской эпохи к свободе, был очень важен?

Конечно, это было принципиально. Правда,  в случае с "Днем радио", действительно, было взято устойчивое выражение советских времен, но там речь идет еще и просто  об одном дне вымышленной радиостанции. Конечно, слом и кардинальное изменение культурной ситуации было очень важно и мне посчастливилось, буквально посчастливилось...

... в его минуты роковые?

Конечно, и это тоже. Да еще вдобавок познакомиться и подружиться с Виктором Коркия, Юрием Арабовым,  Дмитрием Приговым,  Левой Рубинштейном. Войти в этот круг, когда все новое выплеснулось на сцену. Было чрезвычайно интересно попасть в эту струю постмодернистов.

Ваша аудитория с точки зрения возраста должна быть родом из Советского Союза, чтобы понимать, на чем построены ваши шутки, ваша ирония.

Я вообще считаю, что петь и работать надо для сверстников. Я в этом совершенно убежден, потому что - кто же лучше обслужит интересы моих сорокалетних сверстников, чем человек, который понимает их язык, их воспитание, образование и т.д. И мы по-прежнему продолжаем петь песни, в которых очень много реалий прошедшей эпохи.

Вы употребили слово "обслуживать". На одном из своих концертов вы пошутили, сказав, что слишком часто выступаете на разных похоронах и свадьбах. Вам  приходится петь на корпоративных вечеринках?

Постоянно.

А кто их  заказывает? Вы можете описать портрет вашего слушателя?

Я могу дать абсолютно четкий портрет. Это, как правило, люди, которые 20 лет назад закончили высшие учебные заведения в городе Москве и сейчас являются президентами банков, бирж, советниками главы государства. Также мы постоянно играем у компьютерщиков. Потому что это все практически мои однокурсники.

Это те люди, которые раньше назывались советской интеллигенцией и которые сумели встроиться в современную жизнь?

Да. А встроились они потому, что вошли в новую эпоху еще не закостенелыми. Понимаете, в 88-ом году люди выпускались  уже с гибкой спиной, не надо было ломать хребет.

Сколько вам платят на корпоративных вечеринках?

Сумму я не назову, но это достаточно хорошие деньги. Мы там стоим дорого, задираем нос и задираем цену. И это позволяет нам играть не слишком часто в клубах. Мы оставили себе "Б-2" и "16 тонн", и все. За концерты нам тоже платят, но клубные ставки невысоки.

Вы играете спектакль "День радио", но при этом на известных, форматных станциях появляетесь довольно редко.

Это история долгая. На радио мы представлены где-то десятком песен, причем 5 из них ротируются достаточно сильно.

Ну, например, тот же "Аркадий" никогда не может появиться в эфире. Даже на "Серебряном дожде".

Безусловно. Но это вполне логично, потому что мы всегда писали песни, ориентируясь на собственные вкусы и на вкусы немногочисленной, но симпатичной аудитории, к которой мы обращаемся. И группа была и остается любительской. У нас у всех есть профессии, помимо музыкальной.

У вас какая?

Я работаю в нескольких спектаклях, снимаюсь в кино, работаю в качестве конферансье, занимаюсь переводом мюзиклов.

То есть "Несчастный случай" - это чисто некоммерческий проект.

Абсолютно. Мы сейчас записали и выпустили новую программу. И там музыка еще более сложная и неформатная, потому что с каждым годом умение играть растет, и мы позволяем себе все дальше отодвигаться от любого формата. Тем не менее, иногда получаются какие-то вещи, которые написаны в шутку, и они попадают на радио и даже надолго там задерживаются. Например, песни "Что ты имела в виду" или "Овощное танго".

А песня, которую вы исполняли на последней "Серебряной калоше" про огразм и Путина - она специально была написана для того шоу, которое устраивал "Серебряный дождь"?

Нет. Она из спектакля "День выборов", если вы останетесь, то ее услышите.

Назовите несколько ваших самых любимых песен.

Ну, "Аркадий", о котором мы уже говорили. "Снег идет", "Уголочек неба", "Братец Кролик".

Это все очень грустные вещи.

Да. Любимые - всегда грустные.

Фото Алексея Кортнева с сайта Kleo.ru

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.