29 марта 2024, пятница, 17:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 сентября 2005, 11:08

Забытый полк

С первых кадров «9 роты» становится ясно, за что картину обязательно будут ругать. Ну, конечно, Федор Сергеевич Бондарчук – рекламный режиссер, человек, который снимает клипы Жанне Фриске, понятно, что он сделает из Афгана – блокбастер, голливудское кино… 

Бондарчук действительно снял абсолютно голливудское кино.  Если под "голивудским" понимать масштабное, жесткое, зрелищное кино. В том смысле, в каком голливудскими режиссерами остаются Ридли Скотт и Оливер Стоун.

Голливуд ведь – это не только «Рокки-5», но и долгое время остававшийся недоступным для российского кино уровень производства. Ну, не умели у нас снимать дымящиеся вертолеты, взрывы, бои с летящими со звоном гильзами. Не умели до недавнего времени.

 «9 рота» – тот редкий случай, когда, глядя на сложные с точки зрения постановки, зрелищные сцены боев, не хочется, зажмурившись от стыда, сказать "ребята, оставьте же это Ридли Скотту, давайте лучше о душе…" У Бондарчука все получилось совсем нестыдно и именно так, как полагается: и о войне, и о душе, но все достоверно и все правда. Всегда непредсказуемая камера Максима Осадчего, короткий американский монтаж, прекрасно записанный на лондонской студии звук – так, что шорох падения каждой отстрелянной гильзы отлично слышен, так, что среди хаоса боя можно различить ставшие за время фильма знакомыми голоса. Лондонский звук, американский монтаж, голливудский размах… Только не спрашивайте, что от России. От России нам осталась чудовищная дикая война, и мальчики, которых калечат и убивают ни за что. 

В фильме все это есть. Есть армейская изнанка  - хотя какая там, собственно, «изнанка»?! Это уже не изнанка, а лицо нашей армии. Есть герои, которые по определению могут быть только русскими, но при этом история, рассказанная в "9 роте", – универсальна. Потому что история негероических героев – слабых, обыкновенных мальчишек, – которые в одно прекрасное утро проснулись в аду, понятна везде, от Владикавказа до Нью-Йорка. Из реальных, с живой жизни списанных характеров складывается даже не мозаика, а целое полотно. Изуродованный, контуженный прапорщик Дыгало (в блестящем исполнении Михаила Пореченкова), который  пишет рапорты с просьбой вернуть его в самое пекло. Чугун (Иван Кокорин) – даже не касается в первую и последнюю брачную ночь к молодой жене, чтобы потом, вернувшись, проверить, была ли она верна, и если нет… Хлипкий студент педагогического Воробей (Алексей Чадов), который описался, когда ложился под танк, и так и не сумел заняться любовью с полковой женой Белоснежкой, не смог «как животное, с кем угодно, где угодно». Сама Белоснежка (Ирина Рахманова) – голая пионерка, родина-мать, безотказная…

В «9 роте», естественно, угадываются параллели с сегодняшней ситуацией на Кавказе. И отношение авторов фильма к ситуации этой понятно. В «9 роте» торгуют оружием, бросают на высоте никому не нужную роту – все, как сегодня. Герой Алексея Серебрякова роняет: «Никто и никогда не сумел завоевать Афганистан».

Финал картины можно трактовать двояко, как впрочем, и всегда, если кино получается похожим на жизнь. Герои победили и проиграли. А какая победа дороже и не слишком ли высока ее цена - решать это уже не зрителю, бери выше...

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.